У книжной полки. 18 июня

18 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Г. П. Дурасов. Послушница Царицы Небесной. Схимонахиня Макария (Артемьева). Жизнеописание, воспоминания.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, рассказывает об удивительной подвижнице наших времен, о блаженной старице схимонахине Макарии (Артемьевой). С младенчества она потеряла способность ходить, могла лишь ползать. В восьмилетнем возрасте заснула летаргическим сном, и ей были показаны Рай и ад. В годы войны, оставленная родными, страдалица прожила 700 дней на улице — без крыши над головой, без человеческого тепла и участия. За свою великую веру и любовь ко Господу и Матери Божией матушка Макария сподобилась стать послушницей Царицы Небесной. Она имела дар прозорливости; несла подвиг непрестанной молитвы за страждущих людей, за Россию. Многие искали у схимонахини Макарии молитвенной помощи, и она никому не отказывала, для каждого находила слова утешения, наставляла в вере, призывала к молитве. О жизни схимонахини Макарии и рассказывает книга – «Послушница Царицы Небесной». ***

Книга «Послушница Царицы Небесной. Схимонахиня Макария (Артемьева). Жизнеописание, воспоминания» вышла в свет в издательстве «Апостол веры». Ее автор-составитель - собиратель русского народного творчества, этнолог, православный агиограф. Родился в Москве, окончил Московский реч­ной техникум. С 1964 г. публикует статьи и книги о русской традиционной культуре. В 1990-х годах начинает публиковать статьи и книги, по­священные Православию. Книга «Богом данная. Жизнеописание блаженной старицы схимонахи­ни Макарии (Артемьевой)» с 1994 г. переиздавалась шесть раз. В 2000-2006 гг. Геннадий Петрович участвовал в строительстве церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, коло­кольни и Попечительского дома, в организации Народного музея схимонахини Макарии в д. Тёмкино Смоленской об­ласти. Является автором документальных фильмов: «Схимонахи­ня матушка Макария», «Пребудет память праведных в веках» и др.

В предисловии книги автор-составитель пишет: «К схимонахине Макарии я впервые приехал в Прощёное воскресенье 1985 года. С той памятной для меня встречи на протяжении последующих лет я нахожусь под глубо­ким впечатлением от её удивительной прозорливости и необычайной силы молитвы. Она могла вымолить у Госпо­да и Божией Матери, как я верил, всё, о чём бы ни просила. В наше рациональное время жития древних святых многими воспринимаются как полулегендарные. А между тем живые рассказы о недавно почивших или ныне здрав­ствующих праведниках, с одной стороны, являются зна­мением православной веры, а с другой — духовно укрепля­ют верующих людей. Они служат яркими примерами для подражания и напоминают всем нам, что дело спасения души хоть и многотрудное, но реальное и сегодня. Духов­ный подвиг схимонахини Макарии в этом смысле может стать ценным примером для подражания, поскольку она являет собой удивительно яркую личность на нашем ду­ховном небосклоне...»

Не раз Геннадий Петрович пытался расспросить о жизненном пути матушки людей, которые много лет не только знали, но и пользовались её гостеприимством, духовной поддерж­кой. Но никто из них, к сожалению автора-составителя, так и не смог расска­зать что-либо существенное о подвижнице. Но как часто думал Дурасов: нельзя допустить, чтобы этот великий пример по­дражания Христу остался в забвении. Как сделать его достоянием гласности не только в России, но и за преде­лами нашего Отечества? А может, попытаться соста­вить жизнеописание этой Божией избранницы? В молитвах, - пишет автор-составитель, я стал просить Царицу Небесную, что­бы Она благословила матушку поведать о своей жизни. По-видимому, молитва эта была Ею услышана, и матуш­ка сама вдруг стала рассказывать отдельные эпизоды из своей жизни, а я сначала по памяти, а вскоре дословно принялся записывать всё сказанное ею».

Таким образом Геннадий Петрович в течение многих месяцев был не только собеседником матушки Макарии, но и духовно близким ей человеком, с кем она могла говорить о самом для неё сокровенном. Постепенно за восемь лет накопилось много записей, из которых и получилось это жизнеопи­сание. Но прежде чем приступить к его изложению, автор-составитель счёл необходимым получить на это благословение у духовно близкого схимонахине Макарии человека — протоиерея Михаила Труханова. Также поддержал его и благословил издать книгу о схимонахине Макарии и архимандрит Гермоген, глубоко почитавший старицу. Настоящая работа, по словам автора-составителя, не претендует на исчерпываю­щую полноту, а является попыткой выполнить христиан­ский долг и поведать людям об их выдающейся современ­нице. Основной задачей этой книги было собрать воедино всё самое ценное, что удалось услышать от матушки, и донести до читателя не только её живую речь, но и образ.

И вот несколько фрагментов предлагаемого жизнеописания. Как повествует автор, «схимонахиня Макария родилась 11 июня 1926 года. В этот день отмечается память преподобномученицы Феодосии и прославляется икона Божией Ма­тери «Споручница грешных». На второй день после рождения, в праздник Вознесения Господня, её вместе с братом-близне­цом решили крестить. Между тем, в день рождения девочки её будущей крёстной, монахине Евдокии, было видение. Из него следовало, что крестить новорождённую девочку нужно только в церкви Великомученика Георгия, что расположена в селе Кулиши. Настоятелем храма служил тогда иеромонах Василий, имевший дар прозорливости. Он хорошо знал семью Артемьевых и не раз бывал в их доме. «Когда нас принесли крестить,— рассказы­вала матушка Макария,— брат был очень слабый. Священник сказал: "Сначала окрестим мальчи­ка, потом девочку". Отец Василий поторапливал пономаря: "Давай, давай скорее, мальчик умереть может!"»

И действительно, как только младенца Иоанна окрестили, он умер. Затем отец Василий крестил девочку и нарёк ей имя Феодосия, что значит «Богом данная». Вынимая ребёнка из купели и подавая её крёстной матери, он сказал: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». Что впоследствии и произошло. Девочка росла, как и все дети, была быстрая, говорливая, смышленая. Но с трех лет она, по непонятным причинам, перестала ходить. В результате стала обузой для своей огромной семьи. Много скорбных лет выпало на долю будущей подвижницы, но в моменты отчаяния она находила утешение в молитве и покровительстве Божией Матери. Как рассказывает автор, «впервые Царица Небесная явилась матушке, когда та после двух лет жизни на улице перебралась к монахине Наталье. Явилась тогда Царица Небесная с девочками лет четырёх и долго разговаривала с ней. «Меня всю трясло,— вспоминала схимона­хиня Макария.— Она руку положила — и хорошо. Я Матерь Божию боялась».

Причину подобного страха, - говорит автор, - можно понять, почитав слова преподобного Силуана Афонского: «На Фаворе, когда преобразился Господь, Моисей и Илия стояли и беседовали с Ним, а апостолы упали ниц; но после, когда умножилась в них благо­дать Святого Духа, и они стояли при явлениях Гос­пода, и тоже могли беседовать с Ним». «Когда я в том доме была, Она два раза явля­лась. Один раз разговаривала со мной долго, а в другой раз перекрестила спинку и голову, и как солнышко засияло. Я всегда прошу Матерь Божию: "Возьми меня с Собой под Своё крылышко, возьми меня с Собой!"». Царица Небесная говорила матушке Макарии, «что надо молиться больше, больше поститься, что на земле все скорбящие, все плачут». Много скорбей претерпела схимонахиня Ма­кария в своей жизни, но никогда не оставляла мо­литвы, твёрдо уповая на помощь Господа и Его Ма­тери.

Нет сомнения, - отмечает автор, - что она была человеком праведным, никогда не уклонявшимся от правды Христовой, преданным христианской вере. Эта маленькая хрупкая женщина являла собой пример мужественного и стойкого воина Христова, который всю свою волю, саму жизнь положил на алтарь служения Богу и людям. Удивительной чертой её характера, по еди­нодушному мнению хорошо знавших схимонахи­ню Макарию людей, была премудрость. По словам святителя Василия Великого, премудрость «есть знание вещей Божественных и человеческих и их причин». Дух премудрости позволял матушке, спо­добившейся от Господа дара прозорливости, по­лучать Божественные откровения и давать исчер­пывающие ответы на волнующие людей вопросы. Об этом свидетельствует и данная книга.

 

*** Матушка Макария умерла на стыке двух великих недель: Недели Всех святых и Недели Всех святых, в земле Российской просияв­ших - 18 июня 1993 года. Вспоминая этот день, автор пишет следующее: «Работая над рукописью этой книги, я нередко за­сиживался далеко за полночь. Какое-то внутрен­нее чувство подсказывало, что мне надо торопить­ся. Во время работы я предался воспоминаниям. В памяти, благодаря записям, живо возникали дав­но прошедшие события. Я сожалел только об од­ном — что не умел тогда по-настоящему ценить каждую минуту пребывания в доме матушки Ма­карии. Я вздрогнул от внезапно резко и отрывисто за­звонившего телефона. «Междугородная... Тёмкино на линии». У меня похолодело всё внутри от пред­чувствия горестного известия. Иерей Николай со­общил, что великая печальница земли Российской схимонахиня Макария преставилась ко Господу. «Молитесь и поститесь, в этом спасение!» — это были её последние слова. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать