У книжной полки. 2 февраля

2 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Старец Паисий Святогорец. Отцы святогорцы и святогорские истории.

 

Удивительное и незабываемое соприкосновение с духом святогорского старчества ждет читателей этой книги, и дарит нам его великий старец Паисий Святогорец. Схимонах Паисий - один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил Православия. Он известен во всем мире, его книги любят и постоянно перечитывают, получая при этом огромную духовную пользу. Чуть больше года назад, 13 января старец Паисий был прославлен в лике святых. И не удивительно, что его рассказы о святых подвижниках Афона, многих из которых он знал лично, наполнены необыкновенной любовью святого старца. Эти рассказы несколько раз переиздавались и одно из последних изданий мы и предлагаем вашему вниманию. О книге – «Отцы святогорцы и святогорские истории», - далее в нашей программе. ***

Старец Паисий Святогорец - греческий афонский монах, святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. В этой книге он воспоминает об истинных подвижниках и насельниках Святой горы Афон. Описывая в тонкостях и деталях характер монахов, он пытается донести до читателя всю духовную глубину святой простоты афонских подвижников. Удивительные подвиги, чудеса и необычайные события. Для человека, который живёт в атмосфере благодати, всё это естественно. Но сегодня рассудочность подвинула веру, и оттого души людей наполнились сомнениями. В книге читатель увидит живые примеры действия благодати, которые возбуждают в человеке стремление терпеливо следовать по пути стяжания добродетели.

В предисловии святой автор пишет: «Я мучаюсь угрызениями совести из-за того, что не делал никаких записей с подробностями рассказов об отцах, прославившихся своими добродетелями и живших в недавнее время, всего, что поведали мне благочестивые старцы, когда я был еще новоначальным монахом. Также мне совестно за то, что по своему нерадению я не сохранил - даже в памяти - все те необыкновенные события, которые происходили с этими святыми монахами и о которых они, ради моей духовной пользы, рассказывали мне с присущей им простотой». Как отмечает отец Паисий, «монахов того времени отличали великая вера и простота. Хотя большинство из них были малограмотны, благодаря своему смирению и подвижническому духу они непрестанно просвещались Духом Святым».

«В наше же время, - продолжает старец, - когда познания столь умножились, логика, увы, подвинула веру с ее оснований, наполнив души людей вопросами и сомнениями. Следующим же шагом будет то, что мы лишимся чудес, потому что чудеса нужно переживать, а не объяснять логически. Мирской дух, господствующий теперь среди людей, которые все свои старания направили на то, чтобы сделать свою жизнь как можно лучше, иметь больше удобств и меньше труда, как это ни прискорбно, повлиял также на большинство духовных людей. Вслед за всеми они устремились к тому, чтобы получить освящение, затрачивая при этом как можно меньше усилий, чего не может быть никогда, потому что святые отдавали кровь и принимали дух. Поэтому, несмотря на всю радость, которую испытываешь от того, что сегодня наблюдается возвращение к святым отцам и монашеству, несмотря на все восхищение нашей замечательной молодежью, сожалеешь, видя, что этому доброму тесту недостает соответствующей духовной закваски.

Чтобы нарисовать живую картину благодати и сделать для читателей более понятным святоотеческий дух, который господствовал еще несколько лет назад, старец Паисий для примера приводит несколько случаев, которые произошли с простыми монахами того времени. Так, - повествует автор, - в монастыре Кутлумуш жил один старец, отец Харалампий, очень простой и очень усердный как в духовной жизни, так и в послушаниях, которых у него было, кажется, больше, чем у всех остальных, потому что в то время в монастыре оставалось мало монахов, да и те были старые. В числе прочего на нем была и библиотека. Однако затем у него пришлось забрать это послушание, потому что он никогда не запирал ее дверей. Он говорил: «Пусть люди читают книги». Ему даже в голову не приходило, что есть такие, которые могут украсть книгу. Отец Харалампий имел совершенную невинность и простоту.

Помимо своих многочисленных послушаний, он также сажал деревья для будущих монахов, потому что верил, что монастырь Кутлумуш еще возродится. Руки у него неустанно работали на благо других, а ум и сердце духовно трудились в непрестанной молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". На службу он всегда приходил первым. Так и жил монах, неослабно подвизаясь в труде и молитве. Но вот однажды заболел гриппом и слег в постель. Врач сказал отцам, чтобы они не отлучались от него, потому что он вот-вот умрет. Отец Харалампий, услышав это из-под своих одеял, ответил: "Что ты такое говоришь?! Я не умру, пока не придет Пасха, и пока я не спою "Христос воскресе…". И действительно, прошло почти два месяца, пока не наступила Пасха. Тогда он спел "Христос воскресе…", причастился и упокоился. Этот ревностный и простой старец стал истинным чадом Божиим, и сам вместе с Господом назначил себе день смерти».

А в Иверском скиту, - далее повествует автор, - отец Николай из общины Маркианов рассказывал мне об одном монахе, который отличался такой же детской простотой. Однажды, когда в их каливе пересох колодец, он опустил в него на бечевке икону Святителя Николая со словами «Святителю отче Николае, если хочешь, чтобы я и дальше продолжал зажигать перед тобою лампадку, поднимись вместе с водой — ты же можешь это сделать. Видишь, сколько людей приходит к нам, а у нас для них нет студеной воды». И, о чудо! Вода постепенно начала подниматься, а вместе с нею и икона Святителя, пока монах не смог взять ее в руки. После этого он с благоговением облобызал ее и отнес назад в храм. В том же скиту, немного выше той самой каливы, расположена келлия святых апостолов, в которой сейчас живут два монаха, братья по плоти. В этой общине некогда жил отец Пахомий. На его лице была явственно запечатлена святость. Он был и очень простым и совершенно неграмотным, но исполненным благодати.

Когда старец приходил на праздники в кириакон скита, никогда не садился, но все время, даже на всенощных бдениях, стоял на ногах, читая молитву Иисусову. Когда кто-нибудь спрашивал его: «Что сейчас читают за службой?» - он отвечал: «Псалтирь, Псалтирь читают отцы». Для него все было Псалтирью. И петь он ничего не умел, кроме - «Христос воскресе…», которое пел на Пасху. Тем не менее, он был всегда готов исполнять волю других и не имел своей собственной воли. Как бы кто сильно ни печалился, завидев отца Пахомия, тут же переставал скорбеть. Все его любили, даже змеи, которые его не боялись и не прятались от него. В окрестностях его каливы водилось множество змей, и отец Пахомий с улыбкой подходил к этим тварям, брал их в руки и выносил за ограду. Старец Паисий спросил однажды у него: «Отец Пахомий, почему змеи тебя не кусают? На это он ответил: «Где-то в каком-то месте Писания Иисус Христос говорит: «Если имеешь веру, то берешь руками змей и скорпионов, и они тебе не вредят» (Лк.10,19)».

Этот святой монах, отец Пахомий, - по словам автора, - упокоился 22 октября 1967 года, за год до кончины отца Тихона, о котором старец Паисий рассказывает далее в этой книге. Как, впрочем, и о других преподобных отцах, которые подвижничали в уделе Божией Матери и стяжали с помощью Пречистой Девы, непорочность. Они - эти «десантники» нашей Церкви - стали воинами Христовыми, победили свои страсти, уничтожили врага - диавола и получили от Христа нетленные венцы. Со многими из них, - говорит автор, - я был знаком лично, и при этом близко; однако, увы, не подражал им, и теперь духовно нахожусь далеко от них. Поэтому я от всего сердца прошу всех, кто будет читать об их подвигах в жизни по Богу, подражать им, а также молиться обо мне, окаянном Паисии».

 

*** В отдельной главе, которая завершает данную книгу, даны наставления старца Паисия. Они адресованы всем православным христианам, монахам и мирянам. Как отмечает старец, «наибольшим недугом нашего времени являются суетные помыслы мирских людей, которые приносят одну душевную тяжесть. Исцелить от этого недуга может только Христос, подающий человеку душевную тишину, а вместе с ней - и вечность. Для этого достаточно человеку только покаяться и обратиться к Богу. Чтобы очистить душу, людям необходимо отречься от земных пристрастий и обратить очи ума к Небу - таков общий смысл этих богодохновенных наставлений. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать