У книжной полки. 18 августа

18 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монах Меркурий (Попов). Записки современного пустынножителя.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, представляет собой сжатую хронику отшельнической жизни монаха-пустынника Меркурия (Попова). Восемнадцатилетним юношей оказался он в колымских лагерях, освободившись через пятнадцать лет, вскоре скрылся в горах Абхазии, где уже обрели убежище ищущие отшельничества, гонимые, как и он сам, братья-пустынники. Последующее затем многолетнее пребывание в пустыне нашло отражение в дневниках отца Меркурия, которые издавались ранее в существенно измененном виде. От этих дневниковых записей невозможно оторваться: с первых же страниц погружаешься в удивительный мир отшельнического монашеского трудничества, сегодня мало кому знакомый даже по описаниям. Многолетние записи о трудничестве жителей пустыни в этом году были опубликованы Издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под названием - «Записки современного пустынножителя». ***

События, которые описаны в этой книге, относятся к самому яркому и близкому к нам периоду расцвета абхазского отшельничества — приблизительно с 1959 по 1968 гг. Повествование документально и автобиографично. В абхазских горах монаху Меркурию (Попову) довелось подвизаться больше 30 лет! За это время произошло множество встреч, разнообразных и интереснейших событий. Воистину живая летопись эпохи. Судьба, заслуживающая отдельного церковно-исторического рассмотрения... В конце 1920-х, еще будучи мирянином, Михаил Попов был осужден на десять лет, пытался бежать, но неудачно, получил к сроку дополнительно еще шесть лет лагерей. После ос­вобождения пришел в Троице-Сергиеву Лавру, в конце 1950-х перебрался на Кавказ.

По признанию собратьев, о. Меркурий был очень сильным человеком: ревностным, деятельным, по-житейски и в духовном отношении проницательным, в одно и то же время внутренне сосредоточенным и открытым, не ли­шенным пытливого, порой даже по-детски непосредственного внимания к людям и к Божию творению. Все упомянутые качества, как в зеркале, отразились в тексте его «Записок», которые представляют собой более позднюю версию дневниковых записей, сделанных им в абхазских горах, работе над которыми он полностью посвятил последние годы жизни. Свой жизненный путь о. Меркурий завершил в 1996 г. в Свято-Лукиановой пустыни близ Александрова. Но книги своей ему не суждено было увидеть: первое издание вышло в свет в том же 1996 г., незадолго до смерти автора.

Говоря об основе повествования, автор предисловия Андрей Рогозянский вкратце рассказывает о действующих лицах, скрытых под псевдонимами, но ставших благодаря некоторым обстоятельствам известными. Из авторского послесловия читатель узнаёт, что рассказ о. Меркурия касается не вымышленных, а реальных людей. За годы, прошедшие после первого издания «Записок», появилось немало книг и публикаций, посвященных пустынножителям Кавказских гор. Это и воспоминания, и документальные свидетельства, позволяющие с достаточной точностью «раскрыть прототипы персонажей повествования. Так, например, «больной брат» — это сотаинник и ученик митр. Зиновия (Мажуги) схиархимандрит Виталий (Сидоренко), впоследствии прославленный тбилисский пастырь, наставник, начинавший еще в Глинской пустыни келейником о. Серафима (Романцова). О его роли в жизни Русской Церкви в Тбилиси, о его великом провидческом даре написано немало страниц.

Сам автор с большой вероятностью скрывается в тексте под именем брата-пчеловода. Вполне документальны воспоминания об о. Исаакии, о. Онисифоре из села Георгиевского, долгожителе старце Серафиме, амткельском и латском женских монашеских поселениях. Личность схимонахини 3.. хотя и скрыта, имеет некоторые биографические при­вязки к событиям жизни одной престарелой схимонахини, проживающей при женском монастыре на Украине. В Амткельском междугорье в одно время вместе с уже упомянутыми пустынниками жили схиархимандрит Феодосий Почаевский (Орлов) и иеромонах Мардарий. в схиме Алексий (Данилов). Близко знаком с кавказским отшельничеством был архи­мандрит Рафаил (Карелин). В советское время он неоднократно бывал в горах Абхазии, будучи знаком с о. Виталием и с автором книги, о чем упоминал в своих воспоминаниях. В недавно опубликованных письмах о. Виталий (Сидоренко) дважды упоминает и будущего игумена Андрея (Маш­кова), еще одного глинского постриженика, духовного чада старца Андроника (Лукаша), около пяти лет подвизавшегося в горах после закрытия Глинской пустыни в 1961 г.

Это лишь отдельные сведения, освещающие предмет и обстоятельства составления рукописи и прототипы ее героев. Однако ценность «Записок» о. Меркурия не ограничивается и не исчерпывается исторической достоверностью описанных событий или фактов биографии отдельных персонажей, хотя она и несомненна; подвижничество и молитва, традиционные для восточного христианства, являются теперь одни­ми из труднейших, может быть, наиболее трудных проблем. Вполне очевидно, что «Записки», и уж тем более содержащиеся в них назидания и толкования разными лицами аскетического опыта древности, абсолютно документальны. Автор позволяет себе только легкую ретушь, да и то лишь местами и только исходя из задачи более точного осмысления пережитого, глубинного содержания происходивших событий и духовной пользы для читающего. Последнее принципиально и важно для нас, современных читателей.

Сегодняшнее прочтение «Записок» и отношение к подвигу кавказских пустынников иное, чем 20 лет назад. И не только потому, что пришло понимание высоты жизни и подвига тех, с кем довелось подвизаться в горах Абхазии монаху Меркурию. Повторим еще раз, что подлинные имена большинства действующих лиц нетрудно установить: можно также проследить их связи с выдающимися наставниками и иерархами того времени, прямую преемственность школы молитвы от старчества Глинской пустыни. Это опровергает мнение о якобы самодеятельном характере отшельнического движения Абхазии и Грузии 1950-1970-х годов. Вполне ясные свидетельства остались и о самом авторе: по слову схиархимандрита Феодосия (Ор­лова), о. Меркурий овладел высокими ступенями умной мо­литвы. Дело еще и в том, что за эти годы духовно выросла, стала более подготовленной и сама молодая православная аудитория.

Это последнее обстоятельство и несомненная значимость «Записок» о. Меркурия для понимания сущности пустыннической жизни и ее неотрывной связи с древнеправославной аскетической традицией стали основанием для настоящей публикации, представляющей текст с самой минимальной редакторской правкой (погрешности стиля и некоторые повторы не позволили вовсе ее избежать). Автор предисловия напоминает, о. Меркурий ушел из жизни почти одновременно с выходом в свет его «Записок», спустя 30 лет отшельнических скитаний и нескольких лет, проведенных на покое. Большой жизненный круг замкнулся. Заканчивая многотрудный земной путь, подвижник получил возможность вместе с Богоприимцем вздохнуть: «Ныне отпущаеши...», - и по апостольскому примеру повторить строку: Подвигом добрым аз подвизахся, течение соверших, веру соблюдох (2 Тим. 4:7).

А для нас, современных читателей, осталась его книга, которая, по словам Рогозянского, учит без поучений. Этим она и необычна: в ней нет наставлений от лица преуспевшего, достигшего определенного совершенства и стоящего на неприступной высоте, но есть пример ученичества, ревности о совершенстве, который и читателя побуждает сопереживать и стремиться если не к совершенству, что мало реалистично, то хотя бы к самоусовершенствованию. Отличительная черта этих «Записок» - отсутствие «чудесности», акцента на сверхъестественном, на особой прозорливости, озарениях и т. п. Лишь труд и терпение, терпение и труд. Если судить по тому, как автор описывает пустынножительство, его можно смело назвать реалистом, человеком, не лишенным практичности и организационной сметки. Отправиться на жительство в пустыню, в далекие горы не означает для него воспарить от земли, но, напротив, подъять бремя тяжелых трудов и забот, которые всегда сопутствуют духовному подвигу. Об этом также повествует данная книга.

 

*** Все, что рассказано в этой книге, происходило с ее автором в 60-х, 70-х и 80-х годах прошедшего века в горах недалеко от Сухуми. Здесь разворачивается удивительная история не только стойкой духовной, но и жестокой физической борьбы за выживание группы монахов и монахинь, избравших подвижнический путь. Текст книги издается по авторскому варианту, с самой небольшой необходимой правкой. В Приложении впервые публикуются несколько писем о. Меркурия разных лет к своему духовному сыну. Они наглядно подтверждают подлинность описанных автором в книге событий.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать