У книжной полки. 16 августа

16 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Обретение образа: православная белорусская культура в славянском мире.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, точно отвечает своему названию. А называется она - «Обретение образа: православная белорусская культура в славянском мире». Материалы, пред­ставленные в ней, принадлежат белорусским и русским исследователям. 18 статей группируются по разделам: иконопись, чудотворные и чтимые образы Богоматери, музыка, словесность, архитектура, древ­ние православные центры Беларуси, теория образа, христианство в современном мире. Статьи сборника по характеру содержащейся в них информации образуют разносторонний тематический горизонт: вводят в научный oборот неизвестные или малоизвестные факты, рассматривают сложившиеся историко-культурные явления в новом ракурсе, «прочитывают» выдающиеся памятники словесности и зодчества с точки зрения их духовно-религиозного значения и многое-многое другое. Подробнее книге – «Обретение образа: православная белорусская культура в славянском мире» – далее в нашей программе. ***

В этой книге собраны научные материалы, обсуждению которых были посвящены конференции, проводимые в рамках VIII и IX международных фестивалей православных песнопений в Минске (2004 и 2006 гг.). Автор проекта и руководитель фестиваля — кандидат искусствоведения Лариса Александровна Густова. Темы, выбранные для дискуссий, касались проблем православной культуры Беларуси в славянском мире и специфики образа православного искусства. По словам автора-составителя сборника Ольги Баженовой, чаще всего человеку не приходится задумываться о сути культуры, к которой он принадлежит: она кажется единой во всех своих многообразных проявлениях - от языка до веры. Иное дело в странах Пограничья. Имеется в виду не то пограничье, которое означает наличие границ между государствами, а реальное историческое соприкосновение на одной территории разных народов и культур, которые хорошо представляют отличимость друг от друга, но при этом находят между собой общий язык и взаимопонимание.

Таким Пограничьем сделала длительная история белорусскую культуру. Нa белорусских землях издавна существует несколько конфессий: православие, католицизм, протестантизм в ряде своих вариантов, ислам, иудаизм (и другие вероисповедания), живут представители многих этносов (белорусы, русские, литовцы, украинцы, поляки, евреи, татары и другие), а в научный обиход вошли много­численные литературные источники, документы на языках, обслуживавших разные сферы общественной жизни (главным образом, на белорусском, латинском, русском, польском). И тут, наверно, нет нужды говорить о значении каждой из этих культур, все они по-своему уникальны и интересны, важнее и своевременнее уви­деть сложившиеся в течение долгих столетий формы контактов и взаимодействий.

Размышляя же о самой сути православной культуры, есть смысл говорить о ее эйдотичности, то есть стремлении к вечному и неизменному сохранению центральной идеи воскресения, которая неподвластна изменчивым представлениям текущей истории. Эту сущностную данность принято не артикулировать (не произносить, не перекладывать на слова, которые как бы упрощают смыслы), что и выявляется в молитвенной «прикровенности и сокрытости» почти двух тысячелетий истории византийской и русской православных культур. На белорусские земли православие пришло вместе с крещением Руси киевским князем Владимиром в конце X в. Основание одной из древнейших белорусских епархии — Полоцкой - относится к 992 г. Следующей, не менее значимой в этом историческом ряду частью Киевской митрополии стала Туровская епархия, которая возникла до 1005 г.

На примере истории Полоцкого княжества можно говорить о плодотворном взаимодействии в XII в. культуры белорусских земель с Византией. В разрешении государственных конфликтов полоцкие князья в то время прибегали к посредничеству византийской правящей династии. И именно в Византию, а не какую-либо другую страну отправилась княжеская семья в вынужденное изгнание. Не менее интересна история Беларуси (или, точнее, Великого княжества Литовского, большую часть которого составляли белорусские земли) XIV-начала XV вв. Именно эти территории, как и земли Московской Руси, после завоевания Константинополя турками (1453) стали восприемниками и защитниками духовного наследия Византии.

История правления великого князя литовского Витовта (1350-1430) полна судьбоносных для православного мира и белорусской православной культуры событий. Но со второй половины XV в. Русь становится официальной наследницей Великой Византии, а Великое княжество Литовское начинает усваивать идеи пограничной культуры, потому что на государственном уровне актуальным становится обращение к поликонфессиональной религиозной политике. Культура белорусских земель XIV—XV вв. оказывает­ся открытой миру славянского православия, в котором соединялись близкие ей Болгарская, Сербская и другие древние православные церкви Европы. В памятниках белорусской культуры красноречиво отразились все сложные перипетии осмысления и защиты славянством православных духовных ценностей.

Это издание ставит ряд актуальных проблем изуче­ния белорусской культуры в контексте общеславянских православных традиций. Оно не претендует на полное и завершенное, тем более категоричное, решение всех вопросов, но исследователи обосновывают свои ответы на поставленные вопросы. Хотя, подчас, вопросов больше, чем ответов. Православная культура Беларуси до сих пор не стала предметом систематического науч­ного изучения. Белорусскую иконопись в рамках культуры славянских стран рассматривает Василий Григорьевич Пуцко. Исследования этого рос­сийского ученого представлены в книге четырьмя статьями. Василий Григорьевич является не только глубоким знатоком византийской культуры, но и историком искусства православных славянских стран. Такое сочетание встречается не часто. Публикации Пуцко ставят ши­рокий круг вопросов, тем самым прописывая программу исследовательского поиска белорусских историков православной культуры.

В публикациях Ю. А. Пискуна и А. А. Ярошевича ставится проблема православного искусства Слуцкого княжества. Владения князей Олельковичей-Слуцких, а затем Радзивиллов являют пример экстраординарной территории, где никогда не закрывались православные церкви и не исчезала прямая связь с византийской иерархией и культурной традицией. В устойчивом положении православия на Случчине после Брестской унии могут быть увидены исторические предпосылки создания в последующем Минской епархии. Именно архимандрит Слуцкого Троицкого мона­стыря первым стал носить титул епископа Минского и Волынского в конце XVIII столетия. Белорусские историки архитектуры - Г. А. Лаврецкий и словесности - Л. В. Левшун открывают новые горизонты в исследовании Спасо-Евфросиниевского храма XII в. в Полоцке. Углубленное прочтение «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой» и догматические коннотации в интерпретации архитектурного облика церкви показывают полоцкую святыню выдающимся памятником «Буквы и Духа» Православной Церкви.

Важная тема в исследовании белорусской иконогра­фии — чтимые и чудотворные образы. Эволюцию иконографии Богоматери Одигитрии в белорусской иконописи XVII—XVIII вв. прослеживает А. А. Ярошевич. Необычным для этой книги является включение общетеоретических разработок проблем искусства и словесности в связи с богословскими задачами. Особым образом выделены статьи о музыкальной куль­туре православной Беларуси XIX столетия. В них рассматривается история музыкальной культуры, а также вопросы литургики, синтеза искусств и даже православного образования. Небольшой раздел посвящен осмыслению христи­анства в современном православном мире. Кроме того, издатели посчитали возможным хотя бы вкратце ознакомить читателя с новыми идеями философско-богословского характера, связанными с именами выдающихся ученых-мыслителей.

 

*** Завершая краткий обзор содержания нашего сборника, Ольга Баженова отмечает, что концепция православной культуры Беларуси еще только начинает создаваться. Прежде, чем будет написана какая-то обобщающая работа, предстоит разобраться в большом количестве археографических, иконографических и других вопросов. А это требует вре­мени и трудной поисковой, аналитической и духовной работы исследователей широкого круга наук и научных дисциплин. Поэтому вспоминаются слова Ивана Федорова из Псалтири с Часословцем 1570 г.: «Молим всякого бла­гочестивого православного христианина, прочитываю­щего книгу сию...аще, где что погрешено... Бога ради исправляйте, благословите, а не кляните, понеже не писал Дух Святой, ни ангел, но рука грешна и бренна».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать