Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протодиакон Василий Марущак. Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
История Русской Православной Церкви XX века явила миру тысячи новых подвижников, угодивших Богу. Многоразличны духовные кресты, которые они несли в своей земной жизни, велики их подвиги. Но даже среди этих тысяч святых есть люди, сияющие на духовном небе, подобно особенно ярким звездам... Один из таких людей - архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). В нем естественно и гармонично сочетались вера и наука, жизнь во Христе - и широкие общественные интересы. Епископ Русской Церкви - и великий хирург, воспитавший своими открытиями и личным примером несколько поколений врачей; гонимый иерарх - и лауреат Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии»; человек Церкви - и человек общества... Духовная биография этого выдающегося деятеля XX столетия составляет содержание книги, которая вышла в свет в Издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)». ***
Автор данной книги - протодиакон Василий Марущак, - кандидат богословия, лауреат Всероссийской премии им. Святого Благоверного Князя Александра Невского, преподаватель Таврической духовной семинарии в Симферополе. В этой книге он отразил ценный опыт исследования жизни святителя Луки, ясно и выразительно воссоздав духовную биографию этого великого человека. Читатели познакомятся с жизнью ученого и архиепископа от его рождения в далекой Керчи в 19 веке и до последних дней в веке 20, которые прошли в городе Симферополе. Узнают, как и когда проходила его канонизация, где покоятся мощи святителя Луки и как они были обретены. Обо всём этом рассказывается в первой части книги. Остановимся на некоторых ее эпизодах.
Вот, например, автор рассказывает о том, как известный и почитаемый всеми врач стал священником. «Некоторые современники, знавшие Валентина Феликсовича, говорили, что тяжелая утрата горячо любимой жены надломила твердый характер профессора и он «ударился» в мистику, в религию». Но, по словам автора, именно в те печальные дни «Валентин Феликсович ясно увидел Десницу Божью, направляющую и укрепляющую его в таком горе, - и это результат крепкой, несомненной веры, сравнимой с Авраамовой верой, когда человек делает шаг в неизвестность, твердо уповая на Божественное обетование: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).
Ташкентские прихожане свидетельствовали о том, что профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином. Очень часто он бывал на богословских собраниях верующих, организованных настоятелем вокзальной церкви протоиереем Михаилом Андреевым, сам выступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды в конце 1920 года Валентин Феликсович присутствовал на епархиальном собрании, на котором он произнес речь о положении дел Ташкентской епархии. Это выступление произвело большое впечатление на слушателей. После собрания правящий архиерей - епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) - отвел профессора в сторону и, восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: «Доктор, вам надо быть священником!»
Святитель Лука так вспоминает в своих мемуарах: «У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"». И вот, глубоко веруя, что Промысл Божий сказывается в обстоятельствах, профессор, доктор медицины Войно-Ясенецкий со смирением преклоняет свою выю под иго священства. Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник. «Уже в ближайшее воскресенье, - вспоминает Владыка, - при чтении часов, я, провожаемый двумя диаконами, вышел в чужом подряснике к стоящему на кафедре архиерею и был посвящен им в чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии и в сан диакона.
Конечно, это необыкновенное событие посвящения во диакона уже получившего высокую оценку профессора произвело сенсацию в Ташкенте, и ко мне пришли большой группой во главе с одним профессором студенты медицинского факультета. Конечно, они не могли понять и оценить моего поступка, ибо сами были далеки от религии. Что поняли бы они, если бы я сказал им, что при виде карнавалов, издевающихся над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: "Не могу молчать!" Я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому. Через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, я был рукоположен во иерея епископом Иннокентием... Мне пришлось совмещать мое священство с чтением лекций на медицинском факультете... Преосвященный Иннокентий, редко сам проповедовавший, назначил меня четвертым священником собора и поручил мне все дело проповеди. При этом он сказал мне словами апостола Павла: Ваше дело не крестити, а благовестити».
Надо представить себе, - говорит автор книги, - каково было отношение к религии в то страшное и тревожное время. Мутная волна воинствующего безбожия затопила страну. Множество архиереев, священников и мирян кровью своей засвидетельствовали веру во Христа. Адская машина репрессий перемалывала судьбы большей и лучшей части православного народа. Народа, когда-то называвшего себя Святой Русью. Уже пострадали святители Владимир и Вениамин, уже многие священники и миряне отправились в ссылки и лагеря, но вожди большевизма продолжали гнать Церковь Божию, продолжали распинать Христа. И вот в это страшное время, когда некоторые священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает рукоположение. Два года он был священником и преуспел не только в пастырской, но и общественно-научной деятельности став одним из инициаторов открытия в Ташкенте университета». А впереди еще были долгие годы архипастырского служения и исповедничества.
Вторую часть книги составили главы о чудесах, которые во множестве происходят по молитвам к святому доктору. К слову сказать, что в 1995 году чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, а так же всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа, подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона. И архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых.
В то же время правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки, что и произошло в ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице. После мощи святителя были установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих, а 18 марта стал еще одним днем чествования святого архипастыря. Как отмечает автор, жизнь святителя Луки «была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига - святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан... Но святитель Лука жил и подвизался на нашей земле, в наше время и потому именно сейчас, когда очевидно духовое оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное - вера, надежда, любовь, - мы особенно пристально всматриваемся в житие святителя, которое представлено, в частности и на страницах данной книги.
*** По словам издателей, «жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), великого врача и выдающегося архиерея Православной Церкви, уникальна. Трудно переоценить опыт человека, который смог совместить напряженную молитвенную жизнь во Христе - и подлинно научное мировоззрение, который был до глубины души предан Церкви - и продолжал жить широкими общественными интересами. Жизнь Владыки - убедительное опровержение одного из главных заблуждений последних веков о несовместимости религии и науки. Сегодня святитель Лука прославлен десятками и сотнями чудес не только в России и странах бывшего СССР, но и в Греции, например, где почитание святого врача особенно распространено. Надеемся, - пишут издатели, - что и читатели этой книги, ближе познакомившись с великим человеком, найдут себе в нем доброго и заботливого небесного заступника.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!