Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монах Меркурий (Попов). Записки современного пустынножителя.
Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, представляет собой сжатую хронику отшельнической жизни монаха-пустынника Меркурия (Попова). Восемнадцатилетним юношей оказался он в колымских лагерях, освободившись через пятнадцать лет, вскоре скрылся в горах Абхазии, где уже обрели убежище ищущие отшельничества, гонимые, как и он сам, братья-пустынники. Последующее затем многолетнее пребывание в пустыне нашло отражение в дневниках отца Меркурия, которые издавались ранее в существенно измененном виде. От этих дневниковых записей невозможно оторваться: с первых же страниц погружаешься в удивительный мир отшельнического монашеского трудничества, сегодня мало кому знакомый даже по описаниям. Многолетние записи о трудничестве жителей пустыни в этом году были опубликованы Издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под названием - «Записки современного пустынножителя». ***
События, которые описаны в этой книге, относятся к самому яркому и близкому к нам периоду расцвета абхазского отшельничества — приблизительно с 1959 по 1968 гг. Повествование документально и автобиографично. В абхазских горах монаху Меркурию (Попову) довелось подвизаться больше 30 лет! За это время произошло множество встреч, разнообразных и интереснейших событий. Воистину живая летопись эпохи. Судьба, заслуживающая отдельного церковно-исторического рассмотрения... В конце 1920-х, еще будучи мирянином, Михаил Попов был осужден на десять лет, пытался бежать, но неудачно, получил к сроку дополнительно еще шесть лет лагерей. После освобождения пришел в Троице-Сергиеву Лавру, в конце 1950-х перебрался на Кавказ.
По признанию собратьев, о. Меркурий был очень сильным человеком: ревностным, деятельным, по-житейски и в духовном отношении проницательным, в одно и то же время внутренне сосредоточенным и открытым, не лишенным пытливого, порой даже по-детски непосредственного внимания к людям и к Божию творению. Все упомянутые качества, как в зеркале, отразились в тексте его «Записок», которые представляют собой более позднюю версию дневниковых записей, сделанных им в абхазских горах, работе над которыми он полностью посвятил последние годы жизни. Свой жизненный путь о. Меркурий завершил в 1996 г. в Свято-Лукиановой пустыни близ Александрова. Но книги своей ему не суждено было увидеть: первое издание вышло в свет в том же 1996 г., незадолго до смерти автора.
Говоря об основе повествования, автор предисловия Андрей Рогозянский вкратце рассказывает о действующих лицах, скрытых под псевдонимами, но ставших благодаря некоторым обстоятельствам известными. Из авторского послесловия читатель узнаёт, что рассказ о. Меркурия касается не вымышленных, а реальных людей. За годы, прошедшие после первого издания «Записок», появилось немало книг и публикаций, посвященных пустынножителям Кавказских гор. Это и воспоминания, и документальные свидетельства, позволяющие с достаточной точностью «раскрыть прототипы персонажей повествования. Так, например, «больной брат» — это сотаинник и ученик митр. Зиновия (Мажуги) схиархимандрит Виталий (Сидоренко), впоследствии прославленный тбилисский пастырь, наставник, начинавший еще в Глинской пустыни келейником о. Серафима (Романцова). О его роли в жизни Русской Церкви в Тбилиси, о его великом провидческом даре написано немало страниц.
Сам автор с большой вероятностью скрывается в тексте под именем брата-пчеловода. Вполне документальны воспоминания об о. Исаакии, о. Онисифоре из села Георгиевского, долгожителе старце Серафиме, амткельском и латском женских монашеских поселениях. Личность схимонахини 3.. хотя и скрыта, имеет некоторые биографические привязки к событиям жизни одной престарелой схимонахини, проживающей при женском монастыре на Украине. В Амткельском междугорье в одно время вместе с уже упомянутыми пустынниками жили схиархимандрит Феодосий Почаевский (Орлов) и иеромонах Мардарий. в схиме Алексий (Данилов). Близко знаком с кавказским отшельничеством был архимандрит Рафаил (Карелин). В советское время он неоднократно бывал в горах Абхазии, будучи знаком с о. Виталием и с автором книги, о чем упоминал в своих воспоминаниях. В недавно опубликованных письмах о. Виталий (Сидоренко) дважды упоминает и будущего игумена Андрея (Машкова), еще одного глинского постриженика, духовного чада старца Андроника (Лукаша), около пяти лет подвизавшегося в горах после закрытия Глинской пустыни в 1961 г.
Это лишь отдельные сведения, освещающие предмет и обстоятельства составления рукописи и прототипы ее героев. Однако ценность «Записок» о. Меркурия не ограничивается и не исчерпывается исторической достоверностью описанных событий или фактов биографии отдельных персонажей, хотя она и несомненна; подвижничество и молитва, традиционные для восточного христианства, являются теперь одними из труднейших, может быть, наиболее трудных проблем. Вполне очевидно, что «Записки», и уж тем более содержащиеся в них назидания и толкования разными лицами аскетического опыта древности, абсолютно документальны. Автор позволяет себе только легкую ретушь, да и то лишь местами и только исходя из задачи более точного осмысления пережитого, глубинного содержания происходивших событий и духовной пользы для читающего. Последнее принципиально и важно для нас, современных читателей.
Сегодняшнее прочтение «Записок» и отношение к подвигу кавказских пустынников иное, чем 20 лет назад. И не только потому, что пришло понимание высоты жизни и подвига тех, с кем довелось подвизаться в горах Абхазии монаху Меркурию. Повторим еще раз, что подлинные имена большинства действующих лиц нетрудно установить: можно также проследить их связи с выдающимися наставниками и иерархами того времени, прямую преемственность школы молитвы от старчества Глинской пустыни. Это опровергает мнение о якобы самодеятельном характере отшельнического движения Абхазии и Грузии 1950-1970-х годов. Вполне ясные свидетельства остались и о самом авторе: по слову схиархимандрита Феодосия (Орлова), о. Меркурий овладел высокими ступенями умной молитвы. Дело еще и в том, что за эти годы духовно выросла, стала более подготовленной и сама молодая православная аудитория.
Это последнее обстоятельство и несомненная значимость «Записок» о. Меркурия для понимания сущности пустыннической жизни и ее неотрывной связи с древнеправославной аскетической традицией стали основанием для настоящей публикации, представляющей текст с самой минимальной редакторской правкой (погрешности стиля и некоторые повторы не позволили вовсе ее избежать). Автор предисловия напоминает, о. Меркурий ушел из жизни почти одновременно с выходом в свет его «Записок», спустя 30 лет отшельнических скитаний и нескольких лет, проведенных на покое. Большой жизненный круг замкнулся. Заканчивая многотрудный земной путь, подвижник получил возможность вместе с Богоприимцем вздохнуть: «Ныне отпущаеши...», - и по апостольскому примеру повторить строку: Подвигом добрым аз подвизахся, течение соверших, веру соблюдох (2 Тим. 4:7).
А для нас, современных читателей, осталась его книга, которая, по словам Рогозянского, учит без поучений. Этим она и необычна: в ней нет наставлений от лица преуспевшего, достигшего определенного совершенства и стоящего на неприступной высоте, но есть пример ученичества, ревности о совершенстве, который и читателя побуждает сопереживать и стремиться если не к совершенству, что мало реалистично, то хотя бы к самоусовершенствованию. Отличительная черта этих «Записок» - отсутствие «чудесности», акцента на сверхъестественном, на особой прозорливости, озарениях и т. п. Лишь труд и терпение, терпение и труд. Если судить по тому, как автор описывает пустынножительство, его можно смело назвать реалистом, человеком, не лишенным практичности и организационной сметки. Отправиться на жительство в пустыню, в далекие горы не означает для него воспарить от земли, но, напротив, подъять бремя тяжелых трудов и забот, которые всегда сопутствуют духовному подвигу. Об этом также повествует данная книга.
*** Все, что рассказано в этой книге, происходило с ее автором в 60-х, 70-х и 80-х годах прошедшего века в горах недалеко от Сухуми. Здесь разворачивается удивительная история не только стойкой духовной, но и жестокой физической борьбы за выживание группы монахов и монахинь, избравших подвижнический путь. Текст книги издается по авторскому варианту, с самой небольшой необходимой правкой. В Приложении впервые публикуются несколько писем о. Меркурия разных лет к своему духовному сыну. Они наглядно подтверждают подлинность описанных автором в книге событий.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!