Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому.
По словам священника Валерия Духанина «есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых. 3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. И хотя день этот высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт»: 702 года «назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест». В 2014 году, когда Святая Церковь праздновала 700-летие этой знаменательной даты, Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выпустило в свет книгу – «Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию ***
В этой книге собраны церковные проповеди, авторами которых являются святые отцы и известные проповедники 19-21 веков. Их проникновенные слова, сказанные в дни празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, отражают различные стороны подвижнического служения великого святого XIV века, которого верующий народ именует игуменом земли Русской. В них показано непреходящее значение духовного наследия Преподобного, стяжавшего в упорной борьбе со страстями благодатные дары Святого Духа и оказавшего глубокое влияние на развитие современного ему общества. Сегодняшний читатель найдет для себя в этих проповедях немало поучительного. Книга рассчитана на широкий круг читателей, проявляющих интерес к вероучению, традициям и истории Русской Православной Церкви.
Открывает книгу ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В этом послании в частности говорится: «Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно, каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву Лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».
По сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря - Троице-Сергиевой Лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах евангельскую истину, делом являя образ жительства во Христе. Троице-Сергиева Лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских - первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения».
О святой обители, которую возвел преподобный Сергий, святитель Филарет Московский в 1842 году сказал следующее: «С уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было Россия, знаю, что и Лавра Сергиева, и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божией благодатью, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре; но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврой. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их достигает до Неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вдохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных».
Так возвышенно говорит Московский Златоуст о преподобном и его святой обители, а другой проповедник 19 века, протоиерей Василий Никольский, усматривает в жизни святого Сергия назидательные уроки и преподает их всем, кто желает жить богоугодно и благочестиво. В частности, он отмечает, что «жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и после них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Следует только внимательно присмотреться к их образу жизни и деятельности, надлежит только вести себя и поступать так, как вели себя и поступали они, и мы можем сподобиться духовного просвещения, достигнуть блаженного соединения с Богом. Вот, например, - говорит священник, - в житии ублажаемого ныне Церковью преподобного Сергия Радонежского кто не найдет для себя наставления и руководства к благочестивой и богоугодной жизни? И родители, и дети, и отроки, и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные — все могут отсюда вразумиться во спасение».
Далее отец Василий рассматривает всю жизнь святого, и с самых первых младенческих лет его, находит эти назидательные уроки. Вот первый из них. По словам священника, «преподобный Сергий с самого детства имел столь сильную расположенность к посту и молитве, что в среды и пятницы не вкушал ничего, а в прочие дни питался хлебом и водою; часто целые ночи проводил без сна в молитве. Благоразумная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не расстроить здоровья, но Сергий отвечал матери: «Если я, находясь еще в колыбели, по средам и пяткам постился, как вы сказывали мне, то могу ли я теперь не понудить себя к тому, чтобы Бог избавил меня от грехов моих? Я должен укрощать плоть свою воздержанием и трудом для сохранения чистоты душевной и телесной».
Вот как, по словам отца Василия, преподобный Сергий смотрел на пост и молитвенные труды. Он не думал, что пост и бдения могут расстраивать здоровье человека, как то думают плотоугодники, а, напротив, считал их самым верным средством для обуздания прихотливой плоти, для предохранения себя от грехопадений, для соблюдения своей чистоты душевной и телесной. Вечное спасение души составляло для него предмет первостепенной важности; по его убеждению, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Наклонность преподобного Сергия к посту и молитве сообщена была ему самою материю его. О матери преподобного Сергия говорит предание, что она во время беременности своей не употребляла ни мяс, ни млека, ни рыбы, ни вина, но питалась хлебом и семенами, а пила одну воду и часто втайне со слезами молилась Господу, хранящему младенцев. Таким образом, плод чрева ее в самой утробе ее очищался и освящался постом и молитвою, предрасполагался к ним». Этот урок может быть полезен и современным детям, и их родителям, которые ныне уклоняются от сохранения поста и находят этому множество причин.
Кроме того, житие святого напоминает школьникам, что в учебе нужно всегда молиться Богу, просить разумения в науках. Повзрослевших юношей и девушек он своим примером учит заботиться своих родителях. Тем, кто стремится к уединенной жизни, он показывает, как трудно бывает понести этот подвиг. И это лишь несколько уроков. Однако, как говорит отец Василий, вся «жизнь угодника Божия так богата назиданием, что каждый факт, каждое событие может служить для вас вразумлением во спасение. Примите к сведению и руководству нравственные уроки, почерпнутые из его жизнеописания, и потщитесь подражать образу жизни его и деятельности. Наше последование святому примеру преподобного Сергия во всем нашем поведении будет самою благоприятною для него жертвою, примется за достойное почитание блаженной его памяти, послужит к славе Самого Бога, дивного во святых, и к нашему собственному благу временному и вечному».
*** «Поминайте наставники ваша, — заповедует апостол Христов, - и подражайте вере их». Как говорит архиепископ Никон (Рождественский), «во исполнение этой заповеди апостольской сегодня мы и творим память великого наставника нашего, преподобного Сергия. Но не сегодня только, а и всегда мы должны взирать на скончание жительства и подражать вере святых Божиих. Каждый день Святая Церковь чтит память того или другого угодника Божия. Будем же чаще всматриваться в дивные образы их - недаром ведь сказано в Писании: «С преподобным и сам преподобен будеши», с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящей от одеяния души его». Этими словами архиепископа Никона мы и завершаем нашу программу. Новинки …
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 апреля 2024
Вход Господень в Иерусалим. Поздравление митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
Вход Господень в Иерусалим. Величание
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!