У книжной полки. 15 июня

15 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Торик. Флавиан.

 

В 2004 году была впервые издана в количестве 600 экземпляров книга «Флавиан», и ее тираж безвозмездно распространялся в миссионерско-катехизаторских целях. Эта книга известного духовного писателя протоиерея Александра Торика открыла собою новый жанр христианской литературы – «катехизис в художественной прозе» - жанр, который оказался необыкновенно востребованным в период обращения к поиску смысла жизни и духовной опоры в ней большого количества людей, оказавшихся в идейном вакууме после падения в России тоталитарной коммунистической идеологии. Книга «Флавиан» покорила сердца многих людей и открыла им путь к Православию. Она неоднократно переиздавалась разными издательствами, а сегодня выходит в свет в Издательстве «Флавиан-пресс». Кроме того, за 12-летний период автором было написано продолжение полюбившейся всем истории, об этом я расскажу далее в нашей программе. ***

Итак, книга «Флавиан». Она рассказывает о том, как человек, обременённый заботами о «хлебе насущном» и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога, как постепенно ее герои постигают истинный смысл жизни и пытаются обрести благодатную силу, которая помогла бы им жить и верить, дарила бы надежду и утешала в трудные минуты. Вкратце автор пишет о своем произведении следующее: «Бесхитростная и простая, на первый взгляд, история встречи в обувном магазине в начале двухтысячных годов двух бывших однокурсников, учившихся вместе ещё в советском вузе, стала историей полного преображения жизни одного из них, Алексея, открывшего для себя неведомый ему прежде, огромный и прекрасный мир Веры и Церкви Христовых.

Произошло это с помощью другого однокурсника, Андрея, ставшего за прошедшее после института время иеромонахом Флавианом и посвятившего свою жизнь Богу и людям в сане священнослужителя Церкви Христовой. Через взаимоотношения этих двух героев, автор проводит своего читателя по основам христианского вероучения, вводит его в понимание смысла существования Церкви и совершаемых в Её лоне Таинств и священнодействий. Книга написана лёгким, ясным и увлекательным языком и читается, по признанию большинства знакомых сней, «на едином дыхании». А главы «Исповедь», в продолжение которых Алексей в первый раз в жизни кается в своих грехах при помощи духовника, отца Флавиана, для многих читателей стали исходным материалом для подготовки к собственной, осмысленной и глубокой первой исповеди.

Вот, например, как подробно и очень понятно через своего книжного героя – отца Флавиана - автор объясняет, что такое Таинство Покаяния. Прежде чем начать исповедь, батюшка говорит своему бывшему однокурснику: «Алексей! То, к чему ты сейчас приступаешь, называется Таинством Покаяния. Состоит это Таинство из трёх этапов или составных частей. Первое: кающийся должен умом понять, осознать – в чём он согрешил против Заповедей Божьих, чем оскорбил Божественную к нам Любовь. Собственно, покаяние с греческого и переводится как изменение ума. Следующий этап: умом осознав свои грехи, христианин должен «опустить их в сердце», где собственно и происходит само Таинство Покаяния – сжигание греховной скверны в «огне» искреннего сердечного сокрушения. Сердце должно покаяться, то есть переболеть, оплакать свою нечистоту, умилиться всепрощающей Божьей милости и вынести из себя твёрдое решение вести непримиримую борьбу с врагами – греховными страстями и помыслами.

Третий и завершающий этап – исповедь. Исповедовать – в переводе с церковно-славянского – открыто признавать, открывать. Осознанные умом и оплаканные сердцем грехи христианин исповедует – открыто признаёт перед Господом при свидетеле – священнике, являющемся одновременно и тайносовершителем, имеющим власть от Бога прощать и разрешать человеческие грехи. Разрешать – переводится как развязывать, освобождать. В древности, когда раба или пленника отпускали на свободу, его освобождали от оков – разрешали. Подобно тому человек, попав в плен какой-либо страсти (или многих страстей), становится рабом навязанного этой страстью греха. Священник же, будучи уполномочен на то Церковью, силой и властью Господа Иисуса Христа, освобождает кающегося грешника от этого душепагубного рабства. Впрочем, всё зависит от искренности и сердечности покаяния самого кающегося. Бывает, что после непрочувствованной, формальной, хладносердечной исповеди, несмотря на произнесённые священником слова – «прощаю и разрешаю», Христос, невидимо стоящий перед кающимся в момент исповеди, может сказать: «а, Я – не прощаю», и отойдёт человек от исповеди не только не очистившимся, но ещё более помрачённым. Помни, Алёша, что с нами третьим сейчас будет Христос, и именно к Нему обращай свои мысли, слова и сердце. Начнём».

Из дальнейшего повествования читатели узнают, что исповедь героя книги Алексея была осознана, искренне оплакана пред Господом, а значит, принята Им, и этот человек был освобожден от мучавших его грехов. Автор так описывает его состояние: «Встав с колен, я ощутил абсолютно новое, незнакомое, или, может быть, даже, наоборот, давно забытое чувство поразительной лёгкости. Словно у меня с плеч сняли тяжёлый, давно носимый и потому привычно терпимый мешок с цементом. И внезапное исчезновение этой давящей тяжести сделало вдруг очевидным то, что она – была, и то, что без неё – хорошо! Мне было хорошо, так хорошо, как в детстве, когда после особенно занудного последнего урока звенит звонок, и ты радостно срываешься с места. Размахивая расстегнувшимся портфелем с рассыпающимися учебниками и, не замечая их стремительного разлетания по коридору, прорываешься сквозь орущую толпу таких же освобождённых из школьного заключения мальчишек и девчонок, застревающих в узком школьном тамбуре с тяжёлыми дореволюционными дверями. И – на улицу, скакать оголтело по нагретому дневным солнцем асфальту, хохотать без удержу и без причины, колотить опустевшим портфелем всех носящихся вокруг и толкающихся одноклассников, и кричать нечленораздельно: «Ура, свободен! Свободен!»

Конечно, это было только начало духовного пути героя книги, а впереди у него, (а с ним и у наших читателей) еще достаточно открытий. Причем, открытий так много, что они не уместились под обложкой одной книги. Поэтому после выхода в свет «Флавиана», автором было написано еще несколько книг, составивших целую серию. Вторая часть этой серии называется – «Флавиан. Жизнь продолжается». Она, по словам автора, является прямым продолжением и развитием знакомства Алексея с внутренней, духовной стороной жизни Церкви Христовой. И если первая книга стала для многих радостным открытием бытия Бога, счастливым приобщением к числу уверовавших и воцерковлённых русских православных христиан, то вторая книга, уже одним своим названием «Флавиан. Жизнь продолжается», говорит о необходимости воплощения новообретённой Веры и приобщения к Матери-Церкви в свою повседневную жизнь.

В этой книге читателей ждёт встреча, как со знакомыми героями, так и с новыми персонажами. Писатель-священник помогает найти ответы на волнующие православного мирянина вопросы: об укреплении веры в Бога, о борьбе со страстями, о непрестанной молитве, а также о том, что меняется в жизни человека с его приходом в православную церковь. В нескольких историях из жизни современников, взятых из реально происходивших событий и литературно обработанных, автор, устами отца Флавиана научает Алексея, и в его лице каждого читающего, видеть в происходящих вокруг событиях действие удивительного и благого Промысла Божьего, ведущего человека к спасению души. Видеть, и духовно-правильно реагируя на промыслительно выстраиваемые Богом внешние обстоятельства нашей жизни, использовать их для собственного духовного развития и обретения совершенства, к которому призывает Господь всех чад Своей Церкви.
Кроме того, в книге рассказано о паломнической поездке на Афон, позволившей героям ощутить живительную силу этих святых мест, соприкоснуться с миром величайших ценностей Православия, с удивительной жизнью православного монашества на Святой Горе Афон в Греции. Этим повествованием автор показывает для ищущих в земной жизни Христа, новые горизонты развития в себе христианских добродетелей. А также приоткрывает таинственную завесу жизни «земных Ангелов – небесных человеков», монахов Святой Горы». Знакомство с подвижниками святогорцами продолжится в следующей книге протоиерея Александра Торика - «Флавиан. Восхождение», о которой мы расскажем вам в самое ближайшее время, в нашей программе «У книжной полки».

 

*** В одном интервью протоиерею Александру Торику были заданы такие вопросы: «Отец Александр! Скажите, отец Флавиан - это реальная личность?» «Конечно, реальная! – ответил священник. - Таких "Флавианов" много, просто они не всегда заметны для неопытного глаза, да они и не стремятся быть замеченными, В каждом ревностном пастыре, "душу полагающем за овцы стада Христова", есть такой "Флавиан"! А в герое этой книги сплелись черты разных любимых мною священников: моего первого духовника отца Алексия, первого настоятеля протоиерея Василия, многих других, у кого я учился и до сих пор учусь священному служению Церкви Божьей». «Отец Александр! А кто главный герой вашей трилогии об отце Флавиане: он сам или Алексей? «Главный герой моих книг – Любовь». Этими словами отца Александра мы и завершим нашу программу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать