У книжной полки. 19 января

19 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь до и после Крещения: десять бесед с протоиереем Геннадием Фастом.

 

Зачем мы крестимся и крестим младенцев? Чтобы войти в Церковь, и, живя в любви, очищая душу, приближаться к Христу. Но чаще всего к крещению люди приступают формально, в силу традиции или даже из-за магических побуждений. Может ли в этом случае обряд считаться Таинством Крещения, а человек — крещеным? Этот и многие другие непростые вопросы освещает в своей книге протоиерей Геннадий Фаст, делясь воспоминаниями о собственной дороге к Православию. В десяти увлекательных беседах последовательно раскрываются читателю ключевые смыслы вхождения человека в Церковь и жизни по вере в современном мире. Эта книга вышла в свет в Издательстве Никея и называется - «Жизнь до и после Крещения: десять бесед с протоиереем Геннадием Фастом». ***

Эта книга предназначена для тех, кто собирается принять Таинство Крещения, и для тех, кто, быть может, в чем-то сомневается, хочет прояснить что-то для себя, в большей мере осознать суть Таинства. Каждая из десяти бесед представля­ет собой ответ на конкретный вопрос и освещает один из аспектов Крещения. Первые два разговора - вводные, предваряющие. В них, собеседник отца Геннадия (а им стал главный редактор Издательства Никея Владимир Лучанинов) , спрашивает о самом наболевшем, о том, что часто отталкивает людей не только от Церкви, но и от Бога вооб­ще. В первой беседе с болью и любовью батюшка говорит о смысле страданий и тягот человеческих, стараясь предостеречь читателя от раздражения и обиды на все и вся. Говорить на тему - «Для чего посылаются страдания?» по словам отца Геннадия, можно очень долго, тем более что нам, к сожалению, прихо­дится рассуждать вместо Бога, домысли­вать за Него.

Во втором разделе, раз­вивая известное высказывание прото­иерея Валентина Свенцицкого: «Всякий грех в Церкви — есть грех не Церкви, но против Церкви», отец Геннадий касает­ся того, как жить верующему в эпоху по­требления, что делать, как себя настро­ить, кто поможет найти путь к Богу, по­чему Церковь остается Церковью в эти «сытые» времена. По словам автора, «людям, ищущим Царствия Божия не на словах, а на деле, Господь являет необходимые им примеры, светлые и святые». Ведь «если ты стремишься увидеть Свет Христов в людях Церкви, то не заметить его попросту не­возможно». Кроме того, «надо иметь мужество признавать свои грехи и учиться просить за них прощение, а главное — совместно искать пути пре­одоления всего того, что порочит Цер­ковь и заслоняет от людей Свет Христов. Мы же, к великому сожалению, часто пользуемся церковным негативом толь­ко для того, чтобы обосновать свое от­странение от Царства Божия, используя пороки в Церкви для оправдания зла внутри себя».

Следующие семь бесед также посвя­щены дискуссионным и проблемным моментам, но уже имеющим прямое от­ношение к Крещению. Так в третьей беседе священник отвечает на такой вопрос: «Взрослые и дети перед Святой купелью. Кто быстрее войдет в Царство Божие?» Здесь автор в частности говорит, что «опираясь на Церковное Пре­дание, следует отметить: крестить­ся можно как во взрослом, так и в мла­денческом возрасте, главное, чтобы Та­инство действительно вводило человека в Церковь и в Царство Божие — взросло­го напрямую, а детей — через церковную жизнь, воспринимаемую в семейной тра­диции. На сегодняшний день в ряде епархий нашей Церкви введена практика обяза­тельных огласительных бесед перед Кре­щением. Это далеко не совершенный способ, он не решает многих проблем, но ничего лучшего пока не предложено. В случае крещения взрослого человека беседы проводятся с ним самим, а если крещаемый — ребенок, что случается го­раздо чаще, на беседу приглашаются ро­дители и будущие крестные малыша».

В следующей беседе отец Геннадий отвечает на вопрос: «Можем ли мы обещать Богу верность другого человека?» Разговор здесь идет о крестных родителях. По словам священника, наверно «многие с удивлением для себя узна­ют, что исторически институт крестных (восприемников) появился не в связи с крещением младенцев, а в связи с креще­нием взрослых. Когда человек обращал­ся к вере и просил о Крещении, то кто-то из верных, пользующийся авторитетом в Церкви, должен был засвидетельство­вать о нем, что он действительно уверо­вал, оставил язычество, изменил образ жизни и теперь хочет стать членом Церк­ви Божией. Что же касается детей, то в Священ­ном Писании сказано однозначно: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. 16: 31). Дети кре­стятся по вере родителей. Какова же в таком случае роль крест­ных? Ответ на этот вопрос раскрывается в 4 части книги.

«Гарантирует ли Крещение духовное и физическое благополучие?» - этот вопрос вынесен в название пятой беседы. Среди желающих принять Святое Крещение, наверное, немало таких, кто стремится обрести некую защиту, едва ли не оберег. Им нужен не столько Сам Христос, сколько надеж­да на какой-то незримый духовный па­тронаж. Хорошо ли это? Допустимо ли с точки зрения евангельского учения? Как говорит отец Геннадий, «не следует путать Крещение со страховым полисом. Вот, мол, я кре­стился, а значит, от чего-то застраховал­ся. Это — языческое восприятие Таинства, не имеющее с христианством ни­чего общего. Крещение совершается во оставление грехов, Крещение — это об­лечение во Христа, Крещение — это рож­дение свыше. Вот о чем идет речь на са­мом деле, а все остальное — лишь сопут­ствующие факторы».

В следующей беседе, которая называется – «Крещение: единожды или все-таки нет?» автору предлагается ответить на такие вопросы: «Как быть с людьми, крещенными в Православии, но уклонившимися, ставши­ми, например, членами той или иной сек­ты, если они покаются и захотят воссо­единиться с Православной Церковью? Как быть с крещенными в других христиан­ских Церквях? И: «Как вы, батюшка, относитесь к практике так называемого обливательного крещения?» Из седьмой беседы читатели узнают, какие есть препятствия к принятию Крещения, а из восьмой – как связаны между собой «Крещение и экзорцизм в современном мире». В девятой беседе автор объясняет, «Как Господь касается сердца человека и вводит Крещением в Свою Церковь?» Таким образом, спрашивая и о самом простом, и о более сложном, что по­рою не приходит на ум, собеседник отца Геннадия достигает того, чтобы за вдум­чивыми вопросами следовали глубокие ответы.

Однако лишь в последней, деся­той беседе выясняется то главное, о чем должен помнить каждый приступающий к Святой купели, и только теперь и со­беседник батюшки, и читатели осозна­ют в полной мере, насколько Таинство Крещения может изменить жизнь каждого на земле. О чем должны помнить люди, гото­вящиеся к этому Таинству? О том, что они готовятся стать христианами, о Христе. Как ни странно, - говорит отец Геннадий, в современной Рос­сии слово «христианин» почти забы­то, в лучшем случае говорят: «право­славные», а то и просто: «крещеные». О Христе же речь заходит крайне редко. А ведь Крещение - это именно сочета­ние человека со Христом. Сложившую­ся ситуацию можно сравнить с тем, как если бы перед свадьбой невесту интере­совало все что угодно: и фасон подвенеч­ного платья, и меню праздничной тра­пезы, и список приглашенных гостей, и красноречие тамады — все на свете, кро­ме жениха.

Но, отмечает автор, - всякое Крещение, которое не есть сочетание Христу, крещени­ем не является. Погружение в воду дей­ствительно было, так ведь и на пляже все в воду погружаются, но это же не Креще­ние! Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27). Поэтому лучше всего, если столь важный разговор на­чинается не с темы Крещения. Вообще, по мнению многих ранних святых отцов, о Крещении, и тем более о Причащении, говорить изначально не следует. Необходимо свидетельствовать только об Иисусе Христе. Если это по-настоящему пронзит сердце человека, он непременно задаст вопрос: Что мне де­лать, чтобы спастись? (Деян. 16: 30). Вот тогда-то и должно последовать сказан­ное апостолом Петром: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 3: 38).

 

*** Многих сегодня волнуют вопросы: ве­рить или не верить? а если верить, нуж­на ли для этого человеку Церковь? спо­собна ли вообще какая-то организация помочь в спасении? стоит ли крестить­ся? если креститься, то в Православие ли? и что делать, чтобы Крещение возымело силу? Об этом и многом другом говорит протоиерей Геннадий Фаст в своих беседах. Цикл построен так, что читать его мож­но с любого раздела. Вместе с тем ба­тюшка постепенно приоткрывает для нас, читателей, завесу между человеком и Богом, расширяя представление о Та­инстве Крещения. По словам издателей, эти десять бесед с любовью посвящаются: Всем родителям, желающим осмысленно крестить своих детей. Всем крестным, согласившимся взять на себя ответственность. Всем взрослым, решившимся креститься. Всем «православным», позабывшим о Христе. Всем желающим больше узнать о Церкви. Всем стремящимся приблизиться к Богу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать