У книжной полки. 15 сентября

15 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Назидательные уроки из жизни святых подвижников.

 

Как известно, Господь наш Иисус Христос, обращаясь к народу, излагал учение Свое в притчах. «Для чего притчами говоришь им?», - спросили однажды Его ученики. И правда, для чего? Как отмечает святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Спаситель наш прикровенно, в притчах и рассказах, «потому что люди, грубые сердцем, видя не видят и слыша не слышат и не разумеют. Люди мирские, люди далекие от жизни духовной, отвергающие интересы духовные, отвергающие интересы религии, никогда не вспоминают о Боге и не хотят ушами своими слышать всё то, что напоминает о Боге». В тоже время «притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем: они слушали эти рассказы и над ними задумывались». Задуматься над истинами Православной веры предлагают издатели книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Назидательные уроки из жизни святых подвижников». ***

Книга «Назидательные уроки из жизни святых подвижников», вышедшая в свет в Издательстве «Ника», впервые была издана в 1880 году. В ней собраны рассказы, избранные из житий святых, которые предстают как доказательства различных истин Православной веры. Весь собранный в издании материал может послужить для пастырей при составлении проповедей, а для всех православных христиан – как назидательное чтение в кругу семьи или в воскресной школе. В целом сборник насчитывает более 40 тем, в которых говорится о Бытии и Промысле Божием, о Таинстве Евхаристии, воскресении мертвых, силе крестного знамения, о почитании святых икон и мощей, о добродетелях и страстях и многом другом. Каждая история, взятая из жизни того или иного святого, сопровождается датой памяти.

Так, к примеру, открыв данную книгу, в разделе о Промысле Божием мы найдем рассказ из жизни преподобного Феодосия Печерского, ученика преподобного Антония, память которых Святая Церковь совершает сегодня, 15 сентября. Напоминая о том, что вся наша жизнь – это действие всеблагой, всепремудрой и всемогущей Божественной воли, Которая всё обращает ко благу и всех направляет ко спасению, издатели приводят следующую историю. «К преподобному Феодосию Печерскому пришел од­нажды его эконом, по имени Анастасий, и сказал, что на следующий день не на что купить необходимого к брат­ской трапезе и на другие потребы. Преподобный отве­чал ему: «Теперь еще, как видишь, вечер, и завтрашний день далеко, поэтому иди и немного потерпи, молясь Богу, Который позаботится о нас и помилует нас, как Сам хочет».

Выслушав это, эконом ушел. А преподоб­ный, вставши, тотчас пошел во внутреннюю келью петь свое обычное правило; но вот эконом пришел во второй раз, говоря то же. Тогда преподобный сказал ему: «Не сказал ли я тебе: молись Богу, а завтра иди в город и возьми взаймы у продавцов то, что нужно для братии; после отдадим, по милости Божией, ибо верен Он, го­ворящий: не пецитеся на утрей (Мф. 6:34), не оставит нас Бог своею благодатию». Когда эконом вышел, во­шел к преподобному в воинской одежде светлый отрок, положил на стол гривну золота и тотчас, ничего не ска­зав, вышел. А преподобный, встав и взяв золото, помо­лился со слезами, благодаря Бога. Затем утром, призвав к себе привратника, спрашивал его, не приходил ли кто в прошлую ночь к воротам. Привратник отвечал: «Нет, ибо, как только село солнце, тотчас вороты были затво­рены мною, и с того времени я не отворял их, и никто не приходил к ним».

Тогда преподобный призвал эко­нома, отдал ему гривну золота, говоря: «Что говоришь, брат Анастасий, что не имеем, на что купить братии не­обходимое, но вот имеешь золото, иди же и купи, что нужно». Эконом, уразумев благодать Божию, падши, поклонился преподобному и просил у него прощения. А преподобный дал ему такое наставление: «Никогда не отчаивайся, брат, но утверждайся в вере и на Господа возложи всю печаль твою, ибо Он промышляет о нас, как Ему бывает угодно. Иди и сотвори сегодня угоще­ние для братии, ибо сие есть посещение Божие, а когда оскудеем, тогда Бог опять попечется о нас». Кроме этой истории, свидетельствующей об участии Бога в нашей жизни, в книге собраны и другие свидетельства, взятые из житий преподобных Феодосия Великого и Иоанна Лествичника, святителей Николая Мир Ликийского и Амвросия Медиоланского и других святых отцов.

Однако Промысел Божий распространяется не только на людей, но и на духовный – ангельский – мир. Как говорится в «Догматическом богословии», «Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде». Рассказы о Силах Небесных и их служении Богу и людям сохранились в житиях святителя Иоанна Златоуста, преподобных Онуфрия Великого, Паисия Великого и Нифонта, епископа Кипрского, блаженного Андрея, Христа ради юродивого.

Так, например, в житии святого Нифонта, память которого совершается 5 января, есть история об Ангеле хранителе, плачущем о грешнике, к которому он был приставлен. Вот эта история. «Преподобный Нифонт, впоследствии епископ, имел столь просвещенный ум, что ведал тайны сердец человеческих. С ангелами, как с друзьями своими, он беседовал явно. Однажды, идя из церкви святой Анастасии (в Царьграде) в свою хижину, он увидел у ворот одного дома Ангела, стоящего в образе юноши и горько плачущего. Нифонт спросил его о причине его плача, и тот отвечал: «Я приставлен хранить одного человека, кото­рый в этом доме спит теперь с блудницей и тем весьма огорчает меня, ибо не могу видеть беззакония, которое он творит, - как же мне не плакать, видя, в какую тьму пал образ Божий!» Блаженный сказал ему: «Почему же ты не накажешь его, чтобы он оставил грех?» Ангел отвечал: «Не имею возможности приблизиться к нему; с того времени, как стал грешить, он сделался рабом бесов, и я уже не имею над ним власти; ибо Бог сотворил человека свободным, показав ему путь тесный и широкий, дабы он шел, по которому хочет».

О том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), знает каждый христианин. Но как в это сообразуется с Божественным Промыслом, понятно не каждому. А вот святитель Иоанн Тобольский учит: «Все в мире совершается по Божьему мановению и повелению, то наш долг все принимать без ропота от Божьей десницы и совершенно покоряться Ему, или Его святой воле, и тем самым будем мы сообразовать нашу волю с Его Божественной волей, не приписывая ничего в мире (во вселенной), подобно древним язычникам, слепому случаю». «Наш успех в христианской жизни, - говорит святитель, - зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божьей воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем обильнее сделается преуспеяние нашей христианской жизни».

О том, как покорность воле Божией приводит ко спасению, рассказывает история из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, память которого совершается ровно через месяц, 15 октября. «Однажды святому Андрею было такое видение. Видел он себя в палатах царских, где на престоле в великой славе сидел Царь, Который, подозвав его к Себе, спросил: «Хочешь ли работать Мне всею душою?» Андрей сказал: «Хочу, Господи». Тогда Царь дал ему съесть нечто, горчайшее полыни, и сказал: «Таков есть скорбный путь работающих Мне в сем мире». Потом дал ему нечто белее снега и слаще манны; Андрей съел это, обвеселился и забыл первую горечь. И сказал ему Царь: «Такова пища у меня работающим Мне и мужественно терпящим до конца. Соверши же и ты мужественно то, что начал: ибо недолго пострадаешь и вовеки будешь пребывать в жизни нескончаемой». Пробудившись от сна, святой Андрей размышлял, что первая горечь означает терпение в этом мире, а последняя сладость - жизнь вечную».

 

*** В предисловие данной книги составители вынесли следующий рассказ: «В житии святого Коприя (его память 22 Июля) повествуется: «Однажды святой Коприй рассказывал собравшимся к нему братиям о житии преподобного Патермуфия и о прочих святых, а брат один, не веря этим рассказам, не слушал и задремал, и вот видит в сонном видении в руках св. Коприя написанную золотыми буквами книгу, из которой он беседовал с братиями, а близ него сто­ял некий светлый муж, благообразный и украшенный сединами. Грозно посмотрев на дремлющего, муж этот сказал: «Зачем не веришь рассказываемому и дремлешь, не слушая?» Тогда брат, пробудившись в ужасе, тотчас рассказал прочим, что видел, и с того времени всегда с верой и вниманием слушал рассказы святого Коприя». Не будем и мы дремать, читая данную книгу, потому как в ней собраны назидательные уроки из жизни святых подвижников, которые будут полезны каждому христианину. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать