У книжной полки. 17 июня

17 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монахиня Евфимия (Пащенко). Тайна владыки Петра.

 

По словам митрополита Калужского и Боровского Климента, «XX век был особенно тяжелым, трагическим для нашей Родины, всего народа, Русской Православной Церкви. Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений, было неисчислимое количество православных - мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, ученых, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа». Однако были и такие, кто не имел крепкой веры, и отступал, малодушествовал, предавал. О том, как твердая вера в Бога помогает противостоять безбожному миру, рассказывает книга монахини Евфимии (Пащенко) – «Тайна владыки Петра». Она вышла в свет в Издательстве «Смирение» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Книга монахини Евфимии посвящена крайне актуальной для современности теме противостояния православного человека и окружающего его безбожного мира. На примерах новомучеников XX века, наших современных единоверцев, и даже сказочных персонажей автор подтверждает высказывание известного церковного писателя Евгения Поселянина, что во все времена «сила Христова над миром одна и та же: тот же бой, та же победа, та же слава и то же блаженство одолевшему все искушения силой Христовой». Трудно, - говорит автор, - иногда слишком трудно быть и оставаться Божиим. Но это и так радостно, что ради того, чтоб быть с Богом, можно вынести любые скорби и муки», которые очищают душу от грехов.

Одним из самых страшных грехов, который человек совершает в своей жизни, является предательство. От этого греха не застрахован ни один человек, ведь, как нам известно, из Священного Писания, даже ученики Христа однажды предали Его. Бывает, что человек совершает предательство неосознанно, по малодушию, как это было с апостолом Петром. Однако он понял, что предал своего Учителя, «и плакал горько». А Иуда Искариот, совершив свой грех осознанно, не принес покаяния Господу, и его жизнь закончилась печально. Предательство, к сожалению, было и будет, но особенно оно проявляется в минуты опасности. Так, например, в годы гонений некоторые христиане отказывались от Христа, из-за боязни смерти. Но видя, как дальнейшая жизнь без Христа становится «безвидна и пуста» (Быт. 1,2), они, терзаемые душевными муками, возвращались в лоно Матери Церкви, к Отцу Небесному и находили упокоение.

Первая часть данной книги называется «Уроки прошлого». В ней рассказывается о судьбах людей, которые в какой-то момент своей жизни поддались слабости и в той, или иной мере предали Христа, отказались от своего призвания. На своем горьком опыте они познали всю горечь совершенного ими духовного преступления: от одних отворачивались родные, у других – умирали жены, а дети переходили в ряды гонителей. Проживая жизнь в постоянном страхе, они ходили на все демонстрации и выборы, прятали в сараях иконы, меняли свои имена, и постоянно были мучимы совестью, которая снова и снова напоминала о совершенном предательстве. Вот, например, в рассказе «Дневник неизвестного» автор приводит размышления священника, его сокровенные думы, его душевные мучения.

Прочитаю некоторые фрагменты этого дневника. 4 сентября. «Я заметил, - пишет автор, - что не могу читать Евангелие. Ведь там есть слова, звучащие для меня укором: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16.24). И еще: «…кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10. 38) А разве я не бегу Креста Твоего, Господи? Я отрекся от Тебя, как Петр, или, скорее, предал Тебя, как Иуда. Но, Господи, на немощь мою умилосердися! Я боюсь страдать. Даже за Тебя…» Пройдет чуть больше месяца и автору этих строчек предложат перейти в ряды гонителей христиан. Об этом он пишет: «Я вежливо улыбаюсь, обещаю подумать несколько дней. Но согласиться – значит окончательно предать Бога. А если не согласиться, тогда страшные воспоминания о лагере снова станут явью. Что мне делать, Господи, что же мне делать?..»

Далее автор дневника день за днем молится Богу, просит спасти его «Имиже веси судьбами». И наступает день, когда он делает последнюю запись в своем дневнике: «Господи, неужели Ты не возгнушался мною? Неужели Ты простил меня? Теперь я знаю Тебя, как не знал никогда прежде. Где теперь мой страх? Теперь я уже не боюсь ничего. Ведь Ты – со мною. И, если Ты позволишь меня снова служить Тебе, я пойду с радостью. Даже если за это меня снова ждет лагерь. И не во сне, а наяву – зияющая черная яма под ногами. Потому что жизнь без Тебя – это смерть, а смерть за Тебя – путь в жизнь вечную». Вот так, через горнило своих страданий, которые явились следствием неукрепленной веры, человек пришел к пониманию, что без Бога жизнь невозможна, и что только с Богом можно все преодолеть.

Однако среди героев этой части книги не только оступившиеся люди, здесь вы найдете рассказы о тех светильниках Церкви, которые не были сломлены в годы гонений, но мужественно переносили все страдания, выпавшие на их долю. Одним из них был священномученик Петр (Зверев), память которого святая Церковь совершает сегодня. Рассказ о нем называется «Тайна владыки Петра». Повествование идет от лица человека, который изначально был врагом – атеистом, материалистом. Потом, познакомившись поближе со святителем, он стал его другом, а спустя несколько лет и священнослужителем. Несмотря на то, что лицо это выдуманное, повесть о священномученике Петре написана на основе реальных воспоминаний. Рассказывая о Владыке, автор от лица его со-лагерника пишет: «Биография этого архиерея, сына московского священника Константина Зверева, показалась мне типичной историей русского поповича из многодетной семьи, выросшего при храме и сызмальства игравшего в церковную службу, как другие дети играют в войну или в казаков-разбойников».

«Потом были гимназия, учёба в Московском университете, затем – в Казанской духовной академии, постриг, рукоположение во иеромонаха, несколько лет работы в духовных семинариях и настоятельства в двух монастырях. В 41 год епископская хиротония… Вот, пожалуй, и всё. Но я не поверил, что его жизнь сводилась лишь к этому. Должно же было быть в нём что-то ещё – то, что позволяло ему с таким спокойствием и достоинством держаться там, где сокрушилась не одна воля и угас не один разум? И я решил, что непременно разгадаю эту тайну. Лишь много позже я смог увидеть за всеми этими фактами из жизни архиепископа Петра нечто другое, куда более значимое, – то, что этому человеку постоянно приходилось совершать свой жизненный выбор. И он всегда избирал самый трудный путь».

Так было, когда он, вчерашний гимназист, решал, чему посвятить себя: светской науке или служению Богу. А потом окончательно закрепил своё решение принятием монашества и священства. Причем этот выбор – однажды и навсегда – он сделал, когда ему было всего 22 года, и впереди ещё только открывалась жизнь, такая долгая и заманчивая… Епископом же он стал в 1919 году, когда в России уже бесчинствовали богоборцы. Между прочим, став Нижегородским викарием, он поселился в монастыре, где за несколько месяцев до этого расстреляли епископа. Безусловно, он понимал, что его тоже ждёт подобный мученический путь. Не всем оказывалось под силу пройти его до конца. А он выстоял». Свой рассказ автор завершает словами: «Я молюсь ему, как святому. И верю, что он слышит меня. А ещё я понял, в чём была его тайна. Она проста, как его имя «Петр» – камень. Это раньше, не веря в Бога, я не мог понять, откуда в этом слабом на вид человеке такая несокрушимая внутренняя сила. Теперь знаю – эту силу давал ему Бог, как даёт и другим людям, твёрдо стоящим «на камне веры».

 

*** Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года во время археологических раскопок. Спустя 10 лет их перенесли на место его последнего епископского служения - в Воронеж и разместили в воронежском Алексиево-Акатовом монастыре. Освященный Архиерейский Собор 13-20 августа 2000 года канонизировал священномученика Петра (Зверева) в лике святых Русской Православной Церкви. Конечно, русских святых очень много и имена их открываются нам до сих пор. Некоторые из них скромно несли свой крест, и даже шли на смерть за своих обидчиков, будучи при этом обыкновенными верующими людьми, в немощи которых «совершалась сила Господня». Об этом свидетельствует данная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать