Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иерей Даниил Сысоев. Толкование на Послания ап. Павла к Коринфянам. 11 часть. «Как подавать милостыню».
Вновь сегодня мы обращаемся к трудам священника Даниила Сысоева, которые он совершал на ниве проповеди слова Божия, и продолжаем знакомиться с вышедшими в свет его сочинениями, а точнее с одним большим произведением под названием - «Толкование на Первое и Второе Послания апостола Павла к Коринфянам». Напомню, что это издание представлено в 12 частях. Каждая брошюра посвящена раскрытию отдельной темы, но собранные все вместе они представляют собой толкование на единое апостольское чтение. Ознакомившись с полным собранием, по мнению издателей, можно будет с легкостью ответить на многие вопросы. Предлагаемая вашему вниманию 11 часть этого издания называется «Как подавать милостыню». ***
Тема, которую раскрывает автор в данной книге, думаю будет интересна многим православным христианам, да и не только. Ведь творить дела милосердия может каждый человек, однако не каждый творит их от чистого сердца и не корысти ради. При этом не каждый из нас понимает значение подаваемой милостыни. Так, например, об этом говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Некоторые, творящие милостыни, познают свое приобретение при исходе из сего мира». А святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые». «Подающий щедрую милостыню, - продолжает святитель, и здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф.25:34).
Так и апостол Павел, по словам автора, увещевает коринфян к щедрой милостыне. Собственно, одно из названий Второго Послания к Коринфянам — Послание милосердия, Послание милости. Очень часто люди внешне живут как христиане, а внутренне какими-то дикими принципами. И вот апостол Павел, обращаясь к коринфянам, говорит так: «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка. Благодарение Богу, вложившему в сердце Титове такое усердие к вам» (2 Кор. 8; 7-16).
В этом послании, - по словам отца Даниила, - «апостол сначала приводит пример Македонских церквей. Они, будучи в крайней нищете, радовались, подавая милостыню выше всех сил. И Господь одаривал этих любящих людей, македонян, необыкновенными наградами. Действительно, человек, который ради Бога, ради любви, ради любви Божией презирает все резоны, такой человек действительно начинает жить по законам Неба. Он прямо и непосредственно живет под управлением Господа Бога и кормится с руки Господней, как это было с фессалоникийцами. Но здесь апостол пользуется своей любимой формой — призывом к милостыне. Он вообще очень любит призывать людей к соревнованиям. Такие соревнования между Церквами, между людьми были всегда, и христианину надлежит упражняться.
И вот апостол, призывая к милости, ссылается на Христа: «...вы изобилуете, — говорит он, — всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью» (2Кор. 8; 7) Апостол хвалит коринфян для того, чтобы подвигнуть их к большему доброделанию. Нетрудно заметить, что те добродетели, которые хвалит апостол среди коринфских христиан, относятся скорее к теоретическим добродетелям, теоретической веры во Христа, теоретическому знанию вероучения Церкви. Некоторые считают, что главное — добрые дела делать, а как человек верит и хорошо ли верит — это неважно. Нет, это важно, и апостол хвалит за это. Святитель Феофан толкует так: «Теория его очень коротка, - ее можно совместить в нескольких словах; но дело его конца не имеет. Первый шаг в нем - дело, покаяние, и потом что ни шаг, всё дело и дело. И никакого шага в нем нельзя сделать не делом, а одним умствованием. Умовая сторона в нем совне стоит, как свечи и лампы в рабочей» [22].
Если человек не имеет этих разумных добродетелей, он не сможет правильно делать дела. Потому что он будет давать милостыню так, что на него будут обижаться. Он постарается утешить, но в итоге еще больше обидит. Свет Богопознания, дарованный нам через Священное Писание, через Откровение Божие, через православную веру, - должен проявляться в конкретной жизни человека. «Милостыня сладостна, она невольно втягивает в деятельную жизнь». Человек, которому приятно давать милостыню, который становится внешне подающим милостыню, легко потом ко всем остальным добрым делам привыкнет. Если человек приучает себя к милостыне, ему легче и другие дела любви творить. А чем больше человек проявляет любовь к ближним во имя Бога, тем больше усиливается у него любовь к Богу. Как и любовь к ближним. «Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви» (2Кор. 8; 8).
Еще, как отмечает автор, - апостол здесь говорит о том, что творить милость есть заповедь, а вот каким образом творить милостыню - это заповедью не является. Если вы не подаете милостыню, вы совершаете грех против Бога. А вот как проявлять милостыню, сколько давать — это вопрос вашей личной совести, вашего личного искусства. Здесь никто за вашим сердцем, кроме Бога Всемогущего, смотреть не будет. Говорит апостол: «Я хочу проверить, посмотреть по делам, насколько у вас неподдельная любовь». А то, знаете, бывают такие люди: поговоришь с человеком — ну просто ангел во плоти. Так хорошо говорит, так замечательно, слаще меда и сот, а как до дела — сразу в кусты. Это то самое, что апостол утверждает. «Внешне-то вы хороши, а по делу, где ваше дело, где ваша поддержка милостыней, где жалость? Покажите, что ваша любовь искренняя, а не поддельная». Потому что многие говорят: «Я люблю». А вот слова с делом расходятся...
Дальше апостол ссылается на очень важный аргумент: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8;9) Апостол говорит: «Кто главный пример величайшей милости — Христос Спаситель, Тот, Кто ради нас сошел с Небес, с величайших высот Божественной радости. Он явился на земле, Он жил в смиренном теле, Он, будучи Сыном Божиим, Который обладал всемогуществом по природе Своей Божественной, стал не каким-то богачом. Он даже в пещере родился, не имел где главы преклонить, и Его распяли на позорном кресте. И для чего Он это сделал? Чтобы мы обогатились Его нищетою. Его снисхождение, Его смерть, Его жалость к нам, они нас обогатили». Кто подает милостыню, тот подражает Господу Иисусу Христу, Спасителю.
*** Как говорит автор, «самое сложное — учиться любви, пребывая в скорбях. Существуют ли правила, по которым действует милостыня? Приносит ли она радость дающему и облегчение приемлющему? По словам автора, «Господь дает, сколько человеку нужно, и еще на то, чтобы он мог делать добро. Мы должны понимать, что, жертвуя, приносим пользу сами себе. Во-первых, отдаем долг благодарности, во-вторых, даем взаймы Богу, в-третьих, мы просто приучаемся к любви Божией, в-четвертых, мы освобождаемся от многих грехов, потому что говорит Писание: «Милостыня избавляет от смерти!» «Любовь покрывает все грехи». В-пятых, мы выращиваем любовь между людьми. Человек себе только пользу и приносит. Но что нужно для того, чтоб творить милостыню, которую примет Сам Господь, и рассказывает священник Даниил Сысоев в данной книге.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!