У книжной полки. 15 января

15 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский.

 

Имя преподобного Серафима Саровского знает каждый русский человек. О нем написаны десятки книг и снято множество фильмов. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти — миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него Вере и Любви, подражая ему в мудрости. В 1933 году, к 100-летию со дня кончины преподобного, митрополитом Вениамином (Федченковым) была написана книга «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский». С тех пор это произведение владыки Вениамина переиздавалось несколько раз, и одно из последних изданий находится сегодня на нашей книжной полке. Об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе. ***

Как говорится в предисловии одного из предыдущих изданий, автор этой книги - митрополит Вениамин (Федченков) - удивительный человек: русский православный архиерей, епископ Армии и Флота Белой Армии Врангеля, прекрасный проповедник, замечательный духовный писатель, дипломат и монах-аскет. Господь даровал ему наполненную множеством событий жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье в Тамбовской губернии. Родители своим трудом и терпением смогли дать всем трем детям прекрасное образование — будущий владыка окончил земскую школу, уездное училище, Тамбовское духовное училище и Семинарию, а в 1917 г. — Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Благодаря полученным знаниям, трудолюбию, твердости характера, личному мужеству, скромности и умению переносить лишения владыка снискал к себе уважение в разных слоях общества.

Всю свою жизнь архипастырь трудился для сохранения мира и целостности разорванной гражданской войной Русской Православной Церкви, любовью и словом залечивая душевные раны, нанесенные братоубийственной бойней. Во время Второй мировой войны митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин делал все возможное для помощи Советской Родине в ее войне против фашизма. Вдали от России владыка служил Богу и людям с мечтой вернуться в любимое Отечество. В 1948 г. его мечта исполнилась. После 10 лет архиерейского служения в Латвии, Ростове-на-Дону и Саратове он ушел на покой, поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где и почил о Господе. Будучи не только иерархом и церковным деятелем, но и замечательным писателем, глубоким мыслителем-богословом, он оставил нам немалое литературное наследие.

В своих книгах Владыка Вениамин обозревает историю Русской Православной Церкви, разъясняет смысл и красоту богослужения; описывая жития святых, научает нас правильному отношению к Богу. С особенной любовью обращался он к житийной литературе, рассказам о святых угодниках Божиих, их подвигах и чудотворениях. Так, в 1930-31 годах в Париже и в Вене митрополит Вениамин начал работу над рукописью под названием «Из того мира», повествующей о непостижимых для человеческого разума событиях, о чудесах и знамениях Божиих. Значительное место в этой работе было посвящено святому старцу Серафиму Саровскому. В книгу «Всемирный светильник» вошли главы из указанной рукописи, а также осмысленные и переработанные автором жизнеописания преподобного Серафима, составленные иноками Сергием, Георгием и Иоасафом, Николаем Васильевичем Елагиным, Леонидом Ивановичем Денисовым.

Кроме того, в этой книге приводятся воспоминания Николая Александровича Мотовилова, Надежды Аксаковой, записи архимандрита Серафима (Чичагова) и Сергея Александровича Нилуса. Творение митрополита Вениамина заключает в себе авторский опыт подробного описания и истолкования духовного пути святого старца Серафима и по праву считается одним из лучших жизнеописаний преподобного Саровского чудотворца. И так как сегодня Святая Церковь молитвенно вспоминает день отшествия святого ко Господу,  прочитаем, что пишет об этом дне автор. «Но вот наступил и последний день. Преподобный сподобился воистину “христианской кончины, безболезненны, непостыдны, мирны”, – как молится Церковь, – он не болел ничем, был в полном и ясном сознании и скончался поразительно безмятежно: “уснул” для пробуждения в другой жизни...

Утром 1 января 1833 года, в воскресенье, он в последний раз пришел в больничную церковь свв. Зосимы и Савватия. Но вел себя на сей раз не совсем обычно: поставил ко всем иконам свечи и приложился к ним, чего прежде не делал. Так он “прощался” теперь, а лучше сказать – готовился к встрече со святыми. После литургии он простился с бывшими здесь братьями, благословил их, поцеловал и сказал: “Нынешний день нам венцы готовятся”, – чем ясно указал уже точно день смерти своей. Потом приложился ко Кресту Господню, знамению нашего спасения, и к иконе Божией Матери, обошел престол. И вышел из храма. Все заметили крайнее изнеможение старца; но духом он был бодр, спокоен и весел. В течение последнего дня о.Серафим три раза выходил на то место, которое им самим было указано для погребения: по правую сторону соборного алтаря храма Успения Божией Матери, несколько к юго-востоку, рядом с могилою Марка-Молчальника...

Необычайно было и это самое указание места: ни монахи, ни иеромонахи не делают сего, предоставляя старшим начальникам хоронить их на общем кладбище, или где благословят сами... Но святым “закон не лежит” (1Тим.1,9); и обычные мерки не приложимы были и к о.Серафиму. И не удивило это ни игумена, ни братию: все видели, что отходит от них угодник Божий, чтимый всею православной Русью, а не обычный инок обители. Вечером, в новый год, сосед о.Павел слышал, как старец в своей келье пел пасхальные песни: “Воскресение Христово видевше; Светися, светися, новый Иерусалиме; О, Пасха велия и священнейшая, Христе!” и другие победные духовные песнопения. Это пение было чрезвычайно знаменательно для праведника, было завершительным победным гимном всей его жизни: подвиг его переходит в славу Воскресения.

Не покаянные воздыхания, не слезы о нераскаянном, а слава Новому Иерусалиму, небесному бессмертному блаженству ожидания “Невечерняго дня Царствия Христова” как продолжения и полноты христианской жизни на земле, сущность которой есть “стяжание благодати Святого Духа”, – вот о каком совершении пел св.Серафим в последний вечер своей жизни. Про одного старца рассказывается, что однажды его послушник приготовил ему несколько лучшую пищу, может быть, сваренных бобов. Авва спросил его о причине такой перемены. “Ныне, – объяснил ученик, – Пасха.” – “А у меня, – ответил старец, – всегда Пасха в душе”. Так бы мог и про себя, особенно про последние годы свои, сказать и о.Серафим. И он это часто выражал посетителям, встречая их пасхальным приветом: “Христос воскресе”. А ныне и пропел в последний раз пасхальные гимны... Как он провел остальные часы ночи, можно судить по его концу: он молился. Когда другие спали, св.Серафим, подобно Спасителю в саду Гефсиманском, отдал свои часы Богу, Которому служил всю свою жизнь.

2 января преподобного Серафима нашли в его келии. Старец в своем обыкновенном белом балахоне-подряснике стоял на коленопреклоненной молитве пред малым аналоем. Пред ним стоял образ Пресвятой Богородицы Умиления. На аналое лежала богослужебная книга, по которой о.Серафим совершал свое молитвенное правило. На ней лежали крестообразно сложенные руки, а на них склонилась честная глава святого старца. После отпевания 9 января тело Преподобного было предано земле в указанном им месте, возле собора, где и почивало до прославления в 1903 году, то есть 70 лет. Впоследствии над могилою старца был воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы. На нем сверху такая надпись: “Под сим знаком погребено тело усопшего раба Божия иеромонаха Серафима, скончавшегося 1833 года генваря 2 дня, который поступил в сию Саровскую пустынь из Курских купцов на 17-м году возраста своего, скончался 73 лет. Все дни его посвящены были во славу Господа Бога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах коих и ныне о.Серафим живет”.

 

*** «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский» — это единственная книга, которую митрополит Вениамин смог издать после Октябрьской революции 1917 г. В ней Владыка обращается к горячо любимому им подвижнику, на котором исполнились слова самого преподобного о цели христианской жизни: стяжание Святого Духа, Духа мирна, Духа Христова. Преподобный Серафим говорил: «Спасайся сам, и рядом с тобой спасутся тысячи». И, поддерживая эти слова, владыка Вениамин показывает образ святого, который, «принося людям светлую радость, подъем духовного напряжения, крепость в добре, желание исправиться», и нас призывает к этому.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать