Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнь до и после Крещения: десять бесед с протоиереем Геннадием Фастом.
Зачем мы крестимся и крестим младенцев? Чтобы войти в Церковь, и, живя в любви, очищая душу, приближаться к Христу. Но чаще всего к крещению люди приступают формально, в силу традиции или даже из-за магических побуждений. Может ли в этом случае обряд считаться Таинством Крещения, а человек — крещеным? Этот и многие другие непростые вопросы освещает в своей книге протоиерей Геннадий Фаст, делясь воспоминаниями о собственной дороге к Православию. В десяти увлекательных беседах последовательно раскрываются читателю ключевые смыслы вхождения человека в Церковь и жизни по вере в современном мире. Эта книга вышла в свет в Издательстве Никея и называется - «Жизнь до и после Крещения: десять бесед с протоиереем Геннадием Фастом». ***
Эта книга предназначена для тех, кто собирается принять Таинство Крещения, и для тех, кто, быть может, в чем-то сомневается, хочет прояснить что-то для себя, в большей мере осознать суть Таинства. Каждая из десяти бесед представляет собой ответ на конкретный вопрос и освещает один из аспектов Крещения. Первые два разговора - вводные, предваряющие. В них, собеседник отца Геннадия (а им стал главный редактор Издательства Никея Владимир Лучанинов) , спрашивает о самом наболевшем, о том, что часто отталкивает людей не только от Церкви, но и от Бога вообще. В первой беседе с болью и любовью батюшка говорит о смысле страданий и тягот человеческих, стараясь предостеречь читателя от раздражения и обиды на все и вся. Говорить на тему - «Для чего посылаются страдания?» по словам отца Геннадия, можно очень долго, тем более что нам, к сожалению, приходится рассуждать вместо Бога, домысливать за Него.
Во втором разделе, развивая известное высказывание протоиерея Валентина Свенцицкого: «Всякий грех в Церкви — есть грех не Церкви, но против Церкви», отец Геннадий касается того, как жить верующему в эпоху потребления, что делать, как себя настроить, кто поможет найти путь к Богу, почему Церковь остается Церковью в эти «сытые» времена. По словам автора, «людям, ищущим Царствия Божия не на словах, а на деле, Господь являет необходимые им примеры, светлые и святые». Ведь «если ты стремишься увидеть Свет Христов в людях Церкви, то не заметить его попросту невозможно». Кроме того, «надо иметь мужество признавать свои грехи и учиться просить за них прощение, а главное — совместно искать пути преодоления всего того, что порочит Церковь и заслоняет от людей Свет Христов. Мы же, к великому сожалению, часто пользуемся церковным негативом только для того, чтобы обосновать свое отстранение от Царства Божия, используя пороки в Церкви для оправдания зла внутри себя».
Следующие семь бесед также посвящены дискуссионным и проблемным моментам, но уже имеющим прямое отношение к Крещению. Так в третьей беседе священник отвечает на такой вопрос: «Взрослые и дети перед Святой купелью. Кто быстрее войдет в Царство Божие?» Здесь автор в частности говорит, что «опираясь на Церковное Предание, следует отметить: креститься можно как во взрослом, так и в младенческом возрасте, главное, чтобы Таинство действительно вводило человека в Церковь и в Царство Божие — взрослого напрямую, а детей — через церковную жизнь, воспринимаемую в семейной традиции. На сегодняшний день в ряде епархий нашей Церкви введена практика обязательных огласительных бесед перед Крещением. Это далеко не совершенный способ, он не решает многих проблем, но ничего лучшего пока не предложено. В случае крещения взрослого человека беседы проводятся с ним самим, а если крещаемый — ребенок, что случается гораздо чаще, на беседу приглашаются родители и будущие крестные малыша».
В следующей беседе отец Геннадий отвечает на вопрос: «Можем ли мы обещать Богу верность другого человека?» Разговор здесь идет о крестных родителях. По словам священника, наверно «многие с удивлением для себя узнают, что исторически институт крестных (восприемников) появился не в связи с крещением младенцев, а в связи с крещением взрослых. Когда человек обращался к вере и просил о Крещении, то кто-то из верных, пользующийся авторитетом в Церкви, должен был засвидетельствовать о нем, что он действительно уверовал, оставил язычество, изменил образ жизни и теперь хочет стать членом Церкви Божией. Что же касается детей, то в Священном Писании сказано однозначно: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. 16: 31). Дети крестятся по вере родителей. Какова же в таком случае роль крестных? Ответ на этот вопрос раскрывается в 4 части книги.
«Гарантирует ли Крещение духовное и физическое благополучие?» - этот вопрос вынесен в название пятой беседы. Среди желающих принять Святое Крещение, наверное, немало таких, кто стремится обрести некую защиту, едва ли не оберег. Им нужен не столько Сам Христос, сколько надежда на какой-то незримый духовный патронаж. Хорошо ли это? Допустимо ли с точки зрения евангельского учения? Как говорит отец Геннадий, «не следует путать Крещение со страховым полисом. Вот, мол, я крестился, а значит, от чего-то застраховался. Это — языческое восприятие Таинства, не имеющее с христианством ничего общего. Крещение совершается во оставление грехов, Крещение — это облечение во Христа, Крещение — это рождение свыше. Вот о чем идет речь на самом деле, а все остальное — лишь сопутствующие факторы».
В следующей беседе, которая называется – «Крещение: единожды или все-таки нет?» автору предлагается ответить на такие вопросы: «Как быть с людьми, крещенными в Православии, но уклонившимися, ставшими, например, членами той или иной секты, если они покаются и захотят воссоединиться с Православной Церковью? Как быть с крещенными в других христианских Церквях? И: «Как вы, батюшка, относитесь к практике так называемого обливательного крещения?» Из седьмой беседы читатели узнают, какие есть препятствия к принятию Крещения, а из восьмой – как связаны между собой «Крещение и экзорцизм в современном мире». В девятой беседе автор объясняет, «Как Господь касается сердца человека и вводит Крещением в Свою Церковь?» Таким образом, спрашивая и о самом простом, и о более сложном, что порою не приходит на ум, собеседник отца Геннадия достигает того, чтобы за вдумчивыми вопросами следовали глубокие ответы.
Однако лишь в последней, десятой беседе выясняется то главное, о чем должен помнить каждый приступающий к Святой купели, и только теперь и собеседник батюшки, и читатели осознают в полной мере, насколько Таинство Крещения может изменить жизнь каждого на земле. О чем должны помнить люди, готовящиеся к этому Таинству? О том, что они готовятся стать христианами, о Христе. Как ни странно, - говорит отец Геннадий, в современной России слово «христианин» почти забыто, в лучшем случае говорят: «православные», а то и просто: «крещеные». О Христе же речь заходит крайне редко. А ведь Крещение - это именно сочетание человека со Христом. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с тем, как если бы перед свадьбой невесту интересовало все что угодно: и фасон подвенечного платья, и меню праздничной трапезы, и список приглашенных гостей, и красноречие тамады — все на свете, кроме жениха.
Но, отмечает автор, - всякое Крещение, которое не есть сочетание Христу, крещением не является. Погружение в воду действительно было, так ведь и на пляже все в воду погружаются, но это же не Крещение! Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27). Поэтому лучше всего, если столь важный разговор начинается не с темы Крещения. Вообще, по мнению многих ранних святых отцов, о Крещении, и тем более о Причащении, говорить изначально не следует. Необходимо свидетельствовать только об Иисусе Христе. Если это по-настоящему пронзит сердце человека, он непременно задаст вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? (Деян. 16: 30). Вот тогда-то и должно последовать сказанное апостолом Петром: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 3: 38).
*** Многих сегодня волнуют вопросы: верить или не верить? а если верить, нужна ли для этого человеку Церковь? способна ли вообще какая-то организация помочь в спасении? стоит ли креститься? если креститься, то в Православие ли? и что делать, чтобы Крещение возымело силу? Об этом и многом другом говорит протоиерей Геннадий Фаст в своих беседах. Цикл построен так, что читать его можно с любого раздела. Вместе с тем батюшка постепенно приоткрывает для нас, читателей, завесу между человеком и Богом, расширяя представление о Таинстве Крещения. По словам издателей, эти десять бесед с любовью посвящаются: Всем родителям, желающим осмысленно крестить своих детей. Всем крестным, согласившимся взять на себя ответственность. Всем взрослым, решившимся креститься. Всем «православным», позабывшим о Христе. Всем желающим больше узнать о Церкви. Всем стремящимся приблизиться к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!