У книжной полки. 17 мая

17 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Надпорожская. Корабль спасения.

 

Внешний облик храма часто напоминает величественный стройный корабль. С первых веков христианства корабль был одним из символов Церкви. Бурное море, готовое поглотить одинокого пловца, отождествлялось с суетной земной жизнью. А корабль, направляемый Христом, Которому послушны ветер и волны, после долгого плавания доставит путников к вечному пристанищу. Как это не печально, но за десятилетия безбожной жизни русский человек успел забыть о том, что такое храм и для чего он нужен. Ведь в наших школах не преподавали Закон Божий, а в церковь ходили одни бабушки, на которых — с их банками со святой водой и яйцами, крашенными луковой шелухой, — молодежь смотрела свысока. Рассказать о православном храме, то, что должен знать каждый человек, ищущий спасения, и призвана новая книга Ольги Надпорожской – «Корабль спасения». Она вышла в свет в Издательстве ООО «Петроглиф» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В этой книге рассказывается об устройстве церкви, истории и назначении священных предметов, о том, что происходит в храме во время богослужения. Написанная просто и увлекательно, книга будет интересна и церковным людям, и тем, кто интересуется Православием исключительно с культурной точки зрения. Как отмечает автор, стройный православный храм всегда был символом Руси. Без храма невозможно предста­вить старинный русский город, обеднеет без не­го и родной пейзаж. Даже в советское время, когда истреблялось все, что могло напомнить «новому человеку» о Боге и Церкви, события многих фильмов разворачивались на фоне храма «на заднем плане». Правда, эти храмы всегда были без крестов, а иногда за кадром оставались и купола. Вроде и не церковь вовсе, а так, терем нарядный - яркий образец национальной архитектуры.

В таком виде храм был показан и в мультфильмах, и в детских книжках: царь Салтан, князь Гвидон, а позади - всё терема, терема и небо безбрежное... В реальной жизни с храмами обходились намного жестче. Свой первоначальный облик сохранили немногие из них - те, где продолжали совершаться богослужения (их оставались единицы), да еще те, которые превратили в музеи. Остальные были или начисто снесены, или использовались в нуждах, далеких от церковной жизни. Счастье, если в здании храма располага­лись жилые квартиры. Чаще там устраивали дворцы культуры, бассейны, спорткомплексы, кинозалы, заводы... В алтаре нередко делали отхожее место. И когда в конце 80-х - начале 90-х годов здания храмов стали возвращать Православной Церкви, они представляли собой или поросшие деревьями руины, или перестроенные, опутанные арматурой, искалеченные тела.

В восьмидесятые годы возле Смоленского кладбища в Ленинграде стояла разрушенная башня из красного кирпича. Подростки называли ее «храмом любви», карабкались вверх по стенам, пели песни и оставляли на кирпичах ли­рические надписи. Прошли годы, и оказалось, что «храм любви» — это церковь Воскресения Христова. В 1921 году здесь отпевали Александра Блока, позже у церковных стен расстреливали священнослужителей. Теперь на пути к часовне блаженной Ксении Петербургской паломники останавливаются, ошеломленные красотой этой изысканной церкви с сияющими крестами. Сейчас многие храмы восстановлены полностью, а кое-где даже построены новые, и в них совершаются богослужения. Но пробелы в знаниях о православных храмах и о том, что с ними связано, еще остаются. И о них стоит говорить.

Так, например, слова «храм» и «церковь» чаще всего воспринимаются многими нашими современниками как синонимы? Но так ли это? Автор книги пишет об этом следующее. Для нашего уха слово «церковь» привычнее, чем «храм». «Церковь не в бревнах, а в ребрах», «Дома спасайся, а в церковь ходи» - записано в сло­варе Даля. Но мы употребляем слово «церковь» и в дру­гом значении - «собрание верующих». Под Русской Православной Церковью подразумевается не храм на Водопроводной улице, а все пра­вославные христиане России - и миряне, и священнослужители во главе с Патриархом. Но в слове «Церковь» сокрыто и другое, более глубокое значение. Церковь - это «Богом основанное царство не от мира сего (Ин 18: 36), в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духов­ного возрождения, спасения и обожения». Церковь - мистическое Тело Христово и богочеловеческий духовно-телесный организм. Она включает в себя не только ныне живущих христиан, но и тех, кто уже отошел в мир иной. Церковь - это святые, ангелы, Божия Матерь и Сам Господь. Церковь - это наша ду­ховная родина, где, в отличие от земного Отечества, всегда царствуют любовь и правда.

Но здание, в котором совершается богослу­жение, неспроста тоже называется церковью. Храм - это модель Церкви мистической. Алтарь храма символизирует Церковь Небесную, средняя часть храма - Церковь земную, а притвор, как бы притворенный к основному зда­нию, - земную жизнь вне Церкви. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что Христос употреблял слово «храм» еще в одном зна­чении. «...Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2: 18-21).

«Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» - вопрошает апостол Павел (см. 1 Кор 3: 16). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1 Кор 6: 19). И в Деяниях святой Стефан отмечает: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48). И «только нерукотворный храм сердца, - по словам святителя Феофана, - вмещает Бога». Значит, тело христианина - это тоже храм, в котором обитает Дух Святой. И каждый призван быть таким храмом. Получается, - отмечает автор, - слово «Церковь» звучит точнее, когда речь идет о «царстве не от мира сего», возглавляемом Христом, в котором есть место для каждого. А слово «храм» в первую очередь относится к зданию, в котором мы молимся, исповедуемся и причащаемся. Но храм и Церковь неразрывно связаны друг с другом».

Немного об истории рождения христианского храма в книге говорится: «Предшественником христианской церкви был Иерусалимский храм, Дом Божий. Это была главная святыня иудейского народа, куда по большим праздникам совершали паломничество тысячи еврейских семей. Здесь приносились жертвы - кровавые (быков, овец, голубей) и бескровные (муку, елей, ладан, соль и вино). В остальное время иудеи собирались для молитвы и чтения Писания в синагогах (домах собрания). В Евангелии говорится, что Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и проповедовал там. Учил Он народ и в синагогах. Но Тайная вечеря, во время которой впервые совершилось Таинство Евхаристии, произошла в другом месте — в Сионской горнице, неподалеку от Иерусалима. Христос говорил о Таинстве Евхаристии и прежде, но слова Его казались слишком зага­дочными и вызывали среди людей споры. Их смысл стал понятен позже, после Воскресения Христова, а тогда, по словам евангелиста Иоанна, «многие из учени­ков Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66).

После Вознесения Господня и сошествия на апостолов Святого Духа христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян 2: 46—47). Это «пре­ломление хлеба» и было Евхаристией, которую Христос завещал творить в Его воспоминание. Это Таинство завершало каждую агапу, вечерю любви, — так в I—V веках назы­вали совместную трапезу христиан. Когда начались гонения на христиан, они ста­ли совершать богослужения в катакомбах — под­земных усыпальницах, иногда расположенных на большой, до двадцати пяти метров, глубине. Совершалась Евхаристия и в домах богатых римлян, и в базиликах — зданиях, построен­ных для политических, судебных или торговых собраний. В дальнейшем храм изменялся, рос ввысь и вширь за счет куполов и боковых пристроек, но назначение его оставалось тем же: там молились во время Литургии, преломляли хлеб и причаща­лись Тела и Крови Христовых. И если у иудеев был Дом Божий и синагоги — для собрания ве­рующих, то в христианских храмах эти назначения соединились. В храме пребывает Сам Гос­подь — и вместе с Ним Его народ, Его Церковь.

 

*** По словам митрополита Московского Платона, «Божий храм есть место благодатного Божия присутствия, спокойствие и радость совести, тихое пристанище волнующихся в океане мира сего. Сюда прибегает обиженный и жалобу свою возносит к Господу. На этом месте является обремененный грехами и получает скорое облегчение. К этой Священной Трапезе прибегает тот, кто восходит к Будущей Жизни и желает насыщаться бессмертной Трапезой на Небе». «Священные храмы, - говорит святитель, - эти дома молитвы, считайте вашим духовным училищем и школой Иисуса Христа. Ибо как ленивый ученик, избегающий своего учителя, остается в невежестве и заблуждении, так и не имеющий охоты приходить в это духовное училище, пребудет, конечно, в неведении Бога, Его закона и своего спасения». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать