Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Дары Рождества. Рассказы и истории священников.
Несмотря на то, что Святая Церковь отметила отдание (или окончание) праздника Рождества Христова, святочные дни продолжаются, поэтому и мы продолжаем знакомить вас с книгами, которые наполнены рождественскими историями, а вместе с тем рождественской светлой радостью. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще один сборник рассказов из серии «Рождественский подарок», основное отличие которых от остальных произведений заключается в том, что написаны они священниками. В рождественских рассказах русских священников предстают глубокие переживания праздника, преображающая сила явленной людям Любви Божией, радость от щедрых рождественских даров, получаемых нами не по заслугам, а по милости Божией. Сердце открывается в любви навстречу Отцу Небесному. Итак, на нашей книжной полке сборник под названием – «Дары Рождества. Рассказы и истории священников», вышедший в свет в Издательстве Никея. ***
В предисловии книги, поэт и музыкант Александр Логунов пишет: «Маленькое полутемное укрытие от непогоды на окраине Вифлеема. Шорох золотой пахучей соломы. Горячее дыхание вола. Негромкое переступание ослиных копыт. Мать, склонившаяся над деревянными яслями. Тихое ангельское пение. Пастухи, в замешательстве перешептывающиеся у входа. Шуршание роскошных царских одежд, так не подходящих для путешествия, но столь подобающих случаю и достоинству путников... Сколько бы раз я ни обращался к образу Рождества Христова — иконописному или словесному — волхвы всегда живо волновали мое воображение. Может быть, их царское достоинство тому причиной, может быть, род занятий, завораживающий меня с отрочества, — звездочеты. От этих загадочных путешественников мы получили обычай преподносить друг другу дары на Рождество.
Мне часто кажется, - отмечает Александр Логунов, - что наш дед Мороз это вовсе не Святитель Николай (а так считают многие православные), но вот такой волхв, который «иным путем отошел в страну свою» и каким-то чудом заблудился в снежных равнинах нашей северной родины, живет теперь здесь и приносит зимой подарки всем маленьким детям по любви своей ко Христу. А может быть, как в рассказе священника Сергия Дурылина «Четвертый волхв», он и не видел еще Христа. Ходит по нашим лесам, «пещорам» и «пустыням-густыням», имеет русское имя, собирает «со всей земли, от праведных трудов, от хресьянских, отовсюду по зернышку, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно», чтобы принести свой дар Богомладенцу – черный русский хлебушек. В заключение своего рассказа отец Сергий пишет:
«С тех пор прошло много лет, очень много. Я прочел много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал) и всегда буду знать, что было все это: и эта ночь, и волхвы, и эта звезда, и Родившийся в эту ночь. Я знаю, впрочем, и еще больше: я верю, что четвертый волхв выйдет из лесов, и найдет прямой путь до этой голубоокой звезды, и принесет Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, Ливаном и смирною.
Такими вот волхвами представляются Александру Логунову авторы, чьи рассказы собраны в этой книге. Священник-писатель – по словам автора предисловия, - явление не новое, но хорошо забытое за семьдесят лет богоборческой власти. Эти люди пишут о нас с вами, они говорят на одном с нами языке. Их произведения, как правило, просты и верны традициям реализма, даже если это святочный рассказ, граничащий с чудом. Главное их достоинство — они задевают за живое и мало кого оставляют равнодушным. И это не удивительно, ведь где бы и когда ни происходили эти истории, любовно собранные и записанные авторами, они очень узнаваемы и всегда свидетельствуют о живом присутствии Бога в нашей жизни. Это ли не лучший дар волхва с русским именем Родившемуся в эту ночь! И один из таких рассказов я вам сейчас прочитаю. Называется он – «Птица-малиновка и холодный вертеп». А написал этот рассказ протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни Святых Богоотец Иоакима и Анны в городе Ровеньки на Луганщине. Вот слушайте:
«Ба, а почему у тебя до сих пор света в хате нет?» «Так его и в деревне нет. Не провели, онучок». Я сидел на лавке у стола, на котором бабушка зачем-то расстелила принесенное из сарая сено. Затем она поставила на сено два стаканчика с зерном, с вставленными в них толстыми свечами. Бабушка зажгла свечи, потушила керосиновую лампу, единственный источник света в хате, не считая отблесков огня из печи, а за горящими свечами примостила картинку под стеклом, на которой были изображены женщина, вол, овечки и маленький мальчик. «Сейчас, онучок, мы с тобой богатую кутью будем кушать и Рождество встречать». Богатая кутья была в большой глиняной миске. Почему «богатая»? Да ведь там все-все было! И в меду вареный сладкий рис, и ягодки изюма и мягкие, тоже сваренные, яблоки, груши и сливы. Бабушка прочитала какую-то молитву, перекрестила стол и вручила мне ложку. «С Рождеством тебя, Шура!» Я в этот раз не возмутился, что она меня опять не Сашей, а Шурой называет. Решил, что когда поем, тогда и скажу ей, что неправильно это наименование.
Кутья действительно вкусная была, каждый день бы такую, а бабушка всего пару ложек-то и съела. Сидела рядом со мной, смотрела на мое усердное старание в поедании кутьи, улыбалась и вздыхала. Она всегда вздыхала почему-то… «Ба, а что такое Рождество?» «Это, онучок, день рождения Бога нашего. Видишь, вон, Он в яслях, в колыбельке лежит, — и бабушка указала на картинку. Там действительно лежал мальчик, а над ним склонилась женщина. Бабушка рассказала, что это мама Бога, ее Богородицей называют, а зовут Марией, и что Рождество это в пещере состоялось давным-давно и в дальней-дальней стране. Представил я пещеру, в окно посмотрел, а оно толстым слоем ледяных узоров покрыто. «Так холодно же в пещере зимой!» «Холодно, онучок, холодно, но им, — бабушка указала на картинку, — птичка помогла, малиновкой ее зовут, она огонь и раздула».
Какая малиновка, на вид я хорошо знал, она в бабушкином саду жила, но вот как она могла самому Богу помочь, никак не представлялось. Я вопросительно посмотрел на бабушку, и она, глядя на горящие свечи, поведала мне, шестилетнему мальчишке, эту удивительную историю. В пещере, где лежал в яслях Христос, было очень холодно. Лишь слабо горел костер, разведенный в выбоине каменного пола. Богородица смотрела на огонек и со страхом думала, что еще немного — и он погаснет. Сил подойти и подуть на угли у Девы Марии не было. Она попросила вола: «Пожалуйста, подуй на костер». Но животное жевало что-то, думало о своем и не услышало просьбы. Богородица обратилась к овце: «Пожалуйста, подуй на костер». Но и овца жевала и тоже о своем думала. Угольки с огнем все угасали, и уже было ясно, что они вот-вот потухнут. Вдруг послышалось шуршание маленьких крыльев.
Это была маленькая птица — зарянка. Ее крылышки затрепетали над угасающим костром, обдавали его воздухом. Угли стали ярко-красными, а зарянка продолжала махать крыльями и при этом пела, насвистывая что-то жизнерадостное. И еще она успевала собирать клювом сухие хворостинки, и подбрасывала их в костер. Пламя разгоралось и стало нестерпимо жечь птичке грудь, которая становилась все более красной. Но зарянка терпеливо переносила боль. Она продолжала раздувать огонь до тех пор, пока он весело не затрещал. В пещере стало тепло и уютно. Даже вол с овцой на это внимание обратили. Маленький Иисус Христос в это время спал и во сне улыбался. Посмотрела Богородица нежно и ласково на красную, обожженную пламенем грудку птицы и сказала: «Быть тебе малиновкой с этого дня и напоминать ты каждому будешь о рождестве Христовом и своем благородном сердце». Конечно, на этом рассказ отца Александра не закончился. О том, какую роль сыграла впоследствии история, рассказанная бабушкой, вы узнаете из этой книги.
*** Поэт Николай Клюев писал когда-то:
На распутьях дальнего скитанья,
Как пчела медвяную росу,
Соберу певучие сказанья
И Тебе, родимый, принесу.
Ныне сказанья, по словам Александра Логунова, возможно, стали не столь певучи как прежде, но они о том же. Герои их делают с радостью трудную и прекрасную работу любви: спешат на помощь, дарят праздник, совершают маленькие чудеса своими руками. Каждый рассказ, представленный в этой книге, - это история из жизни, добрая ирония, удивительное знание человеческой души, умение понимать и любить даже самых непутевых своих героев, видеть в них доброе и прекрасное. И как говорит главный редактор Издательства «Никея», Владимир Лучанинов: «Рождественские рассказы священников никого не оставят равнодушным, ведь это свидетельство о бескорыстной любви Бога к каждому из нас, о том, что Он всегда с нами рядом и в дни Своего Рождества приносит нам Свои дары».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!