Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). «О временном и вечном». Беседы с молодежью.
На сороковой день после Рождества Христова православные христиане отмечают один из двенадцати главных праздников — Сретение Господне. С церковнославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча». Как говорит архимандрит Мелхиседек (Артюхин), «это праздник радости, праздник домостроительства Божьего, встреча, которая может сделать очевидным то, что казалось невероятным, и может исполнить неисполнимое». «Когда мы вспоминаем встречу Живого Бога с человеком, с праведником — со святым Симеоном, то, - по словам с батюшки, - не только умиляемся этому событию, ознаменовавшему исполнение пророчества. Это для нас повод задуматься и о своей встрече с Богом, об этом чуде, которое дается каждому из нас». И как хорошо, если эта встреча происходит в юном возрасте, когда душа еще не впитала в себя всю мерзость греховного мира, но, озаренная светом Христовым, выбирает правильный путь, ведущий ко спасению. А на этом пути мы нередко задумываемся «О временном и вечном». Именно так называется новая книга архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. ***
Автор книги - архимандрит Мелхиседек — настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла (подворья Оптиной пустыни в Москве) и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, известный проповедник, автор многих книг и православных программ на телевидении. Цикл его пастырских бесед продолжает книга «О временном и вечном», основанная на встречах с молодежью в культурном центре «Вдохновение». Начиная с 2014 года, такие встречи проводятся ежемесячно и собирают до пятисот слушателей со всех концов Москвы и даже из других регионов. И это неудивительно, ведь отец Мелхиседек живо и образно говорит о самых важных проблемах духовной жизни молодого поколения — о вере и неверии, о бессмертии души и путях спасения, о критериях успешности, о взаимном служении, об истинной любви и семейном счастье.
Открывает эту книгу беседа, озаглавленная как «Жизнь без будущего или будущая жизнь?» Разговор на эту тему отец Мелхиседек начинает так: «Несомненно, каждый человек задумывался о смысле жизни, хотя бы раз задавал себе вопросы: «Зачем я пришел в этот мир? Что ждет меня после смерти?» Эти вопросы мучили, мучают и будут мучить серьезных, вдумчивых и стремящихся к полной жизни людей до тех пор, пока существует этот мир. А ответ на него можно найти только в Боге. Думаю, - говорит батюшка, - что для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь, этот вопрос особенно важен, ведь от того, как они его решат, зависит и их судьба в вечности, и земное их существование, повседневная, реальная жизнь. Будет она счастливой или несчастной, наполненной смыслом или бестолковой суетой, подарит радость бытия или станет бессмысленным путешествием с бессмысленным концом.
Автор приводит слова Льва Николаевича Толстого, который как-то сказал: «На большинстве памятников умерших людей можно было бы написать такие слова: «Они не знали, зачем живут»». Рано или поздно, - отмечает отец Мелхиседек, - ко многим людям неизбежно приходит понимание, что все земное подвержено смерти и тлению, бессмертна только душа, которая живет вечно. И вся земная жизнь человека с ее горестями и радостями, событиями и поступками является путем спасения души, своего рода экзаменом, по результатам которого его будет ждать бесконечная радость с Богом или вечные мучения с врагом рода человеческого. Для христианина смысл жизни заключается в уподоблении человеческой личности еще здесь, на земле, Господу Иисусу Христу и в вере в действительное воскресение тела для вечной жизни. И такая жизнь имеет для себя больше вероятностей счастья, даже земного, чем жизнь, имеющая целью благо материальное».
Так, размышляя с молодыми людьми о смысле земной жизни, отец Мелхиседек переходит к другой теме, которая непосредственно выливается из первой. Во второй главе под названием «Поверь, душа бессмертна», священник рассказывает о жизни будущего века. Предваряет рассказ притча о китайском императоре, которому в наследство досталась большая библиотека. Понимая, что он не может прочитать все книги, он просит мудреца написать более короткую историю человечества. Мудрец трудится на протяжении многих лет, и для начала предоставляет императору 500 книг, затем 50, и, наконец, всего одну. Но император уже на смертном одре, и не может прочитать даже эту единственную книгу. И он просит мудреца: «Скажи мне в нескольких словах, как в этой книге, содержащей всю историю мира, определяется суть и содержание человеческой жизни?» И мудрец сказал четыре слова: «Человек рождается, страдает и умирает».
«Мы же, христиане, - говорит отец Мелхиседек, - можем добавить к этим словам самое главное: «Человек рождается, страдает, умирает и рождается для вечной жизни с Богом, для жизни, которой не будет конца». Потому, что Бог безначален, Он не имеет конца, и бесконечным будет познание, возрастание в вере, любви к Нему. Как раз об этом один наш известный поэт сказал: «Смерть есть к жизни приближенье, \ К жизни той, где смерти нет». Разными путями зарождается у людей мысль о жизни будущего века и о том, как к ней подготовиться. О том, как важна вера в продолжение жизни после смерти, говорит старец Паисий Афонский: «Все зло в человеке начинается с того момента, когда он перестает верить в бессмертие своей души». Когда есть памятование о вечности, - отмечает автор, - память о Боге, Который заложил в нас нравственные основы жизни, то мы хоть как-то стараемся жить по этим Божиим законам. Об этом старец Амвросий Оптинский, как всегда коротко и метко, сказал: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог»».
Беседуя о будущей жизни бессмертной души, священник приводит своих собеседников к осознанию того, что каждому человеку на пути к Царствию Небесному предстоит трудное плавание. Но прежде чем отправиться в это нелегкое путешествие, надо услышать призыв Божий. Об этом отец Мелхиседек говорит так: «Есть у Господа особая милость, когда человеку, вставшему на путь поиска Бога и смысла жизни, Он приоткрывает его предназначение в этом мире. Очень важно не пропустить этот тихий призыв Божий к нам. Чтобы не получилось так, как предостерегает С. Н. Трубецкой: «Тот, кто не хочет внимать шепоту вечности, будет вынужден внимать ее громам». Действительно, вечность нам шепчет, и Бог действительно тихо входит в нашу жизнь. Но Он не может войти в запертую дверь нашего сердца и только осторожно стучит, чтобы мы ее открыли. Поэтому нужно очень вдумчиво относиться к тем призывам, к тем откровениям Божиим, которые обязательно есть в жизни каждого из нас».
Но даже тогда, когда мы услышали призыв Господа, и решили идти за Ним, очень важно, как считает священник, после этого решения «найти правильные ориентиры, верное направление жизненного пути. Если ты, - говорит отец Мелхиседек, - все-таки понял, что есть вечность и есть Бог, то задумайся, на что должны быть направлены твои усилия, чему должна быть посвящена твоя жизнь? Здесь надо очень тщательно определиться, чтобы не впасть в крайности. Если считать, что Церковь просто так дает человеку благополучие и решение всех его проблем — материальных, душевных, физических, то все-таки это иллюзия. Потому что Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Если этого не понимать, то возникает много разочарований: я вот в храм пришел, я искал, я молился, а ничего не меняется. А что ты искал, чего просил? Просил-то ведь временного, земного благополучия. Конечно, Господь и это дает, но тогда, когда человек пойдет по правильному пути возрастания в духе».
Вот так, от главы к главе архимандрит Мелхиседек беседует с молодежью, на темы, которые волнуют наше молодое поколение, и которые их еще, к счастью, интересуют. Они размышляют со священником о том, что же такое душа? Какова ее сущность, в чем заключается жизнь и красота души? Как заботиться о ее здоровье? Говорят, о счастье, в чем оно заключается – в успешной жизни или все же в жизни во Христе. Конечно, обсуждает автор с молодыми собеседниками и темы любви, верности, отношений в семье, потому как «тема любви, - по словам самого отца Мелхиседека, - неисчерпаема, потому что все мире существует по закону любви - любви Бога к человеку, любви человека к Богу и любви человека к человеку». Не забывает он рассказать и о том, как можно «преобразить нашу внутреннюю жизнь и сделать сердце чистым, ярким и светлым сосудом благодати Божией», то есть об исповеди и покаянии. А помимо этого говорит о смелости христианина.
*** Вот уже несколько лет настоятель Петропавловского и Покровского храмов в Ясенево архимандрит Мелхиседек (Артюхин) проводит встречи с молодёжью в культурно-просветительском центре "Вдохновение". Результатом этих встреч, на которых он откровенно отвечает на вопросы молодой аудитории, стал цикл радио- и телепередач и несколько книг - сборников бесед, один из которых и был представлен сегодня в нашей программе. Беседы проиллюстрированы фотографиями тематических фресок из росписи храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Книга представляет интерес для самой широкой аудитории читателей, интересующихся православной верой и духовной культурой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!