У книжной полки. 2 августа

2 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Никто не погибнет со мной.

 

Среди многих дивных пастырей, явленных в Русской земле, среди тех, кто оставил по себе добрую память и заслужил наибольшее почитание, имя протоиерея Валентина Амфитеатрова, знаменитого московского священника, пропо­ведника и духовника занимает особое место. Он принадлежал к древнему прославленному роду Амфитеатровых, давших Русской Церкви выдающихся священнослужителей и просветителей. Своим пастырским подвигом батюшка привлек в лоно Церкви тысячи заблудших, и еще при жизни явил удивительные чудеса и знамения. Будучи приходским священником, семейным человеком, отец Валентин достиг высокого духовного совершенства, и имел благодатные дары исцеления, прозорливости, старчества. Духовный путь его был близок пути святого праведного Иоанна Кронштадтского, который в свою очередь высоко ценил московского пастыря-подвижника. О протоиерее Валентине Амфитеатрове рассказывает книга, выпущенная в свет издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она называется – «Никто не погибнет со мной». ***

Жизнеописательницей известного московского священника, проповедника и духовника протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836 - I908) была его духовная дочь Анна Зерцалова. Подавляю­щее большинство сведений об этом московском праведнике дошло до нас благодаря именно ее свидетельству. Сама Анна Зерцалова в 1937 году разделила подвиг множества пострадавших за веру российских исповедников и была казнена на Бутовском полигоне. Ныне она прославлена как новомученица. Наше издание включает в себя несколько ее работ о жизненном пути о. Валентина и о чуде­сах, связанных с его молитвенным предстательством. Большин­ство составивших книгу текстов публикуются впервые. Издание приурочено к 18о-летию со дня рождения знаменитого московско­го пастыря.

Открывает книгу жизнеописание отца Валентина, где говорится, что он, следуя по пути духовного служения своих предков, с 1847 по 1853 год учился в Орловской духовной семинарии, за­тем перевелся в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году. Далее продолжил обучение в Московской духовной акаде­мии, которую закончил со степенью кандидата бого­словия. Сразу же по окончании Духовной академии, в том же году, Валентина Николаевича назначили инспектором и преподавате­лем высшего отделения Калужского духовного училища. Мень­ше чем через год по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода его перевели в Калужскую духовную семинарию препо­давателем всеобщей, гражданской русской истории и греческого языка, а через десять лет, в 1869 году, направили смотрителем Мещёвского уездного духовного училища. Тяготея к преподава­нию, к просвещению, со временем Валентин Николаевич стал со­вмещать преподавательскую и административную деятельность в калужских духовных школах.

В 1860 году Валентин Николаевич женился на Елизавете Ивановне Чупровой, и принял священнический сан. Как отмечает автор-составитель, брак отца Валентина оказался счастливым. У четы Амфитеатровых родились сын Александр и три дочери: Александра, Любовь и Вера. Репутация просвещенного администратора и талантливого педагога, укрепившаяся за отцом Валентином, в определенной мере осложнила его жизнь: в течение следующих двенадцати с лишним лет ему с семьей приходилось часто переезжать, так как начальство по своему усмотрению передвигало его с места на место, из одной духовной школы в другую, туда, где он мог быть более полезен; и эти перемещения по церковным учебным заведениям Московской и Калужской епархий продолжались до середины 1870-х годов. Что же касается пастырского служения, то для отца Валентина оно началось в Благовещенском соборе города Калуги — он был определен туда сразу же после принятия священнического сана, в 1860 году.

Наконец, в 1874 г. после череды переездов отец Валентин получил назначение в Москву, в кремлевский храм Святых равно­апостольных Константина и Елены в Тайницком саду. Среди верующих храм был более известен по имени чтимого образа Божией Матери «Нечаянная радость». Поначалу церковь пустовала: жи­лых домов поблизости не было, и Батюшка служил, практически не имея паствы. Но слухом земля полнится, и через некоторое вре­мя храм начал обзаводиться прихожанами. Отец Валентин пони­мал, что для возрождения религиозности в обществе необходимо возродить главное в жизни христианина — таинства исповеди и причащения. Он служил каждый день, и эти ежедневные бого­служения, общие молебны и панихиды сплотили приход, укре­пили его и духовно воспитали. Конечно, особую роль в духовном наставлении прихожан сы­грали проповеди отца Валентина. Он понимал их нацеленность и значение, и потому каждое слово к прихожанам вдумчиво и тщательно готовил. Опирался на свое хорошее знание Священ­ного Писания и духовной литературы, писал живо и ясно, чтобы мысли его были понятны и доступны всем.

Его открытость, дар горячей молитвы, стремление служить своей пастве привлекли к нему многочисленных прихожан. Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привести молящихся и в покину­тые, забытые верующими храмы. Труды отца Валентина не остались незамеченными, и в 1892 году он был поставлен настоятелем Архангельского собора Мо­сковского Кремля, где и прослужил до 1902 года. В эти годы окончательно определилась и расширилась си­стема социального служения пастыря. Многие семьи он опекал в течение долгих лет. Когда глава семьи терял работу и вся семья оказывалась в тяжелом положении, фактически на грани гибели, он шел и просил, чтобы уволенного снова трудоустроили. Если после смерти кормильца вся семья оставалась без средств к су­ществованию, отец Валентин искал и находил для вдовы подхо­дящую работу. Если вдова оставалась с малолетними детьми на руках и не могла работать, отец Валентин находил богатых попе­чителей, согласных оказывать этой семье материальную помощь и покровительство. Особой заботой отца Валентина стали осиротевшие дети. Он устраивал их в учебные заведения и сам оплачивал содержание.

Для отца Валентина не существовало различия между бедным и богатым, никому не отдавалось особого предпочте­ния, он всех любил и о каждом заботился. Толпы бедняков со­бирались около храма, в котором он служил, чтобы получить безотказно выдаваемую милостыню. Стоит отметить, что Батюшка и сам искал обездоленных и спешил им помочь. Не довольствуясь раздачей милостыни нищим, отец Валентин всегда помнил о духовном назначении человека и прилагал огромные усилия, чтобы вер­нуть его к нормальной жизни. Многие его трудами и молит­вами потихоньку начинали оживать и обращаться к полезной деятельности. В 1902 году отец Валентин, постепенно теряя зрение и испы­тывая из-за этого трудности в совершении богослужений, вышел за штат. С этого времени и вплоть до своей кончины в 1908 году, даже будучи тяжело больным, он принимал всех желающих у себя дома, продолжал посильно участвовать в жизни многих своих прихожан, оставаясь для них пастырем и заботливым от­цом.

Они видели в нем не только священника, который возносит ко Господу их молитвы и прошения, испрашивая у Всевышнего заступничества и помощи, но и вместе с ними, как один из них, предстоит пред Господом, кто, как многострадальный Иов, «пла­кал о всяком печальном, воздыхал, видя человека в бедствии, не отказывал нищим в просьбе, не ел хлеб свой один, а с бедняками и сиротами». Вот почему паства отца Валентина почувствовала себя осиротевшей, когда Батюшка скончался. Этим неизбывным и полным трагизма ощущением сирот­ства, недосказанной чудесному Батюшке при его жизни любо­вью и сердечным глубоким преклонением перед величием его души пронизаны страницы публикуемых в этой книге воспоминаний о нем и дневниковых записей, принадлежащих его духовной дочери Анне Ивановне Зерцаловой.

Духовное общение Анны Ивановны и отца Валентина продолжа­лось около двадцати лет. После кончины Батюшки она ухажи­вала за его могилой на Ваганьковском кладбище, рассказывала о нем верующим и раздавала машинописные листы с описанием происшедших и происходящих чудес. В это же время она нача­ла составлять воспоминания о жизни и трудах отца Валентина и собирать свидетельства о чудотворениях, связанных с отцом Валентином. Анна Зерцалова написала семь книг о протоиерее Валентине Амфитеатрове. Четыре из них: «Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля московского придворного Ар­хангельского собора»; машинопись «Великий подвижник отец Валентин» и рукописи «Дивный пастырь отец Валентин» и «Мой дневник после смерти Батюшки» - вошли в данную книгу. Последние три книги, не увидевшие свет в свое время, публикуются впервые: они хранятся в се­мейном архиве правнуков протоиерея Валентина Амфитеатрова.

 

*** По словам издателей, все работы Анны Ивановны Зерцаловой объединяет одно стремление — рассказать о жизни и деятельности своего духовного отца, протоиерея Валентина Амфитеатрова, а также свидетельствовать о чудесах, происшедших по его молитвам. Все четыре выпущенные ею книги выходили с интервалом в несколько лет. В каждой из них Анна Ивановна помещала биографическую справку об отце Валентине, затем описывала его деятельность и в заключение, как правило, приво­дила свидетельства о посмертных чудесах. Каждая новая книга увеличивалась в объеме, так как пополнялась новыми воспоми­наниями и описаниями чудес. Последний ее вариант мы предлагаем вашему вниманию.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать