Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Апостол с пояснением к каждому посланию и Апокалипсису.
17 января Святая Церковь чтит память 70-ти святых апостолов. Это празднование было установлено для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной, о чем свидетельствуют книги Нового Завета - Деяния и Послания святых апостолов. Они повествуют о деятельности святых апостолов после Вознесения Господня и о том, как они проповедовали, творили чудеса и учили веровать первых христиан. Апостольские книги завершают Священное Писание, исполняя полноту Божественного откровения. Чтение этих книг необходимо для христианина также, как и чтение Евангелия, и поэтому за богослужением читаются Апостольские зачала. А богослужебная книга называется «Апостол». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, вышедшей в свет в издательстве «Духовное преображение» под названием – «Апостол с пояснением к каждому посланию и Апокалипсису». ***
Богодухновенное библейское слово наставляет и лечит наши души. Охладел в молитве — читай Писание. Как учит старец Паисий Святогорец, «предатели, ослабляющие молитву, — это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом — молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг... Если молитва не от сердца — нет в ней пользы. Прилежное чтение Священного Писания очень помогает молитве, согревает душу и переносит молящегося в духовную страну». Как отмечают издатели, существует благочестивая традиция присоединять к домашнему молитвенному правилу по главе из Святого Евангелия, Деяний и Посланий апостольских. «И если человек это делает регулярно, — пишет митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, — он будет достаточно часто прочитывать Новый Завет целиком, и будет всё время находиться как бы в кругу чтения Священного Писания. Это очень важно для человека, может быть, даже важнее других молитвословий».
Святитель Иоанн Златоуст неоднократно говорил о необходимости изучать Апостол, так как чтение его «не меньше, чем сами Евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым. Итак, не будем опускать из внимания этой книги, напротив, со всевозможным тщанием изучим ее, потому что в ней можно видеть исполнившимися на самом деле те предсказания Христовы, какие заключаются в Евангелиях; в ней можно видеть также истину, блистающую в самих делах, и большую перемену к лучшему в учениках, произведенную над ними Духом Святым. В ней можно найти догматы, которые никем не были бы так ясно понимаемы, если бы не было этой книги; без нее сущность нашего спасения осталась бы сокровенной и некоторые из догматов учения и из правил жизни остались бы неизвестными».
Давайте вкратце рассмотрим эти священные книги, как об этом пишут издатели. Первая после 4-х Евангелий следует книга "Деяния святых апостолов". Цель написания этой книги - описать события, происшедшие вслед за Вознесением Господа Иисуса Христа и дать очерк первоначального устройства Церкви Христовой. Книга повествует, как вера христианская, утвердившись среди иудеев в Палестине, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в Малой Азии и южной Европе. Автор книги — святой апостол и евангелист Лука. Он был учеником и спутником святого апостола Павла, поэтому подробнее всего в Деяниях освещены миссионерские труды апостолов Петра и Павла. «Настоящая книга содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Ведь никто другой не мог так, как апостолы, воочию видевшие воскресшего Господа Иисуса Христа, передать живое чувство веры в Него другим людям.
Кроме того, в книге Деяний мы видим исполнение обещания Спасителя о даровании апостолам духовной силы, божественного дерзновения и дара творить чудеса благодатию Святого Духа. Она раскрывает тайну Церкви, продолжающей дело Христово на земле после Его Вознесения. Следующая книга Нового Завета - это Соборное послание святого апостола Иакова. Автор Послания называет себя «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1,1). Известно, что есть три апостола Иакова: Зеведеев, брат Иоана Богослова; Алфеев, брат апостола Матфея, и Иаков, «брат Господень», апостол от 70-ти, епископ Иерусалимский. Церковное предание приписывает это Послание третьему Иакову, так как первый рано погиб как мученик, а второй проповедовал язычникам. Послание же обращено к уверовавшим иудеям, находящимся в рассеянии — живущим среди язычников. Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть ценнейшее наставление о сущности веры, которая должна состоять не в отвлеченном признании христианских истин, а в живом ее проявлении в делах милосердия. В 5-й главе (14-16-й стихи) говорится о назначении и силе таинства Елеосвящения.
Далее за посланиями Иакова мы находим «Первое соборное послание апостола Петра», которое обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1,1) — провинциях Малой Азии. Под «пришельцами» надо понимать главным образом уверовавших иудеев, а также язычников, входивших в состав христианских общин. Эти общины были основаны апостолом Павлом. Причиной написания Послания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении разногласий в этих общинах и при гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности. Цель Первого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазийских христиан. Второе соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом Послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Последние годы жизни Петр провел в Риме. Очевидно, что и Послание было написано там же в качестве предсмертного завещания святого апостола.
Следующие три послания написаны святым апостолом Иоанном Богословом. Автор посланий — возлюбленный и ближайший ученик Господа Иисуса Христа, апостол и евангелист Иоанн Богослов. Святой Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию, дочери Иосифа-обручника от первого брака. Старший брат его Иаков был тоже в числе двенадцати апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — «воанергес» (см. Мк. 3,17). Повинуясь призыву Господа (см. Мф. 4,21-22), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных учеников Его вместе с Петром и Иаковом (см. Мф. 17,1; 26,37; Мк.5,37). Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечере, а при Кресте Спаситель усыновил его Своей Пречистой Матери (см. Ин. 13,23; 19,26-27). Сам апостол Иоанн, не называя себя, говорит о себе как об ученике, «которого любил Иисус» (Ин. 13,23). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого Креста.
После Вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостол Иоанн не оставлял Иерусалима до блаженного Успения Божией Матери. Он с Петром и Иаковом принимал деятельное участие в устройстве Иерусалимской Церкви и вместе с ними считался одним из столпов ее. Затем апостол Иоанн проповедовал самарянам, а также совершил миссионерское путешествие в Эфес, откуда управлял всеми Церквами Малой Азии. Из Эфеса он был сослан, при императоре Домициане, на остров Патмос, после того как Господь чудом сохранил ему жизнь, когда Иоанна ввергли в котел с кипящим маслом. В ссылке апостол написал Апокалипсис — Откровение. Позже он возвратился в Эфес и в конце I века написал свое Евангелие и три послания. Почил загадочной смертью в начале II века в Эфесе. Не называя себя в Послании, святой Иоанн говорит о себе как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа (см. 1 Ин. 1,1-3).
Еще одно короткое послание принадлежит перу апостола Иуды, которое обращено к тем же христианам Малой Азии, прельщаемым учением гностиков. Апостол заботится «об общем спасении душ» и испытывает тревогу по причине усиления лжеучений. Цель Послания – предостеречь христиан от увлечения ими. Наконец, как отмечают издатели, предметом самого внимательного и усердного изучения каждого человека, стремящегося глубже познать христианскую веру должны стать для каждого из нас - «Послания святого апостола Павла». Они отличаются особой высотой религиозной мысли, отражающей обширную ученость и знание ветхозаветного Писания апостолом Павлом, а равно и его глубокое понимание новозаветного Христова учения. Нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который бы не находил своего обоснования и подкрепления в Павловых посланиях.
Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностъю Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части - вероучительную (догматическую) и нравственную. В заключение святой апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает добрые пожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его, живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков.
*** Книга Апостол очень важна для каждого христианина. В ней оставлены нам апостольское наследие, образ и пример: как избранные ученики Христовы наставляли к духовной жизни первых христиан, как разрешали возникающие вопросы и конфликтные ситуации. Именно поэтому многие святые отцы изучали апостольские книги, оставив нам подробнейшие их толкования. Данное издание не содержит толкований, но оно снабжено комментарием к каждой книге Апостола, в котором раскрыта основная цель написания книги, обстоятельства ее создания, обсуждаемые вопросы. Отдельная статья посвящена толкованию самой таинственной книги Нового Завета — Апокалипсиса.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!