У книжной полки. 16 мая

16 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому.

 

По словам священника Валерия Духанина «есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых. 3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. И хотя день этот высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт»: 702 года «назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест». В 2014 году, когда Святая Церковь праздновала 700-летие этой знаменательной даты, Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выпустило в свет книгу – «Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию ***

В этой книге собраны церковные проповеди, авторами которых являются святые отцы и известные проповедники 19-21 веков. Их проникновенные слова, сказанные в дни празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, отражают различные стороны подвижнического служения великого святого XIV века, которого верующий народ именует игуменом земли Русской. В них показано непреходящее значение духовного наследия Преподобного, стяжавшего в упорной борьбе со страстями благодатные дары Святого Духа и оказавшего глубокое влияние на развитие современного ему общества. Сегодняшний читатель найдет для себя в этих проповедях немало поучительного. Книга рассчитана на широкий круг читателей, проявляющих интерес к вероучению, традициям и истории Русской Православной Церкви.

Открывает книгу ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В этом послании в частности говорится: «Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно, каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву Лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлет­ворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

По сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря - Троице-Сергиевой Лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах евангельскую истину, делом являя образ жительства во Христе. Троице-Сергиева Лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских - первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения».

О святой обители, которую возвел преподобный Сергий, святитель Филарет Московский в 1842 году сказал следующее: «С уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было Россия, знаю, что и Лавра Сергиева, и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божией благодатью, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре; но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврой. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их достигает до Неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вдохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных».

Так возвышенно говорит Московский Златоуст о преподобном и его святой обители, а другой проповедник 19 века, протоиерей Василий Никольский, усматривает в жизни святого Сергия назидательные уроки и преподает их всем, кто желает жить богоугодно и благочестиво. В частности, он отмечает, что «жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и по­сле них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Следует только внимательно присмотреться к их образу жизни и деятельности, надлежит только вести себя и по­ступать так, как вели себя и поступали они, и мы можем сподобиться духовного просвещения, до­стигнуть блаженного соединения с Богом. Вот, например, - говорит священник, - в житии ублажаемого ныне Церковью преподобного Сергия Радонежского кто не найдет для себя наставления и руководства к благочес­тивой и богоугодной жизни? И родители, и дети, и отроки, и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные — все могут отсюда вразумиться во спасение».

Далее отец Василий рассматривает всю жизнь святого, и с самых первых младенческих лет его, находит эти назидательные уроки. Вот первый из них. По словам священника, «преподобный Сергий с самого детства имел столь сильную расположенность к посту и молитве, что в среды и пятницы не вкушал ничего, а в прочие дни питался хлебом и водою; часто целые ночи проводил без сна в молитве. Благоразумная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не расстроить здоровья, но Сергий отвечал матери: «Если я, находясь еще в колыбели, по средам и пяткам постился, как вы сказывали мне, то могу ли я теперь не пону­дить себя к тому, чтобы Бог избавил меня от грехов моих? Я должен укрощать плоть свою воздержа­нием и трудом для сохранения чистоты душевной и телесной».

Вот как, по словам отца Василия, преподобный Сергий смотрел на пост и молитвенные труды. Он не думал, что пост и бдения могут расстраивать здоровье че­ловека, как то думают плотоугодники, а, напротив, считал их самым верным средством для обуздания прихотливой плоти, для предохранения себя от грехопадений, для соблюдения своей чистоты ду­шевной и телесной. Вечное спасение души состав­ляло для него предмет первостепенной важности; по его убеждению, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. На­клонность преподобного Сергия к посту и молитве сообщена была ему самою материю его. О матери преподобного Сергия говорит предание, что она во время беременности своей не употребляла ни мяс, ни млека, ни рыбы, ни вина, но питалась хле­бом и семенами, а пила одну воду и часто втайне со слезами молилась Господу, хранящему младенцев. Таким образом, плод чрева ее в самой утробе ее очищался и освящался постом и молитвою, предрасполагался к ним». Этот урок может быть полезен и современным детям, и их родителям, которые ныне уклоняются от сохранения поста и находят этому множество причин.

Кроме того, житие святого напоминает школьникам, что в учебе нужно всегда молиться Богу, просить разумения в науках. Повзрослевших юношей и девушек он своим примером учит заботиться своих родителях. Тем, кто стремится к уединенной жизни, он показывает, как трудно бывает понести этот подвиг. И это лишь несколько уроков. Однако, как говорит отец Василий, вся «жизнь угодника Божия так богата назиданием, что каждый факт, каждое событие может служить для вас вразумлением во спасение. Примите к сведению и руководству нравствен­ные уроки, почерпнутые из его жизнеописания, и потщитесь подражать обра­зу жизни его и деятельности. Наше последование святому примеру преподобного Сергия во всем на­шем поведении будет самою благоприятною для него жертвою, примется за достойное почитание блаженной его памяти, послужит к славе Самого Бога, дивного во святых, и к нашему собственному благу временному и вечному».

 

*** «Поминайте наставники ваша, — заповедует апостол Христов, - и подражайте вере их». Как говорит архиепископ Никон (Рождественский), «во исполнение этой заповеди апостольской сегодня мы и творим память великого наставника нашего, преподобного Сергия. Но не сегодня только, а и всегда мы должны взирать на скончание жительства и подражать вере святых Божиих. Каждый день Святая Церковь чтит память того или другого угодника Божия. Будем же чаще всматриваться в див­ные образы их - недаром ведь сказано в Писании: «С преподобным и сам преподобен будеши», с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящей от одеяния души его». Этими словами архиепископа Никона мы и завершаем нашу программу. Новинки …

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать