У книжной полки. 16 марта

16 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иерей Даниил Сысоев. Толкование на Послания ап. Павла к Коринфянам. 11 часть. «Как подавать милостыню».

 

Вновь сегодня мы обращаемся к трудам священника Даниила Сысоева, которые он совершал на ниве проповеди слова Божия, и продолжаем знакомиться с вышедшими в свет его сочинениями, а точнее с одним большим произведением под названием - «Толкование на Первое и Второе По­слания апостола Павла к Коринфянам». Напомню, что это издание представлено в 12 частях. Каждая брошюра посвящена раскрытию отдельной темы, но собранные все вместе они представляют собой толкование на единое апостольское чтение. Ознакомившись с полным собранием, по мнению издателей, можно будет с легкостью ответить на многие вопросы. Предлагаемая вашему вниманию 11 часть этого издания называется «Как подавать милостыню». ***

Тема, которую раскрывает автор в данной книге, думаю будет интересна многим православным христианам, да и не только. Ведь творить дела милосердия может каждый человек, однако не каждый творит их от чистого сердца и не корысти ради. При этом не каждый из нас понимает значение подаваемой милостыни. Так, например, об этом говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Некоторые, творящие милостыни, познают свое приобретение при исходе из сего мира». А святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые». «Подающий щедрую милостыню, - продолжает святитель, и здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф.25:34).

Так и апостол Павел, по словам автора, увещевает коринфян к щедрой милостыне. Собственно, одно из названий Второго Послания к Коринфянам — Послание милосердия, Послание милости. Очень часто люди внешне живут как христиане, а внутренне какими-то дикими принципами. И вот апостол Павел, обращаясь к ко­ринфянам, говорит так: «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усер­дием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью. Говорю это не в виде повеле­ния, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

Я даю на это совет: ибо это полезно вам, ко­торые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и испол­нено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в воспол­нение их недостатка; а после их избыток в воспол­нение вашего недостатка, чтобы была равномер­ность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка. Благо­дарение Богу, вложившему в сердце Титове такое усердие к вам» (2 Кор. 8; 7-16).

В этом послании, - по словам отца Даниила, - «апостол сначала приводит пример Македонских церквей. Они, бу­дучи в крайней нищете, радовались, подавая милостыню выше всех сил. И Господь одари­вал этих любящих людей, македонян, необык­новенными наградами. Действительно, чело­век, который ради Бога, ради любви, ради любви Божией презирает все резоны, такой человек действительно начинает жить по за­конам Неба. Он прямо и непосредственно живет под управлением Господа Бога и кор­мится с руки Господней, как это было с фессалоникийцами. Но здесь апостол пользуется своей любимой формой — призывом к мило­стыне. Он вообще очень любит призывать людей к соревнованиям. Такие сорев­нования между Церквами, между людьми были всегда, и христианину надлежит упраж­няться.

И вот апостол, призывая к милости, ссылается на Христа: «...вы изобилуете, — говорит он, — всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью» (2Кор. 8; 7) Апостол хвалит коринфян для того, чтобы подвигнуть их к большему доброделанию. Нетрудно заметить, что те добродетели, которые хвалит апостол среди коринфских христиан, относятся скорее к теоретическим добродетелям, теоретической веры во Христа, теоретическому знанию ве­роучения Церкви. Некоторые считают, что главное — добрые дела делать, а как человек верит и хорошо ли верит — это неважно. Нет, это важно, и апостол хвалит за это. Святитель Феофан толкует так: «Теория его очень коротка, - ее можно совместить в нескольких словах; но дело его конца не имеет. Первый шаг в нем - дело, по­каяние, и потом что ни шаг, всё дело и дело. И ни­какого шага в нем нельзя сделать не делом, а одним умствованием. Умовая сторона в нем совне стоит, как свечи и лампы в рабочей» [22].

Если человек не имеет этих разумных добродетелей, он не сможет правильно делать дела. Потому что он будет давать мило­стыню так, что на него будут обижаться. Он постарается утешить, но в итоге еще боль­ше обидит. Свет Богопознания, дарован­ный нам через Священное Писание, через Откровение Божие, через православную веру, - должен проявляться в конкретной жизни человека. «Милостыня сладостна, она невольно втяги­вает в деятельную жизнь». Человек, которому приятно давать мило­стыню, который становится внешне подаю­щим милостыню, легко потом ко всем осталь­ным добрым делам привыкнет. Если человек приучает себя к милостыне, ему легче и дру­гие дела любви творить. А чем больше че­ловек проявляет любовь к ближним во имя Бога, тем больше усиливается у него любовь к Богу. Как и любовь к ближним. «Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви» (2Кор. 8; 8).

Еще, как отмечает автор, - апостол здесь говорит о том, что тво­рить милость есть заповедь, а вот каким образом творить милостыню - это заповедью не является. Если вы не подаете милостыню, вы совершаете грех против Бога. А вот как проявлять милостыню, сколько давать — это вопрос вашей личной совести, вашего лич­ного искусства. Здесь никто за вашим сердцем, кроме Бога Всемогущего, смотреть не будет. Говорит апостол: «Я хочу проверить, посмотреть по делам, насколько у вас неподдельная любовь». А то, знаете, бывают такие люди: поговоришь с человеком — ну просто ангел во плоти. Так хорошо говорит, так замечательно, слаще меда и сот, а как до дела — сразу в кусты. Это то самое, что апо­стол утверждает. «Внешне-то вы хороши, а по делу, где ваше дело, где ваша поддержка ми­лостыней, где жалость? Покажите, что ваша любовь искренняя, а не поддельная». Потому что многие говорят: «Я люблю». А вот слова с делом расходятся...

Дальше апостол ссылается на очень важный аргумент: «Ибо вы знаете благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8;9) Апостол говорит: «Кто главный пример величайшей милости — Христос Спаситель, Тот, Кто ради нас сошел с Небес, с величай­ших высот Божественной радости. Он явился на земле, Он жил в смиренном теле, Он, буду­чи Сыном Божиим, Который обладал всемо­гуществом по природе Своей Божественной, стал не каким-то богачом. Он даже в пещере родился, не имел где главы преклонить, и Его распяли на позорном кресте. И для чего Он это сделал? Чтобы мы обогатились Его нищетою. Его снисхождение, Его смерть, Его жа­лость к нам, они нас обогатили». Кто подает милостыню, тот подражает Господу Иисусу Христу, Спасителю.

 

*** Как говорит автор, «самое сложное — учиться любви, пребывая в скорбях. Существуют ли правила, по которым действует милостыня? Приносит ли она радость дающему и облегчение приемлющему? По словам автора, «Господь дает, сколько человеку нужно, и еще на то, чтобы он мог делать добро. Мы должны понимать, что, жертвуя, приносим пользу сами себе. Во-первых, отдаем долг благодарности, во-вторых, даем взаймы Богу, в-третьих, мы просто приучаемся к любви Божией, в-четвертых, мы освобождаемся от многих грехов, потому что говорит Писание: «Ми­лостыня избавляет от смерти!» «Любовь покрывает все грехи». В-пятых, мы выращиваем любовь между людь­ми. Человек себе только пользу и приносит. Но что нужно для того, чтоб творить милостыню, которую примет Сам Господь, и рассказывает священник Даниил Сысоев в данной книге.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать