Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Михаил Труханов. Беседы с духовными чадами. Книга третья «Господь дает молитву молящемуся».
Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с трудами протоиерея Михаила Труханова, московского старца, яркого представителя богословской мысли прошлого века. Труды отца Михаила создавались во многом на основе опыта его проповеднической деятельности как приходского священника. Беседуя с читателем, отец Михаил способен донести сложные догматические истины и канонические постулаты до каждого восприимчивого ума, задеть его сердце. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию третью книгу из цикла бесед батюшки с духовными чадами, которая называется - «Господь дает молитву молящемуся». ***
Минское издательство Лучи Софии продолжает публикацию бесед с протоиереем Михаилом Трухановым. «Мы, чада батюшки, - пишет в предисловии автор-составитель Валентина Андреевна Звонкова, - искренне надеемся, что изданные первые две книги бесед протоиерея Михаила Труханова - «Воспоминания» и «Почему у нас нет радости в жизни?» - вам понравились. Эта третья книга бесед посвящена молитве, хотя здесь много говорится также и о посте, милостыне и борьбе со страстями. Все эти темы тесно взаимосвязаны. Пост без молитвы - это голодовка, а молитва постящегося угодна Богу. Посту нужны непременно молитва и милостыня, как птице два крыла. Но пост - это не только воздержание, это изменение своей греховной жизни, поэтому, если мы не будем работать над собой, бороться со своими страстями, то молитва наша будет рассеянная, холодная и недейственная.
По словам Валентины Андреевны, «свою непрестанную молитву отец Михаил стяжал ценой огромных скорбей: голодное детство, потому что был сын священника-лишенца, работа на производстве с 14 лет, пятнадцать с половиной лет сталинских лагерей, тюрем и ссылок за свою веру и изучение Библии. Мы тоже все хотим стяжать сердечную молитву и попасть в Царство Божие, но только, как утверждает автор-составитель, без скорбей, потому что и так немощные, больные». Но возможно ли это без труда каждого отдельно взятого человека, оправдывающего себя в своих немощах? Читая беседы отца Михаила, вновь и вновь приходишь к пониманию того, что труд необходим. А трудимся мы на духовном поприще только потому что ленимся. Так говорил и батюшка. Так, «когда кто-то жаловался ему на усталость, пытаясь оправдать свое отсутствие на Литургии, он отмечал: «Если разобраться, у вас и усталости-то никакой нет, а есть одна лень. Пока я жив, «пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145,2). Давайте же, пока мы дышим, будем надеяться и молиться. Нельзя прекращать молитву!»
Отец Михаил, по словам Звонковой, - обладал даром умирять очень разных людей и приводить их к Богу именно своей молитвой, лучезарной радостью единения со Христом. Приходящие к о. Михаилу были, действительно, разными по степени воцерковления, возрасту, роду деятельности, образованию. Но всем было так комфортно сидеть за одним столом дома у батюшки: и генералу, и домохозяйке, и профессору, и рабочему, и врачу, и маляру, и академику, и студенту. Никто не был обделен заботой и вниманием, всех согревал своей любовью и молитвой отец Михаил. И замирало сердце от счастья у всех, кто хотя бы раз поговорил с батюшкой и реально прикоснулся к его живой вере. Молитва батюшки быстро доходила до Неба, Господь слышал и исполнял прошения Своего угодника. Но когда ему рассказывали о результатах его молитвы и пытались благодарить, он сердился: «Не нам, а Господу воздай славу!».
По своему смирению батюшка называл себя ржавой проволокой, которая свет проводит, а сама не светится. Он говорил: «Нужно не забывать, какую роль играет тот, кто молится. Его роль самая-самая скромная. Я выполняю именно роль ржавой проволоки. И это почетная миссия: молиться во имя Христово о том, чтобы благо было вот этому человеку или этому. И это так радостно для меня! Если бы мы знали, какое благо получает человек, молящийся с любовью за других! Я вот чуть-чуть помолился, а Господь мне миллиард духовных благ за это дает. Видите, как выгодно молиться за других! Не жалейте времени на молитву. Но молиться надо с сострадательной любовью о заблудших, ведь они заблудились во тьме своих страстей. Если бы они были со Христом, да разве бы делали зло другим?»
Как отмечает автор-составитель, кто впервые слышал о том, что молиться за других «выгодно», думал, что батюшка так шутит. Но он не шутил. И объяснял: «Я - несчастный человек, грешный. Но если я молюсь с любовью за эти заблудшие души и желаю целым полкам, так скажем, грешников спасения, то Господь, видя мою любовь, дает мне столько благ, что вместить бывает трудно. И я за счет молитвы тех, за кого молюсь, сам возрастаю благодатью, потому что Господь помогает. Не тратьте время попусту. Молитесь! Да с какой же радостью мы должны молиться Христу Богу! Молитва - это радость именно взаимной любви». Когда жаловались, что совсем не идет молитва, отец Михаил всегда спрашивал: «А вы пост строго соблюдаете?». Одно с другим очень тесно связано.
Батюшка говорил: «Когда меня просят помолиться о тяжко болящих, скажем, одержимых пьянством, как я могу сражаться с начальником этой страсти - демоном, если сам не имею силы духовной? А какой я боец против бесовщины, если у меня самого, может быть, на девяносто с лишним процентов эти страсти? Не можем изгонять бесовщину. Поэтому я и убеждаю всех, кто ко мне приходит, строго соблюдать пост, не формально, а именно строго. Сам за собой следи. За собой! Всякое нарушение поста есть ослабление духовности человека. Он утрачивает как раз ту могучую силу, чтобы бороться с бесовщиной. Мир лежит во зле, и чтобы побеждать зло в мире, нам нужно вооружиться молитвой и постом». И надо сказать, что чада о. Михаила не просили о послаблении поста, зная его твердую позицию.
Если человек не знает воздержания в пище, то его молитва будет хромая. У человека воздержанного молитва бывает более сильная, более искренняя. Вот тогда пост дает самое главное - приближает нас к Богу, а если будет на то воля Божия - даст нам и здоровье. «Хочешь выздороветь? - спрашивал батюшка. - Усиль пост!». И все понимали, что это не чрезмерная строгость непреклонного батюшки, а совет любящего духовного отца, опытно познавшего всей своей многотрудной жизнью силу поста и молитвы. Отец Михаил объяснял: «Вот сидим мы тут за столом, нас пятнадцать человек за трапезой. Среди нас -я верую! - сидит или, может быть, стоит вот там, где-нибудь у притолоки, Христос. Господь не дает благословения сегодня вкушать какую-то пищу, так неужели нужно нагло тянуться к этому? Как же можно? Храни Господь! Да ведь никакой пользы никогда не будет. Я понимаю, если ты в тюрьме или в больнице и нарушишь пост, тогда ты свободен от греха, потому что у тебя нет выбора. Это другое дело. Но когда у меня есть выбор, тогда я уже ответственен за свой грех».
Как говорит отец Михаил, «человек, который неряшлив в соблюдении поста сам себя обворовывает, сам себя делает ослабленным через вкушение лакомого какого-то блюда для услаждения своей плоти. Нельзя легкомысленно относиться к нарушению поста, установленному в Церкви, ведь речь идет о том, есть благословение Божие или нет его. А если его нет, то, вкушая запретное, вы будете брать на себя грех непослушания Богу. Вот это надо помнить. Если Сам Христос постился, апостолы постились, неужели мы теперь не будем поститься? Это накладывает на нас обязанность не изменять того, что нам дано через апостолов. Они сами спасались и нам дали правило, как нужно себя вести. Может быть, на днях придет антихрист, так нам нужно как раз быть твердыми. А тут вдруг идет речь о послаблении поста». Но это только одна сторона, именно трапеза. А пост - это всецелое воздержание и изменение своей греховной жизни, стремление обуздать себя так, чтобы действительно не было поползновений ко греху. И обо всем этом говорит отец Михаил в своих беседах с духовными чадами.
*** Это третья книга предлагает читателям беседы протоиерея Михаила Труханова с духовными чадами, которые проходили в 90-е годы прошлого столетия. В этих беседах о. Михаил призывал не жалеть времени на сострадательную молитву с любовью за других, жить этой молитвой, разъяснял необходимость поста в наше время. Как отмечает автор-составитель, беседы с отцом Михаилом не претендуют на полное и всеобъемлющее раскрытие каждой темы, это не богословский труд, а просто беседы с батюшкой, собранные и систематизированные по определенным направлениям. Надеемся, говорит Валентина Андреевна Звонкова, что эти беседы будут душеполезны многим православным читателям. А те, кто заинтересуется затронутыми в беседах темами, могут обратиться к трудам батюшки, которые в настоящее время уже переизданы и находятся в широком доступе.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!