У книжной полки. 17 января

17 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Дорогой спасения. 33 беседы о Боге и вере.

 

Спасение - это единственно важное дело в жизни каждого человека, который осознает для чего пришел он в этот мир, и к чему должен стремиться. Для того, чтоб спасти нас, Сам Бог стал Человеком, прожил нашей - человеческой жизнью, показал пример жизни, достойный Бога, чтобы мы увидели Божий образ в человеке, идеал человечности, и чтобы человеку дать возможность восстановить этот образ в себе. Ради искупления, ради спасения, ради возвращения потерянного рая, который Адам, и в нем все человечество, потеряли через грехопадение. И надо было на понятном языке объяснить людям путь спасения и вернуть человека в потерянный рай, уже реально здесь, на земле. Что нужно для того, чтоб идти дорогой спасения? На это вопрос поможет ответить книга архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которая вышла в свет в Издательстве ОЛМА Медиа Групп в серия «Духовный путь». Она называется – «Дорогой спасения. 33 беседы о Боге и вере». ***

Автор книги - архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храмов первоверховных апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Это имя хорошо известно москвичам, которые со всех концов города приезжают послушать его спасительные проповеди. В 33-х проповедях-размышлениях речь идет о главных составляющих православного вероучения, о том, что значит, в наше время жить по Евангелию, почему нужно поститься и молиться, как это делать современному человеку в повседневной жизни. Читателям откроется важный смысл церковных Таинств, красота и глубина православных богослужений и праздников. Большое внимание уделяется состоянию души человека, тактично и ненавязчиво беседы учат бороться со страстями, укрепляться в добродетелях, направляя читателя на путь, ведущий в жизнь вечную.

Открывает книгу беседа на Рождество Христово, которая называется – «Для чего Бог пришел на землю?». Как отмечает автор, «две тысячи лет назад, январской холодной ночью, забилось самое теплое человеческое сердце в этом мире. В маленьком городке Вифлееме, который и сейчас-то насчитывает не более 50 тысяч человек, в убогом вертепе, где жили одни бессловесные животные, родился Богомладенец Христос, истинный Бог и истинный Человек. По Своему желанию, «нас ради человек и нашего ради спасения», Господь стал одним из нас. Как Неописуемый, Невидимый, Непознаваемый Бог вдруг становится ради нас, людей, простым младенцем? Ради чего? Ради того, чтобы нас избавить от смерти, чтобы вернуть нам потерянный образ Божий, ради того, чтобы мы стали такими, каким был Адам до гре­хопадения».

По словам отца Мелхиседека, «Адам наслаждался райской жизнью - общением с Богом, видел Его своими глазами, слышал своими ушами, был подобен ангелам. Первый человек был создан бессмертным, ибо Бог не сотворил смерти. Но через отступление от Бога, через предательство Бога, в жизнь людей вошла смертность. Как об этом говорит апостол Павел: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим. 5, 12). Грехом одного человека, Адама, в жизнь вошла смерть, и послушанием одного чело­века многие будут праведными ко спасению. Послушанием одного. То есть Господа нашего Иисуса Христа». Как говорит священник, «люди неверующие говорят о вере, как о потребности человеческого сердца и ума создавать некий миф, образ для собственного утешения и обретения равновесия душевного. Но кто придумает себе Бога до такой степени униженного и беззащитного, как младенец, появившийся на свет в мрачной пещере, в яслях для скота и претерпевшего, едва родившись, гонения от Ирода нечестивого».

Отец Мелхиседек отмечает: «Если бы человек создавал себе Бога, то придумал бы могущественного, непобедимого, перед которым не устояли бы никакие цари и власти. Какая же фантазия, создавшая Бога, могла потом и возвести его на Крест? Человеческий ум никогда бы не смог сотворить такое. Поверить в Бога униженного, оскорбленного, распятого и только потом воскресшего из мертвых - это откровение, это дар, который Господь дал миру. Он открыл это Сам о Себе Самом в Евангелии и в жизни мира. Вот что сказал святитель Иоанн Златоуст о Рождестве Христовом: «Бог оставил лучшее и воспринял худшее. Оставил свою божественную славу и стал простым рабом, как один из нас. Родился в бесславии в убогой пещере, чтобы нас прославить. Оставил свои небесные обители, чтобы нас возвести к обителям небесным. Вкусил смерть, чтобы мы навсегда сподобились бессмертия».

Господь, по словам автора, - так же, как и мы, воспринимал и боль, и радость, и тоску, и ликование. Спаситель и алкал, и жаждал, и оплакивал своих друзей - Лазаря четверодневного, был гоним врагами и, наконец, на Голгофе, принес Себя в жертву за грехи всего человечества. Не просто за все абстрактное человечество, а за каждого человека конкретно, за тебя, за меня». На второй день празднования Рождества Христова Святая Церковь славит Пресвятую Богородицу. Кроме того, Рождество Самой Богородицы является первым праздником церковного года. В одной из следующих бесед автор предлагает читателям поразмышлять над таким вопросом: «Почему именно с праздника Рождества Царицы Небесной начинается церковный год?» И вот что сам отвечает: «Пресвятая Дева, чистейший избранный сосуд, даровала плоть нашему Господу, чтобы стало возможным, обещанное пророками и непостижимое для человеческого ума явление в этот грешный и тленный мир Вечного, Всебъемлющего Бога, Господа нашего Иисуса Христа».

Как отмечает архимандрит Мелхиседек, «многие хорошо осведомлены о событиях, связанных с Рождеством Богородицы, а мы поговорим о том, как они соотносятся с сегодняшней нашей жизнью, чему научают каждого из нас. Рождество Пресвятой Девы Марии Церковь считает и рождением всего человечества для вечности, потому что Ей предопределено было стать Матерью воплощенного Бога, Господа Иисуса Христа, Который избавит от исчезновения в небытие людей, которые жили до Него, будут жить при Нем и после Него. Избавит от греха, проклятия и смерти, и вернет возможность вечной жизни для каждого человека. Писание говорит, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 6, 40). Но это надо было еще исполнить, и к этому надо было подготовить весь человеческий род. И Матерь Божия как и раз стала тем человеком, через Которого Бог мог воплотиться на земле».

Любящему нас Богу нужно было доверчивое сердце, чистый ум и обращенная к Нему воля, что во всей полноте было присуще только одному человеку за многие тысячи лет — Деве Марии. Не просто так, не наугад и не случайно Она была избрана от рода человеческого, а за святейшую, чистейшую, праведнейшую, целомудреннейшую, милосерднейшую, крот­чайшую жизнь. Она была избрана стать Мате­рью Бога, так как Своей чистотой и доброде­телями превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась Живым Храмом Божиим. Как воспевает Ее Святая Церковь, Она стала, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Все­ленную во спасение душ наших».

Далее в книге читатели найдут беседы и на другие двунадесятые праздники, и на евангельские чтения, беседы о посте и покаянии, о молитве и много-многом другом. Читая проповеди архимандрита Мелхиседека, читатели узнают, «как земля становится Небом», «когда Бог говорит с нами», и что нужно, чтоб подняться «вверх по лестнице спасения». Своими беседами автор призывает слушающих и читающих его проповеди понять, что все мы «куплены дорогою ценою» и что без храма нам не прожить, предлагает разобраться – «кто мы, мытари или фарисеи? И «на кого мы похожи в притче о блудном сыне?» Напоминает о Суде и воздаянии и зовет сделать «шаг навстречу Богу».

 

*** Проповеди-размышления архимандрита Мелхиседека (Артюхина) посвящены главным составляющим православного вероучения, тому, что значит жить по Евангелию, духовной жизни современного человека. В них открывается красота и глубина православных богослужений и праздников. Особое внимание уделено состоянию души человека, борьбе со страстями и укреплению в добродетелях. По словам издателей, книга собрана очень бережно и профессионально, составителем Еленой Прокофьевой, и написана прекрасным литературным языком, который передает неповторимый слог и стиль бесед с отцом Мелхиседеком на самые животрепещущие темы и проблемы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать