Аудио |
|
Скачать .mp3 |
История в письмах: из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)
В 1876 году, ровно 140 лет назад в православной латышской крестьянской семье родился мальчик, который впоследствии стал архипастырем земли Латвийской, ныне прославленный в лике святых - священномученик Иоанн Рижский (Поммер). Его прадед одним из первых в своем крае принял Православие, за что подвергался преследованию со стороны германских землевладельцев-протестантов. Отец и дед Иоанна тоже горячо верили в Бога и знали: истинная вера в их семье выстрадана и завоевана кровью. Это подтвердилось и в жизни Владыки Иоанна. Всё свое пламенное и мужественное сердце он отдал служению Богу и народу и, не перешагнув шестидесятилетнего рубежа, сподобился мученического венца. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию двухтомное издание – «История в письмах: из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)». ***
Настоящая книга является изданием материалов из личного архивного фонда священномученика Иоанна (Поммера) архиепископа Рижского и всея Латвии. Ее основу составляет обширная переписка, которую в 20-е - начале 30-х годов прошлого века Латвийский Владыка вел с многочисленными корреспондентами, находившимися в эмиграции во многих странах мира. В публикуемых письмах затрагиваются различные злободневные вопросы, волновавшие в ту пору русскую церковную эмиграцию. В книгу включена также и переписка по частным вопросам не получивших широкой исторической известности лиц, тем не менее, дающая яркое представление об участи оказавшихся на чужбине русских беженцев.
Книга состоит из семи частей, предваряемых введением. В первый том вошли первые три части книги, во второй - последующие четыре. Во введении приведена краткая биография архиепископа Иоанна, наиболее важные сведения, касающиеся истории Латвийской Православной Церкви 1920-1930-х годов, а также обзор существующей на настоящий момент литературы о Владыке. В первую часть включена корреспонденция, полученная архиепископом Иоанном из России. Преимущественно это письма, посланные из Пензы, где Владыка находился перед его перемещением на Латвийскую кафедру. По своему содержанию эти материалы тесно связаны с пензенским периодом служения архипастыря. Во вторую часть вошел материал латвийский.
Помещенные в третьей части книги документы связаны с историей Православной Церкви в новообразованных после крушения Российской империи государствах - Польше, Литве, Эстонии и Финляндии. Поскольку все они располагались в прибалтийском регионе, глава получила название «Письма из Прибалтийских стран». В 1920-1930-е годы эти государства также часто именовались «лимитрофными» (т.е. пограничными). События, развивавшиеся на их территориях, и те проблемы, перед которыми оказывалось поставлено проживавшее здесь русское национальное меньшинство, а также и Православная Церковь, были во многом сходными. В четвертую часть включены письма, посылавшиеся архиепископу Иоанну из стран Западной Европы - в большей части из Франции и Германии, столицы которых в то время стали крупнейшими центрами русской эмиграции.
Пятая часть книги посвящена американской корреспонденции, шестая - переписке с корреспондентами, находившимися в странах Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока. В последнюю, седьмую часть вошла отделенная от остального материала переписка Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с архиепископом Иоанном, включает в себя одно письмо митрополита Сергия и ответ на него архиепископа Иоанна. Тема, определяющая содержание писем - возникший в связи с публикацией так называемой «Декларации» митрополита Сергия вопрос о каноническом положении Латвийской Православной Церкви. Все части книги предваряются предисловиями, связывающими публикуемый материал с современными ему историческими событиями. Описания документов приводятся непосредственно вслед за ними, архивный адрес выделен курсивом. Примечания помещены в конце каждого тома. Там же дается список использованных сокращений.
И немного о жизни самого Владыки. Как уже было сказано в начале программе, архиепископ Иоанн (Поммер) родился 18 января 1876 года на хуторе Илзессалас Венденского уезда. Окончив приходскую школу, поступил в Рижское духовное училище, затем в духовную семинарию. И в том, и другом учебном заведении юноша был в числе лучших, отличался примерным поведением. На протяжении всего училищного и семинарского курса Иоанн, обладавший блестящими способностями, получал стипендию, так что родителям его образование ничего не стоило. Он очень любил уединение, много времени проводил в чтении книг и молитве. Именно в эти годы в его сердце появилось и укрепилось желание идти по монашескому пути. Товарищи за строгий образ жизни часто именовали его монахом. В 1897 году Иоанн блестяще закончил курс семинарии. Следующие три года работал народным учителем, проявив при этом замечательные педагогические способности, и был удостоен благодарности за свои труды от Государя Императора.
В 1900 году, выдержав конкурсное испытание, будущий архипастырь поступил в Киевскую Духовную Академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия. Учась в духовной академии, он принял монашеский постриг, и был рукоположен во иеродиакона, а затем и во иеромонаха. После окончания духовной семинарии преподавал Священное Писание в Черниговской духовной семинарии, два года спустя, был назначен на пост инспектора Вологодской духовной семинарии. 26 сентября 1907 года иеромонах Иоанн (Поммер) был возведен в сан архимандрита, затем вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь с большой силой проявились его организаторские и административные способности. 11 марта 1912 года архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа - он становится епископом Слуцким, викарием Минской епархии. Затем - командирован в Одессу для управления Херсонской епархией. В 1913 году его переводят в Таганрог викарием Приазовской епархии.
18 ноября 1918 года состоялось провозглашение независимости Латвийской Республики. 11 августа 1920 года был подписан мирный договор между Латвией и Советской Россией, согласно которому независимость новообразованного государства признавалась и революционным российским правительством. В первые годы латвийской независимости положение Православной Церкви в стране продолжало оставаться крайне неблагоприятным. Правительство молодой республики с большим недоверием относилось ко всему, что в его глазах представлялось связанным с имперским прошлым. Частью прежнего государственного строя воспринималось и Православие. Несмотря на то, что православное население Латвии было достаточно многочисленным, правительство не спешило признавать официального статуса Православной Церкви, новые латвийские законы ее полностью игнорировали. Согласно подписанному между Латвией и Советской Россией мирному договору, бывшая собственность российского государства переходила во владение Латвийской Республики.
Поскольку латвийское законодательство не проводило разграничений между прежней собственностью российского государства и имуществом Православной Церкви, то часть этих имуществ в начале 20-х годов оказалась отчужденной. Среди них - здания Рижских духовных училища и семинарии. Построенная еще в 18 веке Петропавловская церковь была передана эстонскому лютеранскому приходу. Был законодательно подтвержден переход во владение Католической Церкви Свято-Алексеевского монастыря, закрыт и опечатан Кафедральный собор, а также находившаяся на привокзальной площади часовня. Эстонский епископ Платон (Кульбуш) был зверски убит вместе с другими заложниками в Тарту во время отступления из города частей Красной армии в 1919 году, связь же с Московской Патриархией в результате произошедших политических перемен оказывалась крайне затрудненной. Лишенное руководства латвийское православное духовенство пребывало в крайней растерянности. Именно тогда новым правящим архиереем стал Владыка Иоанн, служивший на Рижской кафедре до своей мученической кончины.
*** Как отмечают издатели, в эту книгу вошел не полный архив архиепископа Иоанна. Основу издания составляет обширная переписка, которую, находясь в Риге, латвийский Владыка вел со многими корреспондентами в разных странах мира, ставших в то время приютом для русских беженцев. Среди них были известные российские иерархи, ученые, деятели культуры, но одновременно и люди простые, в большинстве своем находившиеся в бедственном положении, искавшие духовной и материальной поддержки. Целью настоящего издания является публикация и введение в научный оборот наиболее важных документов из личного архивного фонда архиепископа Иоанна, без которых невозможно серьезное изучение его жизни и деятельности. Однако в равной степени книга может представлять интерес и для широкого читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!