У книжной полки. 18 февраля

18 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Отверзите двери Богу... Из духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова».

 

Приближается Великий пост. Уже в ближайшую субботу во всех храмах Русской Православной Церкви на Всенощном бдении начнет звучать покаянное песнопение, любимое многими верующими людьми: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». По словам святителя Луки Войно-Ясенецкого, эти двери покаяния закрыты, по крайней мере, на четыре замка – это неверие, гордость, самолюбие и стыд в признании своей греховности. «Только те, - говорит святитель Лука, - кто не заражен неверием, гордостью, самолюбием, кто не стыдится признаться в своей нечистоте, только те могут вступить на путь покаяния». По учению святителя Игнатия Брянчанинова, это единственно возможный путь, который ведет человека ко спасению, потому что «за покаяние Бог дарует прощение грехов». И «только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистит себя покаянием, внидет Царь славы». «Отверзите двери Богу...» так называется книга, составленная из духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова. Ее мы и предлагаем вашему вниманию. ***

Эта книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница, представляет собой сборник избранных поучений святителя Игнатия (Брянчанинова) и состоит из двух частей. В первой раскрывается тема «Духовной брани», для этого рассматривается в первую очередь природа человека, а затем – та брань, которую приходится вести не только против злых и коварных духов, но и против собственной падшей природы. В этой нелегком противостоянии нам в помощь дается духовное оружие – это смирение, покаяние, страх Божий и страх смертный, вера, чтение, исповедование помыслов и молитва. Плодом духовной борьбы бывает любовь.

Приведу несколько поучений святителя Игнатия. Вот, например, он пишет о природе человека: «Человек - образ и подобие Бога. Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностию и славою. Так изображается солнце в смиренной капле воды. Существо человека, верховная его сила, которою он отличается от всех земных животных, которою он равен Ангелам, дух его, есть образ существа Божия; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей подобием свойств Бога, Который, начертав всемогущею десницею Свое подобие на человеке, пребывает превыше всякого подобия и сравнения».

По словам святителя, «образ Троицы-Бога — троица-человек. Три лица в троице человеке — три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностию, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым. В Священном Писании и в писаниях святых Отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностию, или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух. Умом они называют сам источник, само начало и мыслей, и духовных ощущений. Духом, в частном значении, называется способность духовного ощущения. Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслию) — образ Сына; дух — образ Святого Духа».

Первый человек, сотворенный по образу и подобию, был, как отмечает святитель, - «подобно Богу, бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти , всякого греховного помышления и ощущения». Однако этот человек пал. «Почтенный самовластием от Бога, как одним из ярких, живых цветов Богоподобия, обольщенный ангелом, уже падшим, он сообщился мысли и духу темным отца лжи и всякой злобы. Сообщение это осуществил действием: разъединением с волею Божиею. Этим отогнал от себя Дух Божий, исказил Божественное подобие, сделал самый образ непотребным». По словам святителя, «расстройство образа и подобия удобно каждому усмотреть в себе. Красота подобия, состоящая из совокупности всех добродетелей, осквернена мрачными и смрадными страстями. Черты образа лишены своей правильности, своего взаимного согласия: мысль и дух борются между собою, выходят из повиновения уму, восстают против него. Сам он — в непрестанном недоумении, в омрачении страшном, закрывающем от него Бога и путь к Богу, святой, непогрешительный».

Для того, что «привести в правильность черты образа Божия, напечатленного Богом на душах наших, дать оттенкам и цветам подобия красоту, живость, свежесть» и нужна духовная брань. В частности о брани с духами святитель говорит: «Обернутое пеленами тело младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли бы получить уродливые формы: так и душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением Закона Божия или, что то же, изучением христианства, и стяжавает способность различать добро от зла. Тогда, по словам святителя, - даруется ей духовное видение духов». «При разлучении души от тела видимою смертию мы снова вступаем в разряд и общество духов. Из этого видно, что для благополучного вступления в мир духов, необходимо благовременное образование себя Законом Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам некоторое время, определенное каждому человеку Богом для странствования по земле. Это странствование называется земною жизнию».

Чтоб достойно совершать это странствование, нужно жить сообразно с волей Божией, чему и учит нас великий учитель покаяния 19 века, святитель Игнатий. Вступившим на поле брани, он советует не бояться демонов, но говорит, что «великое оружие против них — чистая жизнь и вера в Бога. Несомненно, что они (демоны) боятся пощения, бдения, молитв, кротости, сердечного безмолвия, презрения денег и суетной славы, смирения, любви к нищим, милости, благости, более всего благочестия во Христе , когда видят эти добродетели в подвижниках. По этой причине они (эти враги рода человеческого) употребляют все усилия, чтоб кто-либо не попрал их: они знают благодать, которую Спаситель дал против них верующим». Подробнее о духовной брани и том оружии, которое помогает противостоять духам злобы, ополчающихся на нас ежесекундно , и говорится в первой части книги. Она же составлена по 8-томному собранию сочинений святителя Игнатия.

Во вторую часть книги вошли поучения святого отца об умной, или сердечной молитве, которые были выбраны из произведений святителя - «Приношение современному монашеству» и «Слова о молитве Иисусовой». По словам преосвященного автора, «Сердечная молитва происходит от соединения ума с духом, разъединенных падением, соединяемых благодатию искупления. В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и других подобных свойств; нужно, чтоб при молитве действие этих свойств соединялось с действием ума. На это должно быть обращено все внимание делателя молитвы.

Соединение совершается перстом Божиим, единым могущим исцелить язву падения; делатель же молитвы доказывает искренность произволения своего получить исцеление постоянным пребыванием в молитве, заключением ума в слова молитвы, деятельностию внешнею и внутреннею по заповедям Евангелия, делающей дух способным к соединению с молящимся умом». Что нужно знать всякому христианину, прежде чем приступить к упражнению молитвою Иисусовою, чего стоит опасаться – этому наставляет святой отец в своих многочисленных сочинениях, которые представлены, в частности и в этой небольшой книге.

 

*** «В настоящие дни, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), - мы стоим пред временем, преимущественно посвященным для покаяния, как бы пред вратами его", и скоро на протяжении 9 недель будем воспевать "исполненную умиления песнь: покаяния двери отверзи ми, Живодавче!». К покаянию призывает нас святитель Игнатий своими трудами, своими проповедями и словами, главное содержание которых – ревностное желание помочь христианам возгореться духом к искоренению порока и насаждению внутреннего благочестия в их сердцах. Сегодня душеполезные сочинения святителя Игнатия доступны широкому кругу читателей. И те, кто еще не готов приступить к изучению их в полном объеме, могут начать с этой маленькой книги. После чего, мы надеемся, знакомство с этим кладезем духовного богатства продолжится и поможет нашим читателям "отверзти двери Богу".

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать