Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Н.Е. Пестов. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом.
Откровение святого апостола Иоанна Богослова - самая трудная для восприятия из всех библейских книг: она насыщена аллегориями, сложной символикой, образы которой могут быть осмыслены по-разному. Привести толкование Апокалипсиса в стройную и понятную систему не удавалось ещё никому, и это закономерно. Ведь речь о будущем в Откровении идёт в форме иносказания, а каждый толкователь поневоле испытывает на себе влияние характерных особенностей своей эпохи. Так что попытки последовательно и буквально расшифровать смыслы Апокалипсиса всякий раз были спорными. В результате так и не существует такого толкования Откровения, о котором Церковь свидетельствовала бы, что оно безошибочно. И тем интереснее познакомиться с попыткой осмысления самой труднопонимаемой из книг Священного Писания, предпринятой автором, чей авторитет как религиозного писателя в Русской Православной Церкви весьма велик. Речь идет о Николае Евграфовиче Пестове и о его труде, который вышел в свет под названием «Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом». Об этом труде и его авторе – далее в нашей программе. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию труд Николая Евграфовича Пестова, посвященный толкованию Апокалипсиса - последней книги Священного Писания. По словам издателей, Николай Евграфович, а его наши современники знают, прежде всего, в качестве автора капитального богословского труда по нравственному богословию «Современная практика православного благочестия», в прошлом был более известен как крупный учёный-химик, доктор наук, профессор, преподававший во многих вузах. Ещё в довоенное время Пестов тайно исповедовал Православие - и при этом для большинства знавших его людей продолжал оставаться человеком науки.
После смерти старшего сына Коли, погибшего в Великую Отечественную войну, у Николая Евграфовича открылся литературный талант, а также дар проповедника и богослова. Почти одновременно он начал писать биографическую книгу о сыне «Жизнь для Вечности», а также труд о православном благочестии (под видом работы над диссертацией), и - совсем уж тайно - «Размышления над Апокалипсисом» (таково рабочее название книги «Свет Откровения»). В предисловии книги внук автора, протоиерей Николай Соколов, пишет, что «путь Пестова к богословию, которым он занялся, уже перешагнув 50-летний рубеж, был непростым. Родился он 17 августа 1892 года в бедной многодетной семье. Когда в 1909 году оканчивал реальное училище, уже был убеждённым атеистом - благодаря соответствующему окружению и чтению марксистской литературы. Будучи студентом Императорского Московского высшего технического училища, в 1914 году ушел добровольцем на фронт.
После революции поручик Царской армии Николай Пестов был арестован новой властью, и его спасло от гибели только то, что он был специалистом-химиком и в этом качестве понадобился властям. В 1919 году Пестов вступил в партию, занимал должность военного комиссара Приуральского военного округа – о чем у него остались самые тяжёлые воспоминания. Но, отмечает отец Николай, Господь не оставляет избранных Своих. 1 марта 1921 года стало датой второго рождения Пестова: во сне он увидел Христа, причём впечатление было предельно явственным, и пронизывающий взгляд Спасителя навсегда остался в сердце Николая. Память об этом явлении, изменившем его жизнь, осталась записью в дневнике: «С тех пор, что бы ни делал и, ни чувствовал, - я знал, что Христос всегда рядом со мной и никогда не покидает меня». Он вышел из партии, начал деятельность в христианском студенческом движении, вновь был арестован. После освобождения вошёл в общину протоиерея Сергия Мечёва, где был старостой. Параллельно продолжал занятия наукой и преподавательскую практику. В 30-е годы уже был широко известен в научном мире как крупный учёный-химик.
Но главным содержанием его жизни была вера, и близкие свидетельствуют, что почти всё свободное время Николай Евграфович посвящал чтению духовной литературы. На протяжении долгих лет Пестов не прекращал размышления над Апокалипсисом, возвращаясь мыслью к строкам книги апостола Иоанна Богослова. Постепенно в его поисках обозначились два основных аспекта исследования текста: историко-церковный и нравственный. Отсюда две главные темы настоящей книги. Это – «Откровение о бытии и сущностных свойствах Новозаветной Церкви». И – «Откровение о спасении душ человеческих в последние времена». Опираясь на доступные в то время источники, Николай Евграфович начал работу над истолкованием Апокалипсиса, прекрасно понимая, что материал настолько сложен и многопланов, что не предполагает однозначного осмысления, а потому и не настаивал на безусловной правоте своих умозаключений. Напротив, он писал: «Наше толкование, естественно, может отвергаться, если будет не согласовываться с интуицией читателя и не находить отзвука в глубочайших стремлениях его сердца».
В своём исследовании Пестов использовал и святоотеческие труды, и работы поздних толкователей - как православных, так и западных. Но главное, на что он опирался, - это другие книги Библии, по преимуществу Нового Завета, в которых усматриваются параллели с книгой Откровения, помогающие в понимании её сокровенных смыслов. Формулируя принцип своего подхода к толкованию Откровения, автор настаивал, что главное в нём - не детали грядущих событий, а духовный смысл того, что будет происходить с человечеством: с христианами разных конфессий, с язычниками, с богоборцами, с власть имущими. Как сохранить душу, как остаться духом с Богом, как не погибнуть, не растеряться в надвигающихся на наш мир испытаниях, но спастись и войти в Небесный город, в жизнь вечную - вот главные вопросы, на которые ищет ответы истолкователь Откровения.
О подробностях же он пишет: «Далеко не всё ещё и теперь доступно разуму из тайн, сокрытых в символах и аллегориях Откровения. Некоторые из них, возможно, будут поняты последующими или, может быть, только последними на земле поколениями. Поэтому не все места из таинственных картин Апокалипсиса найдут свое объяснение в нижеприведенных очерках». По мнению отца Николая Соколова, исследованию Николая Евграфовича присущи корректность каждого предположения, простота и убедительность изложения богословского материала и зажигательная искренность публицистических отступлений - особенно тех, в которых речь идёт о главном: о христианской любви. Как тут не вспомнить, - говорит батюшка, - семейное предание Пестовых о том, как некий человек, вхожий в их дом, однажды, ночуя у них, увидел во сне апостола любви Иоанна Богослова, а рядом с ним Николая Евграфовича, записывавшего со слов апостола толкование Откровения.
По словам отца Николая, есть в этом толковании и моменты пророческие. Вот как Пестов пишет о временах, которые будут непосредственно предшествовать апокалипсическим катастрофам: «Очевидно, что христианская вера в тот период не будет гонима и проповедь не запрещена. Церковные организации еще сохранятся. Проповедь будет вместе с тем облачена всеми достижениями цивилизации: быстротой сообщения, радио, телевидением, общедоступностью книг и так далее». Поразительно точное предвидение: ведь до начала 1990-х годов средства массовой информации молчали о Церкви, а православное книгоиздание было ограничено властями так, что печатались - да и то в крайне недостаточном количестве - только богослужебные книги, календари и несколько периодических изданий. О сегодняшнем изобилии и доступности православной литературы никто и мечтать не мог.
Несомненное достоинство труда - это его психологическая убедительность: достоверными выглядят жесткие характеристики, данные Католической и протестантским церквам, поскольку основаны они прежде всего на тексте книги Откровения. Не даёт повода автор для самообольщения и православным христианам - также опираясь на слова апостола Иоанна Богослова, обращенные к нам. И ещё одна особенность данного толкования. Картины суровой действительности последних времён, описанные у апостола Иоанна в символах, раскрываются в толкованиях Пестова, приобретая понятные нам очертания событий ужасных, но не непереносимых. И хотя испытания будут более суровыми, чем всё, что уже было в истории человечества, они будут последними. И за ними уже как никогда будет близок Господь, принимающий всякого, кто хочет быть с Ним, и на каждого из нас изливающий свет Откровения, который даёт нам надежду победить тьму, остаться со Христом, сохранить Его в своём сердце и войти в Его Небесное Царство.
*** Среди читателей этого труда были Святейший Патриарх Алексий I, Святейший Патриарх Пимен, митрополиты Питирим Волоколамский, Антоний Сурожский, епископ Анатолий Керченский. Но все же, как отмечает протоиерей Николай Соколов, эта книга «при жизни Пестова так и не была представлена широкому кругу читателей, поскольку автор не считал его законченным. Да и можно ли было его закончить, если каждый год приносил новое знание, открывал новые возможности осмысления образов Откровения! Настоящий труд читается удивительно легко для богословского сочинения, и это можно объяснить только необыкновенным даром слова, присущим автору: он умел о сложнейшем сказать просто и неформально, задеть за сердце, заставить задуматься.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!