У книжной полки. 16 марта

16 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Михаил Труханов. Беседы с духовными чадами. Книга третья «Господь дает молитву молящемуся».

 

Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с трудами протоиерея Михаила Труханова, московского старца, яркого представителя богословской мысли прошлого века. Труды отца Михаила создавались во многом на основе опыта его проповеднической деятельности как приходского священника. Беседуя с читателем, отец Михаил способен донести сложные догматические истины и канонические постулаты до каждого восприимчивого ума, задеть его сердце. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию третью книгу из цикла бесед батюшки с духовными чадами, которая называется - «Господь дает молитву молящемуся». ***

Минское издательство Лучи Софии продолжает публикацию бесед с протоиереем Михаилом Трухановым. «Мы, чада батюшки, - пишет в предисловии автор-составитель Валентина Андреевна Звонкова, - искренне надеемся, что изданные первые две книги бесед протоиерея Михаила Труханова - «Воспоминания» и «Почему у нас нет радости в жизни?» - вам понравились. Эта третья книга бесед посвящена молитве, хотя здесь много говорится также и о посте, милостыне и борьбе со страстями. Все эти темы тесно взаимосвязаны. Пост без молитвы - это голодовка, а молитва по­стящегося угодна Богу. Посту нужны непременно мо­литва и милостыня, как птице два крыла. Но пост - это не только воздержание, это изменение своей грехов­ной жизни, поэтому, если мы не будем работать над собой, бороться со своими страстями, то молитва наша будет рассеянная, холодная и недейственная.

По словам Валентины Андреевны, «свою непрестанную молитву отец Михаил стяжал ценой огромных скорбей: голодное детство, потому что был сын священника-лишенца, работа на производстве с 14 лет, пятнадцать с половиной лет сталинских лаге­рей, тюрем и ссылок за свою веру и изучение Библии. Мы тоже все хотим стяжать сердечную молитву и попасть в Царство Божие, но только, как утверждает автор-составитель, без скорбей, потому что и так немощные, больные». Но возможно ли это без труда каждого отдельно взятого человека, оправдывающего себя в своих немощах? Читая беседы отца Михаила, вновь и вновь приходишь к пониманию того, что труд необходим. А трудимся мы на духовном поприще только потому что ленимся. Так говорил и батюшка. Так, «когда кто-то жаловался ему на усталость, пыта­ясь оправдать свое отсутствие на Литургии, он отмечал: «Если разобраться, у вас и усталости-то никакой нет, а есть одна лень. Пока я жив, «пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145,2). Давайте же, пока мы дышим, будем надеяться и молиться. Нельзя прекращать молитву!»

Отец Михаил, по словам Звонковой, - обладал даром умирять очень разных людей и приводить их к Богу именно своей молитвой, лучезарной радостью единения со Христом. Приходящие к о. Михаилу были, действительно, раз­ными по степени воцерковления, возрасту, роду дея­тельности, образованию. Но всем было так комфортно сидеть за одним столом дома у батюшки: и генералу, и домохозяйке, и профессору, и рабочему, и врачу, и маляру, и академику, и студенту. Никто не был обделен заботой и вниманием, всех согревал своей любо­вью и молитвой отец Михаил. И замирало сердце от счастья у всех, кто хотя бы раз поговорил с батюшкой и реально прикоснулся к его живой вере. Молитва батюшки быстро доходила до Неба, Го­сподь слышал и исполнял прошения Своего угодника. Но когда ему рассказывали о результатах его молит­вы и пытались благодарить, он сердил­ся: «Не нам, а Господу воздай славу!».

По своему смирению батюшка называл себя ржавой проволокой, которая свет проводит, а сама не светит­ся. Он говорил: «Нужно не забывать, какую роль игра­ет тот, кто молится. Его роль самая-самая скромная. Я выполняю именно роль ржавой проволоки. И это почетная миссия: молиться во имя Христово о том, чтобы благо было вот этому человеку или этому. И это так радостно для меня! Если бы мы знали, какое благо получает человек, молящийся с любовью за других! Я вот чуть-чуть помолился, а Господь мне миллиард духов­ных благ за это дает. Видите, как выгодно молиться за других! Не жалейте времени на молитву. Но молиться надо с сострадательной любовью о заблудших, ведь они заблудились во тьме своих страстей. Если бы они были со Христом, да разве бы делали зло другим?»

 

Как отмечает автор-составитель, кто впервые слышал о том, что молиться за других «выгодно», думал, что батюшка так шутит. Но он не шутил. И объяснял: «Я - несчастный человек, грешный. Но если я молюсь с любовью за эти заблудшие души и желаю целым полкам, так скажем, грешников спа­сения, то Господь, видя мою любовь, дает мне столько благ, что вместить бывает трудно. И я за счет молитвы тех, за кого молюсь, сам возрастаю благодатью, потому что Господь помогает. Не тратьте время попусту. Мо­литесь! Да с какой же радостью мы должны молиться Христу Богу! Молитва - это радость именно взаимной любви». Когда жаловались, что совсем не идет молитва, отец Михаил всегда спрашивал: «А вы пост строго соблю­даете?». Одно с другим очень тесно связано.

Батюшка говорил: «Когда меня просят помолиться о тяжко бо­лящих, скажем, одержимых пьянством, как я могу сра­жаться с начальником этой страсти - демоном, если сам не имею силы духовной? А какой я боец против бесовщины, если у меня самого, может быть, на девя­носто с лишним процентов эти страсти? Не можем из­гонять бесовщину. Поэтому я и убеждаю всех, кто ко мне приходит, строго соблюдать пост, не формально, а именно строго. Сам за собой следи. За собой! Всякое нарушение поста есть ослабление духовности чело­века. Он утрачивает как раз ту могучую силу, чтобы бороться с бесовщиной. Мир лежит во зле, и чтобы по­беждать зло в мире, нам нужно вооружиться молитвой и постом». И надо сказать, что чада о. Михаила не просили о послаблении поста, зная его твердую позицию.

Если человек не знает воздержания в пище, то его молитва будет хромая. У человека воздержанного молитва бывает более сильная, более искренняя. Вот тогда пост дает самое главное - приближает нас к Богу, а если будет на то воля Божия - даст нам и здоровье. «Хочешь выздороветь? - спрашивал батюшка. - Усиль пост!». И все понимали, что это не чрезмерная строгость непреклонного батюшки, а совет любящего духовно­го отца, опытно познавшего всей своей многотрудной жизнью силу поста и молитвы. Отец Михаил объяснял: «Вот сидим мы тут за столом, нас пятнадцать человек за трапезой. Среди нас -я верую! - сидит или, может быть, стоит вот там, где-нибудь у притолоки, Христос. Господь не дает бла­гословения сегодня вкушать какую-то пищу, так не­ужели нужно нагло тянуться к этому? Как же можно? Храни Господь! Да ведь никакой пользы никогда не будет. Я понимаю, если ты в тюрьме или в больнице и нарушишь пост, тогда ты свободен от греха, пото­му что у тебя нет выбора. Это другое дело. Но когда у меня есть выбор, тогда я уже ответственен за свой грех».

Как говорит отец Михаил, «человек, который неряшлив в соблюдении поста сам себя обворовывает, сам себя делает ослабленным через вкушение лакомого какого-то блюда для услаждения своей плоти. Нельзя легкомысленно относиться к нарушению поста, установленному в Церкви, ведь речь идет о том, есть благословение Божие или нет его. А если его нет, то, вкушая запретное, вы будете брать на себя грех непослушания Богу. Вот это надо помнить. Если Сам Христос постился, апостолы постились, не­ужели мы теперь не будем поститься? Это накладыва­ет на нас обязанность не изменять того, что нам дано через апостолов. Они сами спасались и нам дали пра­вило, как нужно себя вести. Может быть, на днях при­дет антихрист, так нам нужно как раз быть твердыми. А тут вдруг идет речь о послаблении поста». Но это только одна сторона, именно трапеза. А пост - это всецелое воздержание и изменение своей грехов­ной жизни, стремление обуздать себя так, чтобы дей­ствительно не было поползновений ко греху. И обо всем этом говорит отец Михаил в своих беседах с духовными чадами.

 

*** Это третья книга предлагает читателям беседы протоиерея Михаила Труханова с духовными чадами, которые проходили в 90-е годы прошлого столетия. В этих беседах о. Михаил призывал не жа­леть времени на сострадательную молитву с любовью за других, жить этой молитвой, разъяснял необходимость поста в наше время. Как отмечает автор-составитель, беседы с отцом Ми­хаилом не претендуют на полное и все­объемлющее раскрытие каждой темы, это не богословский труд, а просто беседы с батюшкой, собранные и систематизированные по определенным на­правлениям. Надеемся, говорит Валентина Андреевна Звонкова, что эти беседы будут душеполезны мно­гим православным читателям. А те, кто заинтересуется затронутыми в беседах темами, могут обратиться к тру­дам батюшки, которые в настоящее время уже переизданы и находятся в широком доступе.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать