Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Государь. Двадцать три ступени вверх.
До наших дней сохранилось немало снимков Государя Императора Николая II и его Семьи. Немало их собрано и на страницах альбома, который сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Многие из опубликованных в альбоме фотографий малоизвестны или просто уникальны, некоторые из них сделаны самими членами Царской Семьи. Безмолвные хранители истории повествуют о каждом из 23 лет правления Государя Николая Александровича порой ярче и искреннее, чем холодные биографические даты. Это наполняет альбом сакральным смыслом и особой ценностью, ведь в нём отражён земной путь последнего русского Императора. Путь - высокий и прекрасный, завершившийся ещё более прекрасным подвигом. Двадцать три года Царствования - как 23 ступени вверх, к Небесам, к Богу! «Государь. Двадцать три ступени вверх» - так называется этот альбом, выпущенный в свет Издательством Достоинство. ***
На страницах этого альбома – с помощью фотографий – жизнь Государя представлена в различных ипостасях: Помазанник Божий, строитель Империи, семьянин, миротворец, воин, милостивец, ктитор православной церкви, страстотерпец. Открывает данное издание глава «Помазанник Божий», и фотоснимки, подобранные для этого раздела автор предваряет следующими словами: «Днесь светло радуется славнейший град Москва! «Ликует Русская Земля в стомиллионном народе своем! Сегодня, в сердце России, в златоглавом Кремле, в достославном успенском соборе, возлюбленный Царь наш — Николай Александрович, среди молитв Святой Церкви и всех Своих верноподданных, причастившись Святых Таин, восприял Царский Венец и священное Миропомазание, излившее на него дары Духа Святаго, и приобщил к великой таинственной благодати дорогую Царицу нашу—Александру Феодоровну». Именно такими словами глашатай оповестил мир о Священном Короновании и миропомазании 14 мая 1896 года.
В семь часов дан был сигнал 21 пушечным выстрелом, раздался благовест с колокольни Ивана Великого и начался съезд лиц Высочайшего Двора для участия в торжестве. Бог управляет царствами человеческими и посылает им царей. Каждый очередной избранник Божий должен восприять три Таинственных действа Православной Церкви: рукоположение в цари, венчание на царство и миропомазание в цари. Таинство Миропомазания было преисполнено глубокого смысла: второй раз помазуют только на Царство, и нет ничего тяжелее государева венца. С детства обручённый России, Государь и этот день мистически повенчался с ней. Николай Александрович прочёл Символ Веры; облачившись в порфиру и возложив на голову Царский Венец, взял в руки Державу и Скипетр.
В молите к Царю Царствующих Государь просил ниспослать на него Дары Духа Святого и наставить в деле, которому послан он служить: «... Буди сердце моё в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей, яко да и в день Суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово...» Следуя многовековой традиции - наш Царь, прочитав Своё исповедание перед митрополитом, рукополагается им и помазуется Миром на Царство. Его Величество преклоняет главу, и первенствующий митрополит Палладий, осенив Её крестным знамением и возложив на Неё крестообразно руки, читает молитву: «Умудри и настави Его непоползновенно проходить великое сие к Тебе служение, даруй Ему разум и премудрость...» Во время Божественной литургии Царь Николай II принял Миропомазание. В этот миг колокольный звон и салют в 101 выстрел возвестили народу, что Таинство совершилось.
Митрополит Палладий ввёл Государя в алтарь через Царские врата, и там Помазанник приобщился Святых Таин по «Царскому Чину» — отдельно Тела и Крови Христовой. При помазании от Духа Святого Венценосный Царь вступает в священно-таинственный союз со Своим народом. Царь и народ как бы сливаются в один могучий духовно-нравственный союз, подобно идеальной христианской семье, не мыслящей разделения, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности и заботы. Отсюда истинный христианско-отеческий характер власти и властвования, не рабский и принудительный, а сыновний и свободный характер повиновения. Царь в помазании становится избранником Бога, Ему вверяются от Бога правда и милость, Ему усвояется право сыновства Богу, Ему обещана помощь свыше в Его царском служении».
Следующий раздел этого альбома называется «Любовь Августейшей Четы». По словам автора, «Цесаревич Николай впервые увидел свою избранницу, принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, когда ей было 12 лет. С этой счастливой минуты зародилась самоотверженная любовь, соединившая их в земном странствии до мученической кончины. Кто хоть раз прикоснулся к исповедальным письмам Царственной Четы, не может не восхититься высотой и чистотой Их взаимной любви. Царь Николай Александрович всегда считал Свой брак великим счастьем. Сохранилась запись в дневнике после свадьбы: «Каждый день что проходит, я благословляю Господа и благодарю Его от глубины души за то счастье, каким Он Меня наградил! Большего и лучшего благополучия на этой земле человек не вправе иметь. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растёт постоянно».
Царица украсила словами любви дневник мужа: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье - такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе». Всей душой, глубоко и искренне приняла Августейшая Царица Православие. «Твоя страна будет моей страной, — говорила она,— твой народ будет моим народом и твой Бог — моим Богом» (Руф. 1, 16). В браке Государя и Государыни оправдались слова Христа: «... так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5). Любовь Августейшей Четы — Божий дар: умение пронести свет жертвенной любви сквозь годы и годы до мученического венца, сохранить супружескую верность на фоне разгула предательства и вероломства, взращивать сердечное чувство как райский сад: светлой мыслью, ласковым взором, взаимной поддержкой, тёплым словом, душевной щедростью и молитвенным предстоянием перед Богом друг за друга. Их святая любовь — добрый пример выше всякого поучения».
Нельзя обойти стороной главу, которая рассказывает о всей семье Царственных страстотерпцев. Этот раздел с фотографиями называется «Образ домашней Церкви». Здесь автор пишет: «По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан и ему тяжёлый крест страданий, как Своему избраннику и любимому Чаду... Как равноапостольный Константин, он держит высоко и славно знамя веры Христовой и всем сердцем предан Царю Царей, глубоко почитая друзей Его... Он подаёт всем православным пример искреннего благочестия...» Государь был чист и чистоту сохранил, несмотря на потоки грязи и хулы, что низвергались на Него. И свидетельство сему — его Семья, подлинно малая Церковь, наполненная верой, надеждой и любовью.
Миру явился образец «домашней церкви» (1 Кор. 16, 19) апостольских времён. Августейшая Семья стала примером христианской Семьи, где все пребывали в молитве, любви и послушании Богу и друг другу. Самый богатый дар, который передали Царственные родители детям, — пламень веры, силу духа и смирения, которые не заменишь богатым наследством. «Мы — одно, что так ужасно редко встречается в наши дни. Мы тесно связаны друг с другом, — говорила Императрица, — родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». В семейном гнезде Его Величества всегда царила радость, омрачённая иногда болезнью Царевича и недомоганием Государыни. Камердинер Государя, ближайший слуга, свидетельствовал: «Это была самая святая и чистая Семья».
*** «Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечёт за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит...» — так предсказывал грядущее преподобный Серафим Саровский. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома инженера Ипатьева Царская Семья была зверски убита. Палачи думали, что они победители. Нет! Победитель — наш Царь! Он и его Семья победили время, они преодолели с евангельской кротостью, крепостью веры все превратности судьбы, ненависть толпы, людскую злобу... В мученической кончине Венценосной Семьи был явлен свет Христовой веры - так, канонизируя Царских страстотерпцев, сформулировала Церковь их духовный подвиг. Этот свет отражается в их светлых лицах, которые мы видим на сохранившихся фотоснимках, собранных в частности и на страницах данного альбома.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!