У книжной полки. 18 марта

18 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Мытарства блаженной Феодоры и Страшный Суд Божий.

 

О Страшном Суде говорили святые пророки и апостолы, о Страшном дне и часе говорит Священное Писание: итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). Незадолго до крестных страданий Иисус Христос открыл ученикам будущее: кончину мира и Свое Второе Пришествие. А еще Он сказал: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить ме­сто вам... приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14,2-3). Эти и другие слова Господа заставляют задуматься нас о том, что ждет нас, когда закончится земная жизнь, что ждет нас за гробом? На эту неисчерпаемую тему написано немало книг, в числе которых и настоящее издание, выпущенное в свет издательством «Апостол веры». О книге «Мытарства блаженной Феодоры и Страшный Суд Божий» - далее в нашей программе. ***

В этой книге представлено житие преподобного Василия Нового, память которого совершается 26 марта по старому стилю. В предлагаемом повествовании раскрываются тайны будущего века: посмертная участь человеческой души и неизреченный Праведный Суд Господа нашего и Владыки Иисуса Христа. После смерти каждого из нас ожидает частный суд Божий, который, по учению Церкви, предваряется испытанием души на так называемых мытарствах. Предание о прохождении мытарств блаженной Феодорой, содержащееся в житии прп. Василия Нового, свидетельствует о важности поминовения усопших, о силе церковного поминовения, об участии умерших в судьбе живых. Завершают данную книгу несколько рассказов о явлениях усопших и их свидетельства о загробной участи.

В предисловии книги автор-составитель обращается к нам с такими словами: «Благочестивый читатель! Как против телесных недугов в медицинской науке существуют раз­ные вспомогательные средства, которые смяг­чают и ослабляют недуг или же совсем прогоняют его, так и против недугов душевных существует в нашей религиозно-нравственной литературе мно­жество разнообразных духовных средств, которые, подобно вещественным медицинским, будучи при­менены разумно, приносят больному душой несо­мненную пользу. Они также ослабляют душевные недуги, являя собой человеколюбивое христиан­ское утешение в скорби или порождая истинное со­крушение о грехах и подавая надежду на полное прощение от Господа при искреннем со стороны болящего раскаянии. Или же, наконец, представ­ляя неложное изображение ужасных последствий греха здесь, в этой жизни, и страшных мучений в жизни будущей, полностью истребляют в нас ду­шевные недуги, заставляют избегать греха и веч­ной гибели.

Но подобно тому, как телесные недуги из-за малейших нарушений в образе жизни могут опять возобновиться, так и недуги душевные — гре­хи — при слабости человеческой природы могут, подобно телесным недугам, опять возобновляться, притом с большей силой и с большим упорством. Поэтому-то боговдохновенные и богоносные врачи душ христианских, святые отцы и учители Церкви, а также благочестивые подвижники, скорбя о немо­щах наших и радея о нашем спасении, изложили в своих богомудрых писаниях многообразные и многоразличные средства, целительные от грехов. Предлагаемая книга заключает в себе некоторую часть этих целебных от греха средств, стоит только разумно воспользоваться ими. Совета у всякаго премудрого ищи, и да не небрежеши о вещем, совете полезнем.

О прп. Василие Новом в его житие говорится о том, что жил он в царствование благочестивых греческих императоров, Льва Премудрого и брата его Александра, в далёкой уединённой пустыне. Но однажды при определенных обстоятельствах он стал известен народу. После злоключений, которые его постигли, святой Василий снискал любовь всех, кто его знал. Его добрые дела, благодеяния, его жизнь, полная самоотвержения, наконец ис­целения больных, совершённые по его молит­ве, — всё это не укрылось от людей, и весть о нём быстро разнеслась по всем окрестностям. Не одни простые граждане, но и знатные вель­можи приходили к нему, чтобы получить со­вет, наставление, попросить его святых мо­литв. Господь дал преподобному не только дар чудотворения, но и дар прозорливости и проро­чества. Святому были известны и тайные дела, и мысли каждого приходившего к нему, даже их будущее.

Один мирянин, по имени Григорий, написавший житие святого Василия, снискал особенную любовь преподобного. Он стал его учеником и был оче­видцем многих чудных дел, совершённых свя­тым отцом. Когда скончалась старица Феодора, жившая под руководством святого Василия, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам святого Григорий увидел во сне блаженную Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия. «Благодарю Влады­ку Господа нашего Иисуса Христа, - пишет Григорий, - сподобившего меня увидеть всё это и наставившего меня прибегнуть к тебе (прп. Василию), чтобы постоянно находиться под охраной твоих молитв и насладиться ви­дением таких великих чудес».

Тогда святой ответил своему ученику: «Если, чадо Григорий, ты совершишь свой жизненный путь правильно, не уклоняясь от Божественных заповедей, то после смерти злые духи, обитающие на воздушных мытарствах, ни­чего не смогут сделать тебе, как ты сам слы­шал от Феодоры. Пройдя мытарства, ты будешь блажен, и тебя примут с радостью там, где ты был недавно духом и где видел Феодору, где и я, многогрешный, надеясь на Христа, обещав­шего мне даровать Свою благодать, думаю по­лучить виденную тобою обитель». Еще много рассказал святой отец своему ученику, а тот оставил нам это свидетельство о нем, раскрыл чудеса, которые совершались по молитвам святого. Сам Григорий пишет: «Если кто вздумает описать все его чудеса, то уподобится тому человеку, который взялся бы измерить море чашей, или же сосчитать звёзды небесные, или же песок земной. И я нисколько не погрешу, если осмелюсь сказать, что ни один из прежних святых не был подобен ему, ибо сво­ими чудесами он превзошёл всех».

Удостоился Григорий и видения Страшного Суда, видел праведников и грешников. Вот фрагмент его рассказа. «Видел я, как полки благообразных вои­нов сошли на землю и стали готовить её к При­шествию Господню. Среди них был один юно­ша, отличавшийся благообразием и держав­ший в руке золотую трубу, а с ним двенадцать других юношей с такими же золотыми труба­ми. Когда они сошли на землю, затрубил перед ними их главный начальник, и звук его трубы раздавался от одного до другого конца вселен­ной. За ним затрубили двенадцать других юно­шей, и такой раздался гром от звука их труб, что земля заколебалась, как море. Тогда тела облекли собою кости, лежащие в земле, но жизни в них не было. Потом затрубил во второй раз их началь­ник, и тотчас открылись гробы.

И вот спусти­лось бесчисленное, как песок на берегу моря, множество юношей, которые направились к восставшим из мёртвых, чтобы душу каждо­го человека направить в своё тело. После это­го раздался в третий раз трубный звук, от него ужаснулись небо и земля, и все мёртвые стали живы, и каждый из них осенён был той добро­детелью, которой был славен на земле. Тогда моря, реки, озёра, болота, леса и чащи со стра­хом возвратили целыми всех тех, которые по­гибли в них, отчего появилось бесчисленное множество человеческих существ. Возрастом все были равны между собой, муж стоял рядом со своей женой, и всякий народ, каждое коле­но и каждый род были соединены между собой. Не понимая таинства воскресения, я был объят страхом и с трепетом думал: «Были в прах превращены и вдруг стали целы!»

У каждого из них, по свидетельству Григория, в руке была книга, а на челе каждого была надпись. У одних было написано: «пророк Господень», у других — «проповедник Божий», у тех — «апостол Хрис­тов», у этих — «мученик Господень». Кто-то «евангелист», кто-то «исповедник Господень» Один «воздержавшийся Господа ради», другой «святитель Господень». Тот «праведник», этот «преподобный». И много всяких надписей было видно, указывающих добродетели восставших из мёртвых». «Также написаны были и пороки каждого из восставших: «злоба», «лукавство», «нечисто­та», «жадность» и разные другие грехи и без­закония». Все они, обра­щаясь друг к другу, говорили: «О горе нам! Ибо это есть последний день Пришествия Христова, про которое мы знали ещё до нашей кончины, и теперь мы восстали, чтобы получить каждому из нас по нашим делам!»

 

*** Дорогой читатель, - пишет составитель книги, - помни, что время, данное нам для покая­ния, — это наша земная жизнь. От того, как человек провёл её, зависит его загробная участь. В этой книге рассказывается о мытарствах, которые предстоит пройти каждой христианской душе после смерти, о видении Страшного Суда Божьего, ожи­дающего всех нас. Грехи уродуют человека, служат ему прегра­дой на пути в Царство Небесное. Тот же, кто с усердием стре­мится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную вечность.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать