Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Надпорожская. Корабль спасения.
Внешний облик храма часто напоминает величественный стройный корабль. С первых веков христианства корабль был одним из символов Церкви. Бурное море, готовое поглотить одинокого пловца, отождествлялось с суетной земной жизнью. А корабль, направляемый Христом, Которому послушны ветер и волны, после долгого плавания доставит путников к вечному пристанищу. Как это не печально, но за десятилетия безбожной жизни русский человек успел забыть о том, что такое храм и для чего он нужен. Ведь в наших школах не преподавали Закон Божий, а в церковь ходили одни бабушки, на которых — с их банками со святой водой и яйцами, крашенными луковой шелухой, — молодежь смотрела свысока. Рассказать о православном храме, то, что должен знать каждый человек, ищущий спасения, и призвана новая книга Ольги Надпорожской – «Корабль спасения». Она вышла в свет в Издательстве ООО «Петроглиф» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
В этой книге рассказывается об устройстве церкви, истории и назначении священных предметов, о том, что происходит в храме во время богослужения. Написанная просто и увлекательно, книга будет интересна и церковным людям, и тем, кто интересуется Православием исключительно с культурной точки зрения. Как отмечает автор, стройный православный храм всегда был символом Руси. Без храма невозможно представить старинный русский город, обеднеет без него и родной пейзаж. Даже в советское время, когда истреблялось все, что могло напомнить «новому человеку» о Боге и Церкви, события многих фильмов разворачивались на фоне храма «на заднем плане». Правда, эти храмы всегда были без крестов, а иногда за кадром оставались и купола. Вроде и не церковь вовсе, а так, терем нарядный - яркий образец национальной архитектуры.
В таком виде храм был показан и в мультфильмах, и в детских книжках: царь Салтан, князь Гвидон, а позади - всё терема, терема и небо безбрежное... В реальной жизни с храмами обходились намного жестче. Свой первоначальный облик сохранили немногие из них - те, где продолжали совершаться богослужения (их оставались единицы), да еще те, которые превратили в музеи. Остальные были или начисто снесены, или использовались в нуждах, далеких от церковной жизни. Счастье, если в здании храма располагались жилые квартиры. Чаще там устраивали дворцы культуры, бассейны, спорткомплексы, кинозалы, заводы... В алтаре нередко делали отхожее место. И когда в конце 80-х - начале 90-х годов здания храмов стали возвращать Православной Церкви, они представляли собой или поросшие деревьями руины, или перестроенные, опутанные арматурой, искалеченные тела.
В восьмидесятые годы возле Смоленского кладбища в Ленинграде стояла разрушенная башня из красного кирпича. Подростки называли ее «храмом любви», карабкались вверх по стенам, пели песни и оставляли на кирпичах лирические надписи. Прошли годы, и оказалось, что «храм любви» — это церковь Воскресения Христова. В 1921 году здесь отпевали Александра Блока, позже у церковных стен расстреливали священнослужителей. Теперь на пути к часовне блаженной Ксении Петербургской паломники останавливаются, ошеломленные красотой этой изысканной церкви с сияющими крестами. Сейчас многие храмы восстановлены полностью, а кое-где даже построены новые, и в них совершаются богослужения. Но пробелы в знаниях о православных храмах и о том, что с ними связано, еще остаются. И о них стоит говорить.
Так, например, слова «храм» и «церковь» чаще всего воспринимаются многими нашими современниками как синонимы? Но так ли это? Автор книги пишет об этом следующее. Для нашего уха слово «церковь» привычнее, чем «храм». «Церковь не в бревнах, а в ребрах», «Дома спасайся, а в церковь ходи» - записано в словаре Даля. Но мы употребляем слово «церковь» и в другом значении - «собрание верующих». Под Русской Православной Церковью подразумевается не храм на Водопроводной улице, а все православные христиане России - и миряне, и священнослужители во главе с Патриархом. Но в слове «Церковь» сокрыто и другое, более глубокое значение. Церковь - это «Богом основанное царство не от мира сего (Ин 18: 36), в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения». Церковь - мистическое Тело Христово и богочеловеческий духовно-телесный организм. Она включает в себя не только ныне живущих христиан, но и тех, кто уже отошел в мир иной. Церковь - это святые, ангелы, Божия Матерь и Сам Господь. Церковь - это наша духовная родина, где, в отличие от земного Отечества, всегда царствуют любовь и правда.
Но здание, в котором совершается богослужение, неспроста тоже называется церковью. Храм - это модель Церкви мистической. Алтарь храма символизирует Церковь Небесную, средняя часть храма - Церковь земную, а притвор, как бы притворенный к основному зданию, - земную жизнь вне Церкви. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что Христос употреблял слово «храм» еще в одном значении. «...Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2: 18-21).
«Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» - вопрошает апостол Павел (см. 1 Кор 3: 16). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1 Кор 6: 19). И в Деяниях святой Стефан отмечает: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48). И «только нерукотворный храм сердца, - по словам святителя Феофана, - вмещает Бога». Значит, тело христианина - это тоже храм, в котором обитает Дух Святой. И каждый призван быть таким храмом. Получается, - отмечает автор, - слово «Церковь» звучит точнее, когда речь идет о «царстве не от мира сего», возглавляемом Христом, в котором есть место для каждого. А слово «храм» в первую очередь относится к зданию, в котором мы молимся, исповедуемся и причащаемся. Но храм и Церковь неразрывно связаны друг с другом».
Немного об истории рождения христианского храма в книге говорится: «Предшественником христианской церкви был Иерусалимский храм, Дом Божий. Это была главная святыня иудейского народа, куда по большим праздникам совершали паломничество тысячи еврейских семей. Здесь приносились жертвы - кровавые (быков, овец, голубей) и бескровные (муку, елей, ладан, соль и вино). В остальное время иудеи собирались для молитвы и чтения Писания в синагогах (домах собрания). В Евангелии говорится, что Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и проповедовал там. Учил Он народ и в синагогах. Но Тайная вечеря, во время которой впервые совершилось Таинство Евхаристии, произошла в другом месте — в Сионской горнице, неподалеку от Иерусалима. Христос говорил о Таинстве Евхаристии и прежде, но слова Его казались слишком загадочными и вызывали среди людей споры. Их смысл стал понятен позже, после Воскресения Христова, а тогда, по словам евангелиста Иоанна, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66).
После Вознесения Господня и сошествия на апостолов Святого Духа христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян 2: 46—47). Это «преломление хлеба» и было Евхаристией, которую Христос завещал творить в Его воспоминание. Это Таинство завершало каждую агапу, вечерю любви, — так в I—V веках называли совместную трапезу христиан. Когда начались гонения на христиан, они стали совершать богослужения в катакомбах — подземных усыпальницах, иногда расположенных на большой, до двадцати пяти метров, глубине. Совершалась Евхаристия и в домах богатых римлян, и в базиликах — зданиях, построенных для политических, судебных или торговых собраний. В дальнейшем храм изменялся, рос ввысь и вширь за счет куполов и боковых пристроек, но назначение его оставалось тем же: там молились во время Литургии, преломляли хлеб и причащались Тела и Крови Христовых. И если у иудеев был Дом Божий и синагоги — для собрания верующих, то в христианских храмах эти назначения соединились. В храме пребывает Сам Господь — и вместе с Ним Его народ, Его Церковь.
*** По словам митрополита Московского Платона, «Божий храм есть место благодатного Божия присутствия, спокойствие и радость совести, тихое пристанище волнующихся в океане мира сего. Сюда прибегает обиженный и жалобу свою возносит к Господу. На этом месте является обремененный грехами и получает скорое облегчение. К этой Священной Трапезе прибегает тот, кто восходит к Будущей Жизни и желает насыщаться бессмертной Трапезой на Небе». «Священные храмы, - говорит святитель, - эти дома молитвы, считайте вашим духовным училищем и школой Иисуса Христа. Ибо как ленивый ученик, избегающий своего учителя, остается в невежестве и заблуждении, так и не имеющий охоты приходить в это духовное училище, пребудет, конечно, в неведении Бога, Его закона и своего спасения».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!