У книжной полки. 18 июня

18 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти.

 

Нет на свете такого человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. При этом страхи у всех разные, но самый главный из них – это страх смерти. И происходит он от того, что не научены мы, правильно относиться к этому великому таинству нашего бытия. Многие из живущих ныне думают, что после смерти нет абсолютно ничего. А ведь как говорит святитель Иоанн (Максимович), «бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь - подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка». Об этом же напоминает нам и святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих произведений, которое называется «Слово о смерти». Эта книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница, находится сегодня на нашей книжной полке. ***

В этот сборник сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли его знаменитый богословский трактат «Слово о Смерти», «Прибавление к “Слову о Смерти”», а также неоконченный труд «Слово о человеке», в котором святитель излагает учение о человеке на основании Священного Писания и творений святых отцов. «Слово о смерти» раскрывает перед читателем таинственный духовный мир, мир Ангелов и бесов, тайны загробной жизни души после телесной смерти человека. На ярких и наглядных примерах учит тому, как правильно относиться к явлениям из потустороннего мира, как нужно наладить свою духовную жизнь, чтобы не обольститься приманками лукавых духов, но спасти свою душу для вечной жизни.

В первых строках своего сочинения святитель Игнатий пишет: «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков»

Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? По словам святителя, «смерть непостижима человеку», но она «открывается ему Богом». «Сокровенное таинство — смерть! – говорит святитель Игнатий. - До озарения человеков светом христианства, большею частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце и падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую или несчастную, соответственно земным заслугам. Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности».

Как отмечает святитель Игнатий, «во время краткого здешнего странствования наши заботы» всегда «сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным». Но еще больше «должны мы озаботиться об участи нашей в вечности». А чтобы об этом озаботиться, надо каждому человеку поразмыслить и найти ответы на следующие вопросы: «Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, - взывает святитель, - необходимо нам раскрыть таинство смерти, и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека».

По учению святителя, «таинство смерти объясняется нам словом Божиим, а посредством действия Святаго Духа соделывается даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатью». Размышляя об участи тела по смерти, святой отец пишет: «Смерть - разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки разделяемых. Смерть - разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть - казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.

И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душою, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи проникнуты обильно благодатью Божиею, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того, чтоб разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление всех недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и живы - мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святаго Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек и что это величие, эта святость возвращены искуплением».

Далее преосвященный автор отвечает на вопрос, касающийся участи души по смерти. «В то время, - говорит святитель, - как тело уснуло сном смертным, что совершается с душою? Слово Божие открывает нам, что наши души по разлучении их с телами присоединяются — соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам — к Ангелам света или к ангелам падшим. С ангелами они составляют по естеству своему один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом, усвоенными свободным произволением естеству, в первобытности непорочному и святому. Неоспоримые доказательства этому находим в Священном Писании и в писаниях Святых Отцов». Эти доказательства святитель приводит далее в своем сочинении.

Кроме того, он пишет о рае и аде, о душевной и вечной смерти, об адских муках и воздушных мытарствах, о смертных грехах. Напоминает и о том, как надо готовиться к смерти. Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти, - по мнению святителя, служит воспоминание и размышление о смерти. Очевидно из слов Спасителя, что оно заповедано Господом. И Священное Писание Ветхого Завета говорит: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7:39). Святые иноки с особенною тщательностью возделывали эту часть умственного подвига. В них размышление о смерти, осененное благодатью, обращалось в живое созерцание смертного таинства, а такому созерцанию сопутствовала горячая молитва с обильными слезами и глубокими сердечными стенаниями». Более подробно об этом говорит и святитель Игнатий.

 

*** «Слово о смерти», - по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), - было написано единственно с аскетической целью. Требование от него большей отчетливости в богословском отношении вызвало дополнения, которые вошли в него при последующих изданиях. Речь идет о Прибавлении к «Слову о смерти», в котором автор знакомит чад Православной Церкви с мнением западных писателей о духах, рае и аде, обличает неосновательность и неверность этого мнения. Завершает книгу сочинение «Слово о человеке», в котором говорится «о творении мира и человека, о пребывании в раю, грехопадении и последующей земной жизни человечества». Это сочинение, как и другие творения святителя Игнатия, представляет несомненный интерес и вполне может послужить к назиданию и духовной пользе всех, стремящихся «спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. II, 4).

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать