Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Михаил Труханов. Почему у нас нет радости в жизни.
Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с трудами протоиерея Михаила Труханова, московского старца, яркого представителя богословской мысли прошлого века. Труды отца Михаила создавались во многом на основе опыта его проповеднической деятельности как приходского священника. В этом смысле они близки к духовным размышлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. В них - то же прямое обращение к современникам. Беседуя с читателем, отец Михаил способен донести сложные догматические истины и канонические постулаты до его восприимчивого ума, задеть его сердце. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую книгу из цикла бесед батюшки с духовными чадами, которая называется - «Почему у нас нет радости в жизни». ***
Минское издательство Лучи Софии продолжает публикацию бесед с протоиереем Михаилом Трухановым. Искренне надеюсь, - говорит в предисловии автор-составитель Валентина Андреевна Звонкова, - что первая книга этих бесед «Воспоминания», рассказывающая о том, как батюшка смог выдержать сталинские тюрьмы и лагеря пятнадцать с половиной лет, не прошла для вас бесследно, всколыхнула душу, заставила задуматься о многом, может быть, даже привела к переосмыслению всей жизни. Если это так, тогда мы выполнили свою задачу и не напрасно трудились. Эта, вторая, книга о радости. Кто-то усмехнется и скажет: «Да какая может быть радость в наши дни, когда кругом беды и скорби?».
Да, сейчас многие унывают, независимо от того, верующие они или нет, церковные люди или просто захожане храма. Как легко стало потерять мир и покой, с таким, трудом обретенный постом, молитвой, покаянием и, конечно, благодаря Святому Причастию. Порой достаточно одного резкого, несправедливого, как нам кажется, слова. Да мало ли поводов к огорчению? А уж если заболели мы или наши родные, или скорби на нас навалились, тут уж мы унываем «по полной программе», нам ни до кого и ни до чего нет дела, никого видеть не хотим, так нам плохо. А как же отец Михаил? Кто читал воспоминания батюшки, тот, по словам Валентины Андреевны, невольно начинает сопоставлять условия его жизни со своими. У кого из нас было такое тяжелое голодное детство, вынужденный отъезд из семьи и работа на производстве с 14 лет, 5555 дней заключения в тюрьмах и лагерях?!
Но вера отца Михаила побеждала и бытие, и лагерное битие. Сколько его там били, кто только не издевался: и следователи, и «шестерки» главарей-убийц, и зеки, но он не роптал, а только говорил: «Господи, Тебя били, а меня, грешника, разве не надо?». И только молился: «Боже, будь со мною!». И эта его молитва, исполненная искренней горячей веры, не могла не быть услышана Господом. И Христос всегда был рядом с о. Михаилом, ободрял, утешал, вразумлял, давал радость единения с Собой! «Мы сейчас совсем в другое время живем, мы такие немощные!», - только и слышишь от церковных людей. «У нас нет такой веры», - тут же оправдываем мы себя и свое уныние. Позвольте, - говорит Звонкова, - но кто мешает нам укреплять свою слабую веру сейчас, когда столько церковной литературы, когда храмы открыты? Ведь и о. Михаил не родился с такой верой.
Когда батюшка рассказывал, что в тюрьме и лагерях он чувствовал водительство Христа и всегда благодарил Его, многие не верили: «Как такое может быть? Вас морят голодом, непосильными работами на лесоповале, бьют, оскорбляют, а Вы, что, благодарите Бога? Это же противоестественно!». Да, это именно противоестественно, вышеестественно, потому что, по-человечески рассуждая, так не бывает. Но это факт. В том-то и дело, что у нас разные понятия о радости. Нам так хочется иметь радость человеческую, когда всё хорошо и дома, и на работе, и у наших детей, и у родных. Вот тогда мы искренне радуемся. О духовной радости мы, конечно же, читали, все ведь теперь «шибко грамотные» (как говорил батюшка), килограммы книг прочли: и «Добротолюбие», и Иоанна Златоуста, и Феофана Затворника, и Игнатия Брянчанинова. Ну, да не всё, конечно, еще прочли, и не всё поняли, но при этом о духовной радости все не просто наслышаны, каждый ее испытывает: «Вот прочла книжку, такая, знаете, радость на душе, такое умиление, не передать словами!». А через пять минут кто-то нам не то или не так сказал, и наша радость улетучилась.
У отца Михаила радость была совсем другая. Она не улетучивалась от скорбей! В том-то всё и дело, что наша радость основана на наших чувствованиях и переживаниях, а они, ветром колеблемые, как и наше настроение, - ненадежный союзник. Да это и не удивительно, мы многое воспринимаем страстно, как бы ни старались очищать своего внутреннего человека. Отец Михаил знал цену таким чувствованиям и не доверял им. В нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», мы должны иметь «ум Христов», - всегда цитировал батюшка апостола Павла (Флп. 2, 5; 1 Кор. 2,16). Это благодатное состояние испытывал он в ссылках и лагерях, когда стяжал единение со Христом. Вот почему батюшка и говорил всегда: «Мне все равно, где быть, в тюрьме или в Кремле, только бы со Христом! Да разве может быть плохо со Христом?!». В этом отличие наших чувственных переживаний от настоящей духовной радости, которую опытно стяжал о. Михаил ценой огромных скорбей и непрестанной молитвы. И именно такую радость никто никогда не мог от него отнять, в отличие от нашей пятиминутной радости.
Отец Михаил, по словам автора-составителя, делился со всеми приходящими к нему не только богатым духовным и жизненным опытом, в первую очередь он делился своей радостью, которой был наполнен преизобильно, она просто изливалась от него на окружающих. Безусловно, эту неземную радость все чувствовали, к ней слетались, как мотыльки на огонек света, воспринимали, утешались, восторгались и... быстро теряли, потому что просто не могли ее вместить. И снова бежали к батюшке. А он вновь и вновь смиренно делился всем, чем Господь его так щедро облагодетельствовал. Слово Божие в устах отца Михаила было осязаемо живое и действенное, оно звучало с властью и смирением одновременно. Присутствующие на домашних беседах могли услышать батюшкины размышления, которые он записал накануне и смиренно испрашивал совета у своих чад, чтобы, как он говорил, соборным разумом разрешить такой-то вопрос. Каждый мог высказаться, атмосфера была очень доброжелательная и непринужденная. А потом батюшка отвечал на многочисленные вопросы. Но какие бы сложные вопросы ни обсуждались, батюшка не мог не говорить о Христе, о Промысле Божием. «А со Христом всегда хорошо, с Ним всегда радость», - не уставал повторять о. Михаил.
Как и все остальные книги священника отличаются обилием ссылок, что по словам автора-составителя, не должно удивлять читателя. Отец Михаил - богослов не только по образованию, в первую очередь он - богослов всей своей жизнью по заповедям Божиим. Обратите внимание, - говорит Звонкова, - как именно говорит батюшка, сколько в его беседах цитат из Библии, причем это не заготовленный заранее текст, а просто ответы на вопросы. Да, у батюшки была прекрасная память, несмотря на 80-летний возраст. Но дело совсем не в этом. Его дух был всегда настроен в унисон со Священным Писанием и обращен ко Христу. Всю свою долгую жизнь о. Михаил питал себя Словом Божиим, ежедневно вычитывал весь круг богослужений, многое знал наизусть, и потому речь батюшки была буквально пропитана библейским словом, он иначе уже не мог изъясняться. Мы посчитали полезным привести первоисточники, они даны в сносках в конце книги. Конечно, надо учитывать, что эта книга - не богословский труд, а именно беседы, где ссылки не предполагались. Поэтому, что смогли найти, то нашли.
*** По словам Валентины Андреевны, какие-то моменты в беседах отца Михаила могут показаться читателю спорными. Батюшка часто говорил: «Я - хитрый! Я говорю вам, как положено по церковным канонам и снимаю с себя ответственность. А ваше дело - принять это к исполнению или не принять». А бывало, замечал: «А это мое личное мнение! Вы уж сами соображайте». В беседах с духовными чадами о. Михаил всегда подчеркивал, что если мнение отдельного богослова отступает от общего церковного правила, тогда оно носит характер частного мнения и поэтому необязательно, чтоб мы его все принимали и выполняли. Надеемся, что эти беседы будут душеполезны многим православным читателям. Те, кто заинтересуется затронутыми в беседах темами, могут обратиться к трудам батюшки, которые в настоящее время уже переизданы и находятся в широком доступе.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 апреля
Литургия Преждеосвященных Даров 29 апреля 2024
Вход Господень в Иерусалим. Поздравление митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
Вход Господень в Иерусалим. Величание
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!