У книжной полки. 19 мая

19 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жития святых, чтомые в утешение недугующим и скорбящим.

 

По словам прп. Никона Оптинского, «избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали». «Нельзя же прожить так, - продолжает эту мысль прп. Иларион, - чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил, а Апостол говорит: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). Говорится также: «тяготы друг друга носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6, 2). Конечно, не так просто понять и прочувствовать всем сердцем, что Господь посылает нам скорби и печали не в наказание, а ради укрепления души на пути к вечной жизни. Но что делать, когда во время обуревающих скорбей все же «колеблется сердце наше и смущаются мысли наши? Самое первое и единое прибежище – это, конечно, Господь, а кроме того, Его Пречистая Матерь и святые угодники Божии, к которым мы молитвенно обращаемся в минуты скорби. А на нашей книжной полке сегодня представлена книга, которую читателям как утешение предлагает Издательство «Ковчег». Она называется - «Жития святых, чтомые в утешение недугующим и скорбящим». ***

Как говорит прп. Амвросий Оптинский, «все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь Промыслом Своим и разрешает этот узел, наводя не­ожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобрете­нию благ не временных, а вечных, которые прочны и никог­да не изменяемы. В данной книге собраны жития святых, пострадавших при жизни, перенесших тяжелые жизненные испытания и страдания, но все претерпевших и достигших Царствия Божия. Это первомученица, равноапостольная Фекла, великомученицы Варвара, Екатерина, Ирина, великомученик Евстафий Плакида, святые Царственные страстотерпцы, преподобные Пимен Многоболезненный и Антоний Оптинский, преподобная Макрина.

Открывается издание житием святого праведного и многострадального Иова, память которого мы празднуем сегодня 19 мая. Как говорится в житии, святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии в промежутке времени примерно между 2000—1500 гг. до Р. X. Был он человеком истины, отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности сердца и удалением от всего злого не только в делах, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него были огромные стада различного домашнего скота, множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность.

Все православные христиане знают дальнейшую историю праведника. В одночасье Иов лишился богатства и детей своих. Однако, услышав ужасные вести, он преклонился пред Господом и сказал: «Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом. Но в скором времени лишился он и здоровья, все тело Иова покрылось страшной проказой от подошвы ног по самое темя. Страдалец должен был выселиться из среды людей – так полагалось поступать с заразными людьми. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к несчастному. Но и в этот раз Иов не согрешил пред Богом, уста его не произнесли ничего хульного на Бога, не было никакого ропота.

«Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами». Но претерпев все эти несчастья, святой остался верен Богу, был исцелен и благословлен Господом, вновь у него родились дети. «После терпеливо перенесенных им испытаний он прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер насыщенный днями в глубокой старости; ныне же он живет жизнью нестареющейся и неболез­ненной в Царствии Небесном.

Прошли тысячелетия, и в день, когда упокоился этот ветхозаветный праведник, в России в семье Цесаревича Александра Александровича и его супруги Марии Феодоровны родился сын - будущий Император Николай II. Колокольный звон всех церквей и гром пушек отметили крещение младенца. Будущий царь с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николе, в честь которого был назван. «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил он, — и мне предназна­чено страдать». Николай Александрович рос кротким, ласковым мальчиком, был уступчив, веж­лив и добр. Его глубоко трогало всякое человеческое горе. Близкие отмечали: «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая».

Образование сына по воле Августейшего отца велось в стро­го православном духе. С раннего детства наследник был приучен к дисциплине и физическим упражнениям. День свой он начинал и заканчивал молитвой. Много времени проводил за книгой. Николай Александрович удивлял своих учителей отличной памятью и способностями. Он успешно закончил высший курс юридиче­ских, военных и экономических наук, свободно владел несколькими европей­скими языками, прошел военную подго­товку в пехоте, артиллерии, кавалерии и на флоте. Николай II взошел на престол 2 ноября 1894 года и дал присягу «Всегда иметь единой целью мирное преуспевание, могу­щество и славу дорогой России и устроение счастья всех Наших верноподданных». С самого начала своего правления Рос­сийской державой Император Николай II относился к обязанностям монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной.

Государь Николай 2 венчался на царство в 1896 году в Москве, в Успен­ском соборе Кремля. Митрополит москов­ский Сергий обратился к нему со словами: «...как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. В представлении Государя самодержавие и Россия существовали неразрывно. Этому мировоззренческому принципу он следовал всю жизнь. В опросном листе первой Общероссийской переписи населения на вопрос о роде занятий он ответил кратко и емко: «Хозяин земли русской», всем своим существом ощущая неразрывность Царя и России. Государь, восходя на престол, принимал помазание на царство и становился священной особой. Как в Церкви Глава — Христос, как в семье глава — отец, так Царь был главой Российского государства, отцом русского народа. Через таинство Помазания на цар­ство устанавливалась особая связь между Царем и Богом, делая Царя выразителем Промысла Божия.

Вера была для Государя главной опорой в жизни. Он жил, думал и чувст­вовал как истинно церковный человек; в этом и было его единство с простым на­родом, с многомиллионным крестьян­ством. Но именно это и создало стену не­понимания и отчуждения между Госуда­рем и высшими слоями общества. Знать, включая Великих Князей, и либеральная интеллигенция внутренне не разделяли мировоззрения Государя. Вера многих дав­но перестала быть сущностью их жизни, оставаясь лишь ширмой внешнего соблю­дения традиций. Присяга и клятва на верность Царю и Отечеству утратили для большинства свое сакраль­ное значение. К несчастью, даже многие члены царской династии перестали быть опорой для Государя. Всё это в конечном итоге послужило еще одним большим шагом к той трагедии, которая произошла в ночь на 17 июля 1918 года. Но все страдания, которые выпали на долю святого Царя, он принял с полной покорностью воле Божией, простив перед смертью всех своих врагов.

 

*** Преподобный Варсонофий Великий говорил: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя». И когда мы читаем жития святых, то видим - как многое они терпели, совершая благие дела, как были ненавидимы и оскорбляемы людьми порой до самой своей кончины. Одни из них скитались по пустыням, терпя лишения и напасти, другие испытывали поругания и побои в тюрьмах и темницах. Немало наших святых приняло мученическую смерть за веру христианскую. И все они, устремляясь к почести вышнего звания, шли путем скорбным, земля видела их в бедствии и огорчении. Но праведники не усомнились и с помощью Божией шли к вечному покою путем, исполненным бед и скорбей. Быть может их жития помогут и нам понести наши, несравнимо меньшие скорби и страдания, который встретятся нам на нашем жизненном пути. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать