Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Никто не погибнет со мной.
Среди многих дивных пастырей, явленных в Русской земле, среди тех, кто оставил по себе добрую память и заслужил наибольшее почитание, имя протоиерея Валентина Амфитеатрова, знаменитого московского священника, проповедника и духовника занимает особое место. Он принадлежал к древнему прославленному роду Амфитеатровых, давших Русской Церкви выдающихся священнослужителей и просветителей. Своим пастырским подвигом батюшка привлек в лоно Церкви тысячи заблудших, и еще при жизни явил удивительные чудеса и знамения. Будучи приходским священником, семейным человеком, отец Валентин достиг высокого духовного совершенства, и имел благодатные дары исцеления, прозорливости, старчества. Духовный путь его был близок пути святого праведного Иоанна Кронштадтского, который в свою очередь высоко ценил московского пастыря-подвижника. О протоиерее Валентине Амфитеатрове рассказывает книга, выпущенная в свет издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она называется – «Никто не погибнет со мной». ***
Жизнеописательницей известного московского священника, проповедника и духовника протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836 - I908) была его духовная дочь Анна Зерцалова. Подавляющее большинство сведений об этом московском праведнике дошло до нас благодаря именно ее свидетельству. Сама Анна Зерцалова в 1937 году разделила подвиг множества пострадавших за веру российских исповедников и была казнена на Бутовском полигоне. Ныне она прославлена как новомученица. Наше издание включает в себя несколько ее работ о жизненном пути о. Валентина и о чудесах, связанных с его молитвенным предстательством. Большинство составивших книгу текстов публикуются впервые. Издание приурочено к 18о-летию со дня рождения знаменитого московского пастыря.
Открывает книгу жизнеописание отца Валентина, где говорится, что он, следуя по пути духовного служения своих предков, с 1847 по 1853 год учился в Орловской духовной семинарии, затем перевелся в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году. Далее продолжил обучение в Московской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Сразу же по окончании Духовной академии, в том же году, Валентина Николаевича назначили инспектором и преподавателем высшего отделения Калужского духовного училища. Меньше чем через год по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода его перевели в Калужскую духовную семинарию преподавателем всеобщей, гражданской русской истории и греческого языка, а через десять лет, в 1869 году, направили смотрителем Мещёвского уездного духовного училища. Тяготея к преподаванию, к просвещению, со временем Валентин Николаевич стал совмещать преподавательскую и административную деятельность в калужских духовных школах.
В 1860 году Валентин Николаевич женился на Елизавете Ивановне Чупровой, и принял священнический сан. Как отмечает автор-составитель, брак отца Валентина оказался счастливым. У четы Амфитеатровых родились сын Александр и три дочери: Александра, Любовь и Вера. Репутация просвещенного администратора и талантливого педагога, укрепившаяся за отцом Валентином, в определенной мере осложнила его жизнь: в течение следующих двенадцати с лишним лет ему с семьей приходилось часто переезжать, так как начальство по своему усмотрению передвигало его с места на место, из одной духовной школы в другую, туда, где он мог быть более полезен; и эти перемещения по церковным учебным заведениям Московской и Калужской епархий продолжались до середины 1870-х годов. Что же касается пастырского служения, то для отца Валентина оно началось в Благовещенском соборе города Калуги — он был определен туда сразу же после принятия священнического сана, в 1860 году.
Наконец, в 1874 г. после череды переездов отец Валентин получил назначение в Москву, в кремлевский храм Святых равноапостольных Константина и Елены в Тайницком саду. Среди верующих храм был более известен по имени чтимого образа Божией Матери «Нечаянная радость». Поначалу церковь пустовала: жилых домов поблизости не было, и Батюшка служил, практически не имея паствы. Но слухом земля полнится, и через некоторое время храм начал обзаводиться прихожанами. Отец Валентин понимал, что для возрождения религиозности в обществе необходимо возродить главное в жизни христианина — таинства исповеди и причащения. Он служил каждый день, и эти ежедневные богослужения, общие молебны и панихиды сплотили приход, укрепили его и духовно воспитали. Конечно, особую роль в духовном наставлении прихожан сыграли проповеди отца Валентина. Он понимал их нацеленность и значение, и потому каждое слово к прихожанам вдумчиво и тщательно готовил. Опирался на свое хорошее знание Священного Писания и духовной литературы, писал живо и ясно, чтобы мысли его были понятны и доступны всем.
Его открытость, дар горячей молитвы, стремление служить своей пастве привлекли к нему многочисленных прихожан. Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привести молящихся и в покинутые, забытые верующими храмы. Труды отца Валентина не остались незамеченными, и в 1892 году он был поставлен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля, где и прослужил до 1902 года. В эти годы окончательно определилась и расширилась система социального служения пастыря. Многие семьи он опекал в течение долгих лет. Когда глава семьи терял работу и вся семья оказывалась в тяжелом положении, фактически на грани гибели, он шел и просил, чтобы уволенного снова трудоустроили. Если после смерти кормильца вся семья оставалась без средств к существованию, отец Валентин искал и находил для вдовы подходящую работу. Если вдова оставалась с малолетними детьми на руках и не могла работать, отец Валентин находил богатых попечителей, согласных оказывать этой семье материальную помощь и покровительство. Особой заботой отца Валентина стали осиротевшие дети. Он устраивал их в учебные заведения и сам оплачивал содержание.
Для отца Валентина не существовало различия между бедным и богатым, никому не отдавалось особого предпочтения, он всех любил и о каждом заботился. Толпы бедняков собирались около храма, в котором он служил, чтобы получить безотказно выдаваемую милостыню. Стоит отметить, что Батюшка и сам искал обездоленных и спешил им помочь. Не довольствуясь раздачей милостыни нищим, отец Валентин всегда помнил о духовном назначении человека и прилагал огромные усилия, чтобы вернуть его к нормальной жизни. Многие его трудами и молитвами потихоньку начинали оживать и обращаться к полезной деятельности. В 1902 году отец Валентин, постепенно теряя зрение и испытывая из-за этого трудности в совершении богослужений, вышел за штат. С этого времени и вплоть до своей кончины в 1908 году, даже будучи тяжело больным, он принимал всех желающих у себя дома, продолжал посильно участвовать в жизни многих своих прихожан, оставаясь для них пастырем и заботливым отцом.
Они видели в нем не только священника, который возносит ко Господу их молитвы и прошения, испрашивая у Всевышнего заступничества и помощи, но и вместе с ними, как один из них, предстоит пред Господом, кто, как многострадальный Иов, «плакал о всяком печальном, воздыхал, видя человека в бедствии, не отказывал нищим в просьбе, не ел хлеб свой один, а с бедняками и сиротами». Вот почему паства отца Валентина почувствовала себя осиротевшей, когда Батюшка скончался. Этим неизбывным и полным трагизма ощущением сиротства, недосказанной чудесному Батюшке при его жизни любовью и сердечным глубоким преклонением перед величием его души пронизаны страницы публикуемых в этой книге воспоминаний о нем и дневниковых записей, принадлежащих его духовной дочери Анне Ивановне Зерцаловой.
Духовное общение Анны Ивановны и отца Валентина продолжалось около двадцати лет. После кончины Батюшки она ухаживала за его могилой на Ваганьковском кладбище, рассказывала о нем верующим и раздавала машинописные листы с описанием происшедших и происходящих чудес. В это же время она начала составлять воспоминания о жизни и трудах отца Валентина и собирать свидетельства о чудотворениях, связанных с отцом Валентином. Анна Зерцалова написала семь книг о протоиерее Валентине Амфитеатрове. Четыре из них: «Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля московского придворного Архангельского собора»; машинопись «Великий подвижник отец Валентин» и рукописи «Дивный пастырь отец Валентин» и «Мой дневник после смерти Батюшки» - вошли в данную книгу. Последние три книги, не увидевшие свет в свое время, публикуются впервые: они хранятся в семейном архиве правнуков протоиерея Валентина Амфитеатрова.
*** По словам издателей, все работы Анны Ивановны Зерцаловой объединяет одно стремление — рассказать о жизни и деятельности своего духовного отца, протоиерея Валентина Амфитеатрова, а также свидетельствовать о чудесах, происшедших по его молитвам. Все четыре выпущенные ею книги выходили с интервалом в несколько лет. В каждой из них Анна Ивановна помещала биографическую справку об отце Валентине, затем описывала его деятельность и в заключение, как правило, приводила свидетельства о посмертных чудесах. Каждая новая книга увеличивалась в объеме, так как пополнялась новыми воспоминаниями и описаниями чудес. Последний ее вариант мы предлагаем вашему вниманию.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!