У книжной полки. 18 октября

18 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополиты Древней Руси (X—XVI века).

 

 

В Законе Божием говорится, что «среди всех прославленных угодников Божиих святители относятся к чину святых высшей степени священства - архиереев. Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет Церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения». Немало архипастырей потрудилось на ниве устроения Русской Церкви, и некоторые из них были прославлены в лике святых. Трудам и подвигам наших древних Предстоятелей Церк­ви, молитвенникам и печальникам, посвящена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. В ее основу положены лекции архимандрита Макария (Веретенникова), прочитанные им студентам Московской духовной академии и существенно доработанные при подготовке книги к печати. В результате получился достаточно объемный труд, который вышел в свет в издательстве Сретенско­го монастыря под названием – «Митрополиты Древней Руси (X—XVI века)». ***

Новый труд архимандрита Макария (Веретенникова) посвящен Всероссий­ским Митрополитам 10-16 веков. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех не­равнодушных к духовной истории нашего Отечества. Тем более что вспомнить и поразмыслить о прошлом, по словам автора, призывает нас Священ­ное Писание. Так в 76 псалме царя Давида мы читаем следующие слова: Помыслих дни первых, и лета вечная помянух, и поучахся (Пс. 76, 6). Далее в этом же псалме царь Давид говорит: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Тво­их, и в начинаниих Твоих поглумлюся (Пс. 76, 12-13). В других местах Священного Писания сказано: Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся (Пс. 118, 52). Эти и другие священные тексты свидетельствуют о назидательности воспоминовения прошло­го, которое является делом рук Божиих. Всякий раз, обращаясь к древним летописям и другим письменным па­мятникам древней эпохи, мы, по словам автора, становимся сопричастниками далеких событий.

Прошлое, - отмечает отец Макарий, - присутствует рядом с нами в письменности, в архитектуре древних православных храмов, в сохранившихся народных обычаях, в нашей речи. И чем глубже наши представления о прошлом, тем выше наш образователь­ный и культурный уровень. Познавая отечественную историю, мы не только приобщаемся к культуре своего народа, но и наследуем лучшие его традиции, опираемся на них в своей созидательной деятельности. Так, например, с помощью данной книги мы сможем больше узнать о так называемом Митрополичьем периоде, который предшествовал периоду Патриаршему. Он насчитывает практически шесть веков и является самым продолжительным в истории Русской Церкви.

Автор исследует сорок девять биографий Всероссийских Митрополитов и одного архимандрита — местоблюстителя митрополичьего престола, которые являлись Предстоятелями Русской Церкви с 988 по 1586 год. Подобное изучение жизни и деятельности древнерусских Митрополи­тов одновременно, по мнению архимандрита Макария, дает представление о самой истории Русской Церкви, и поэтому можно говорить о важности биографического метода в ее изучении. Этот метод, по словам автора, яв­ляется очень дробным по сравнению с известными периодизациями цер­ковной истории, и поэтому правомерны некоторые обобщения-укрупнения. Так возникает принцип «блоков». Необходимо отметить еще один аспект. Различные исторические события, как пишет Л. Н. Гумилёв, «следует рассматривать в нескольких степенях приближения» — или удаления. Попытка посмотреть с некоторого расстояния на деятельность наших Митрополитов позволяет увидеть общие закономерности в их деятельности и выя­вить «хронологические блоки».

При «блоковом» изложении истории мы видим несколько имен, объеди­ненных вместе. Один такой блок знаменует определенную историческую эпоху, с ее характерными особенностями. Он может включать одно имя Предстоятеля Русской Церкви или же несколько. Представители одного блока мог­ли совершенно не знать лиц, которые стали их преемниками по кафедре, но в силу своего долга, в силу внешних обстоятельств они делали единое дело — возглавляли Церковь, рукополагали иерархию, заботились о храмах и мона­стырях; они созидали Святую Русь. К тексту почти о ка­ждом древнерусском Митрополите в книге сделано приложение его трудов: духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. При их подготовке был выверен текст, выявле­на цитация Священного Писания, уточнена пунктуация, рубрикация. Опу­бликованные памятники письменности вводят нас в атмосферу и язык исторической эпохи.

Как отмечает автор, «на первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами и пребывали в лоне Византийской Церкви. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся авто­кефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. В соответствии с этим и Митрополичий период делится на две части. По словам автора, переход от одного подпериода к друго­му был весьма болезненным во всех отношениях, так как ему предшествовало принятие Византийской Церковью унии с Римом, а позднее последова­ло падение Константинополя под ударами турок. Опасность Флорентийской унии нависла и над Русью, которая из-за смены принципа престолонаследия переживала продолжительную княжескую усобицу. Неприятие вернувшего­ся с Апеннинского полуострова Русского Митрополита, ставшего кардиналом Римско-Католической Церкви, привело к вдовству Первосвятительской ка­федры. И в таких непростых условиях рождалась русская церковная автокефа­лия.

Первые Русские Митрополиты, святитель Михаил и его преемники, - это миссионеры, организаторы-администраторы, которые заклады­вали основы бытия Православной Церкви на Руси. Они прилагали усилия к становлению христианства: формированию епархиального устройства, рукоположению клириков, началу массового храмостроительства, устрое­нию богослужебной жизни, формированию книжности, созданию мона­стырей. Начиная с Митрополита Илариона можно говорить о Русских Митропо­литах как о богословах, поскольку появляются сведения об их богословских трудах. Митрополиты пишут послания русским князьям, простирая к ним свое учительное слово. Появляются первые святые на Руси, ходатаи пред Богом. Осмысление вопро­сов аскетики приводит к возникновению споров в Русской Церкви о соблю­дении поста в дни великих праздников.

Важной чертой в деятельности Киевских Митрополитов становится их миротвор­ческое служение — чтобы не допустить кровопролития, для этого они предпринимают путешествия по стране, встречаются с князьями, при­миряя их. Следствием политической раздробленности страны стано­вится утрата Киевом значения первостольного града Русской державы, который, однако, по-прежнему продолжает оставаться центом Русской митро­полии. Последовавшее в конце XIII века перенесение кафедры вы­звало к жизни такой процесс, как дробление единой Русской митрополии, юрисдикция которой находилась на разных государственных территориях. В результате это привело к окончательному разделению Русской митро­полии в середине XV века. Благодаря святителю Петру начинается формирование нового полити­ческого центра на Руси, возвышение Москвы.

Первоначально это удельное княжество, но к концу первосвятительства Митрополита Алексия Москва — реальный лидер Русской земли, одновременно Москва является и седалищем Всероссийского Митрополита. Под стягами Москвы русские рати впервые вышли на поле брани и в кровопролитной, судьбоносной битве победили сильного противника, иго которого довлело над Русью. Особая страница в истории Русской Церкви и русской культуры — это время Митрополита Макария. Современники называли его чудным, мучениколюбцем и т.д. Его усилиями впервые на Руси происходит массовая канонизация святых, создается грандиозный агиографический свод - Великие Четий Минеи. По его благословению был написан первый система­тический труд по русской истории — «Книга степенная царского родосло­вия». Кремлевский же клирик, диакон Иоанн Фёдоров, начинает церковное книгопечатание, открыв новую страницу в истории русской книжности.

Но ситуация в стране изменилась, наступили годы царских репрессий, разделившие Русь на земщину и опричнину, которая накладывала отпечаток на жизнь в стране и на судьбу Первосвятителей. Тем не менее в течение этого времени Господь, посылая испыта­ния в виде усобиц, нашествий и природных бедствий, одновременно подавал русским людям и Свою милость: в Церкви совершались канонизации святых, случались явления чудотворных икон, подвизались подвижники-молитвенни­ки о земле Русской. Наконец, последние годы этого периода привели Русскую Церковь к Патриаршему возглавлению. Из общего лика Московских Первосвятителей выделяются особо чтимые Митрополиты-чудотворцы, соборная память которым была учреждена уже при первом Патриархе Иове. Их имена олицетворяли сонм Русских Первосвятителей, содействовавших становлению Московской государственности.

 

*** Митрополичий период оказался самым продолжительным в истории Рус­ской Церкви. Служение Всероссийских Митрополитов многогранно: миссио­нерство, связи с Византией, созыв Соборов, на которых решались актуальные вопросы в жизни Церкви, канонизации святых, благословение государей в раз­личных обстоятельствах, торжественные богослужения, хиротонии архиере­ев, рукоположения клириков, благословение на открытие монастырей и хра­мов, забота об их украшении, книжность, просвещение, учительный подвиг, духовное окормление и воспитание многочисленной паствы, церковная дис­циплина, личное благочестие. Церковь препобеждала возникавшие лжеуче­ния, воздвигала всех на молитву во дни всенародных бедствий, хранила тра­диции и нравственные устои русского народа. Обо всем этом и рассказывает настоящая книга.

 

*** Апостол Павел говорит: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

В Законе Божием говорится, что среди всех прославленных угодников Божиих святители относятся к чину святых высшей степени священства - архиереев. Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет Церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения». Особый вклад в благоустроение Русской Православной Церкви и укрепление нашего Отечества внесли русские святители: патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы.

В службе Всем святым, в земле Российской просиявшим, помещенной в богослужебной Минее, в литийной молитве «Владыко Многомилостиве...», представлены име­на русских святых по ликам. После равноапостольных подвижников следуют в хронологическом порядке святители. Митрополиты, чьи имена названы в данном перечне, в предлагаемом труде названы святыми; Первосвятители же, входящие в лик Московских чудотворцев (память которых совершается сегодня 18 октября), назва­ны чудотворцами.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать