У книжной полки. 19 февраля

19 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иерей Даниил Сысоев. Толкование на Послания ап. Павла к Коринфянам.10 ч. Границы пастырского попечения.

 

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами священника Даниила Сысоева, а точнее с его трудом «Толкование на Первое и Второе По­слания апостола Павла к Коринфянам». Напомню, что это издание представлено в 12 частях. Каждая брошюра посвящена раскрытию отдельной темы, но собранные все вместе они представляют собой толкование на единое апостольское чтение. Ознакомившись с полным собранием, по мнению издателей, можно будет с легкостью ответить на многие вопросы. Предлагаемая вашему вниманию десятая часть этого издания называется «Границы пастырского попечения». ***

Итак, есть ли границы пастырского попечения? Как нужно проповедовать Евангелие? Нужно ли при этом идти на уступки времени? Какими нравственными качествами должен обладать проповедник и что ждет его на подвижническом пути пастырского служения? Об этом говорит апостол Павел во втором Послании к Коринфянам, в 4-6 главах. И как отмечает отец Даниил Сысоев, «проповедь Евангелия не является каким-то теоретическим рассуждением. Это некое явление силы Божией, прямо действующей на сердце человека. При этом мы сталкиваемся с таким явлением, что есть тип людей, которые принимают Евангелие, а есть те, ко­торые отвергают; также есть люди, которые не хотят слушать, им просто как бы неинтересно. А вот когда Евангелие их касается, они начинают возмущаться».

По словам отца Даниила, «тут возникает проблема не только с тем, что люди отвергают Благую весть Бога о спа­сении, но с тем, что между ними и Евангелием как будто возникает шумовая завеса. У неко­торых своего рода оглушенность — они Еван­гелие словно не слышат, и, когда говоришь о Боге, для них это пустой звук. С чем это свя­зано — почему принимается или не принимается человеком Благая весть? С чем связано то, что люди, бывает, Благую весть не понимают? Человек не захотел, сделал выбор против Бога. Это более-менее понятно, хотя нередко здесь пытаются напустить тумана, говорят: «Человек не принял Евангелие пото­му, что ему плохо рассказали, недостаточно убедительно, плохой пример священников». На самом деле это всё отговорки, и реально люди не принимают Христа, потому что чув­ствуют благодать Спасителя, но Он им отвратителен — из-за того, что их собственный дух направлен против Бога.

Так и апостол Павел говорит: «Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не ис­кажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто Благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет Благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточ­ная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор. 4; 1-18).

Как отмечает отец Даниил, «само слово «Благовестие» действенно. Оно работает само по себе, вне зависимости от проповедующего его человека. Мы понимаем, что человеческая речь - это огромная сила. Недаром апостол Иаков сравнивал язык с рулем корабля: куда руль повернешь, туда судно и поплывет. Поэтому во всех тоталитарных режимах пропаганда была важнейшим занятием. Как бы сейчас ни смеялись над советской пропагандой, что никто ее не слушал, — это неправда. На самом деле огромное количество людей, покореженных советской пропагандой, сейчас живет в России. Почему же апостолы не воспользовались этими мето­дами? Дело в том, - говорит автор, - что правила риторики и управления человеческим сознанием были известны и в апостольские времена. Более того, изучая историю человечества, можно прийти к интересному выводу: раньше люди были более разумны, чем сейчас.

Это не в том смыс­ле, что у них умственный коэффициент был выше. Раньше люди больше уважали интеллект (за исключением Греции, где больше стремились к искусству тела, чем к искусству разума и мысли. Хотя и в Греции спортсменов считали людьми второго сорта). Физическая мощь никак не может украшать человека, поэтому в язычестве люди презирали тело, считая его темницей для души. И технологии управления речью были отработаны мастерски, потому что большинство решений принимались (или не принимались) в зависимости от ораторского искусства тех, кто эти решения предлагал. Неужели Святому Духу было сложно научить апостолов этим приемам? Но Дух Святой так не делал. Святой Дух хотел, чтобы слово Божие являло свое собственное могущество, помимо усилий человека, говорит апостол Павел. Чтобы человек был носителем этого немыс­лимого сокровища, чтобы человек приводил не к себе, но приводил к Богу. Вот в этом за­дача Святого Духа заключалась, поэтому Свя­той Дух и дал дар апостолам говорить про­стые, но потрясающие душу слова.

Благовестие приносит плод в людях: они начинают входить в область света, просвещаться, преображаться и изменяться. Удивительные, таинственные изменения! Мы отказались от тайных дел позора, не ходя в коварстве и не хитря со словом Бога, но в явлении истины, представляя себя самих всякой совести людей перед Богом, говорит Павел. То есть наше служение, оно для того, чтобы христиане приносили плод. Чтобы христиане пошли от света к свету, чтобы Евангелие в них действовало. Люди должны изменяться, узнавая слово Божие. Господь сказал: «Что вы зовете Меня: Госпо­ди! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6; 46). Т.е. само слово Божие нужно знать не для отвлеченного знания, а для того, чтобы мы с вами его исполняли.

К сожалению, - отмечает отец Даниил, - сейчас принято в миру говорить то, что будет полезно народу. Это отношение к людям, как к стаду баранов. Было такое рассуждение у древних римлян: «Хорошо человеку умереть за отчизну». Римлянин говорил это своему сыну, потому что сам так считал. Нынешний человек то же самое скажет, но считать так не будет. Такое искушение, по словам автора, - может возникнуть и у проповедника, он может решить так: «Я скажу вещь, которая будет стаду полезна. При этом что я сам думаю, никого не касается». Особен­но часто такое встречается, когда речь идет не о внутренней церковной проповеди, а при обращении к теме внешнего мира. Автору книги как-то пытались говорить: «Отец Даниил, что ты де­лаешь? Я понимаю, что мир сотворен за шесть дней, как в Библии написано, но другие люди этого не поймут. Ты скажи им, что Земле мил­лионы лет, тогда они пойдут за тобой, и ты им всё объяснишь нормально».

Такой принцип всегда действовал в сек­тах. Человек начинает думать, что цель оправ­дывает средства. Он забывает, что сам тоже спасающийся, в равном положении с теми, к кому обращается. Мы все — дети Божий, и мы должны быть детьми Божиими. И я, и вы — мы нуждаемся в абсолютной истине, ко­торая от нас не зависит: ни от меня, ни от вас. И мне, и вам одинаково нужны знание и сила Божия. В этом отношении разницы между проповедником и слушателем нет никакой. Бывает такое, что человек ставит некую цель и говорит, что ради нее можно пойти на всё. На ложь, на что угодно. Но тогда это слово умрет, говорит апостол Павел. Слово не будет работать, и Дух Божий не будет сопутствовать таким словам. Будет ли тогда эта ложь во спасение? Об этом и многом другом и говорит автор на страницах данной книги.

 

*** Как отмечает отец Даниил, проповеднику Евангелия необходимо уметь терпеть. Основание и терпение — это основание благ. Слишком часто люди нетерпеливы. Они так торопятся, будто всё может сразу измениться. Достаточно вы­рвать волос из бороды, который всё изменит, или щелкнуть пальцами, чтобы все покрестились. Но это невозможно, потому что Евангелие работает, когда есть свободная воля свободных людей. Необходимо терпение. Более того, нельзя ждать, что вам ска­жут, будто вы замечательно всё разъяснили, вы замечательный человек, — и выразят жела­ние сразу же покреститься. Скорее всего, вы услышите противоположное, именно потому, что идет духовная битва. Поэтому без терпе­ния нет спасения. Без терпения невозможна ни проповедь, ни христианская жизнь.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать