У книжной полки. 14 марта

14 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Говард Хьюз. Святые Древнего Уэльса.

 

14 марта жители Уэльса отмечают день своего небесного покровителя святого Давида Уэльского. Живший в VI веке, он был славен своим благочестием и многими подвигами во имя Божие. Для всего уэльского народа святой Давид был верховным попечителем, защитником и учителем, с которого все брали пример добродетельной жизни. Он был наставником учащихся, достоянием бедных, отцом сирот, опорой и поддержкой вдовиц, служил образцом для монашествующих, живым примером для клириков. Одним словом, святой Давид «был всем для всех». Об этом повествует его житие, которое является не только агиографическим памятником Британских островов, но также считается одним из лучших источников сведений об устройстве кельтских монастырей в раннехристианскую эпоху. Познакомиться с житием святого Давида, а также других наиболее известных святых Древнего Уэльса нам поможет книга, вышедшая в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она так и называется – «Святые Древнего Уэльса». ***

Эта книга посвящена святым Древнего Уэльса - полуострова на западе Великобритании, — где до великой схизмы 1054 года (т.е. до отделения Католической Церкви) и Нормандского нашествия 1066 года, повлекшего за собой разгром Православия в Англии, Церковь была относительно свободна от влияния Рима и держалась православной веры. Здесь знали проповеди апостолов, и подвиги мучеников, и соб­ственные примеры подвижничества, и списателей-составителей жизнеописаний современных им святых, которые до наших дней остаются первоначальными источниками истинного Правосла­вия на Британских островах. На почитании святых Великобритании и Западной Европы, живших до отпадения Римской Церкви от Православия, настаивал святитель Иоанн, архиепископ Шан­хайский и Сан-Францисский, который представил в 1952 году доклад Архиерейскому Синоду, а позже издал специальный указ «О почитании древних святых Запада». В этом указе он в частности отмечал следующее:

«Пребывая в рассеянии в странах, где древле подвизались и прославились своими страданиями или иными подвигами святые угодники, чтимые Православной Христовой Церковью с древних лет, подобает нам достойно почитать их и прибегать к ним, не охладевая в то же время к святым угодникам Божиим, к коим мы прибегали и прежде в молитвах. В различных местах древней Галлии, ныне Франции, и других странах Западной Европы сохранились поныне священные останки мучеников первых веков и последующих, являвшихся исповедниками веры Православной. Призываем отцов священнослужителей поминать на богослужениях – на литиях и в других молитвах – угодников Божиих, являющихся покровителями того места или страны, где происходит служба, и особенно чтимых, также на отпусте».

Святитель Иоанн передал собору епи­скопов список западных православных святых, а учени­ки святителя иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), основавшие по его благословению братство преподобного Германа Аляскинского, с тех пор начали издавать «Православный Свято-Германовский календарь» — так святые из древних святцев вошли в жизнь современных православных людей. Местное почитание православных святых было установлено в Сурожской епархии Русской Православ­ной Церкви. По благословению митрополита Антония Сурожского в Лондонском соборе в 1978 году впервые праздновался День всех святых Британских островов (в первое воскресенье после Дня всех святых, в земле Русской просиявших). Среди местночтимых святых прославлены мч. Албан Британский, Брендан Мореплаватель, Патрикий Ирландский, Колум Килле, Бейно, Кутберт, Беда Досточтимый и другие — всего 50 православных святых.

В 2007 году Священный Синод Русской Церкви постановил праздновать Собор святых, земле Британской и Ирландской просиявших, в треть Неделю по Пятидесятнице. В 2017 году в месяцеслов Русской Православной Церкви включены имена пятнадца­ти древних святых, в их числе святитель Герман, епископ Осерский, о котором повествуется в этой книге. Как отмечают издатели, Британию с древних времен называли «землей святых». Согласно преданию и многим раннецерковным источникам, здесь проповедовали святые первоверховные апостолы Петр и Павел (одним из подтверждений посещения апостолом Павлом Британских островов служат средневековые уэльские тексты, известные под названием «Триады апостола Павла»); апостол Симон Зилот (или Канонит); святой праведный Иосиф Аримафейский, мирно скончавшийся вблизи Гластонбери; святой апостол от семидесяти Аристовул — первый епископ Британский.

В 2017 году исполняется 1420 лет со времени, когда (597 г.) святитель Августин, ученик Григория Двоеслова, первый епископ Кентерберийский, совершил крещение в реке Свейл 10 000 подданных святого короля Этельберта, напоминающее крещение Киевской Руси святым равноапостольным князем Владимиром на Днепре. Святые Древнего Уэльса были обычно выходцами из местной знати и имели хорошее образование. Чаще всего они были миссионерами — странствующими проповедниками Евангелия, которые позднее основывали монастыри - от больших общежительных монасты­рей до полуотшельнических скитов и пустыней, как на Святой Горе Афон. При некоторых из них существовали духовные школы, где учились не только монашествующие, но и миряне. Такими были монастыри св. Иллтуда и св. Бейно.

Для читателя, которому близка и понятна византий­ская и русская агиографическая традиция, жизнеописа­ния уэльских святых слишком насыщены элементами живой мифологии и фольклора древних кельтов. При подготовке к изданию из текстов были исключены самые одиозные истории, которые противоречат христиан­скому пониманию святости. Но вместе с тем некоторые легендарные повествования были оставлены для того, чтобы читатель мог познакомиться с характером древних уэльских сказаний и почувствовать атмосферу народной традиции, в которой создавались эти тексты. Почти все тексты уэльских житий принадлежат XII столетию. Однако они опираются на древние версии их устного бытования, на повествования, отчасти легендарные, где реальность сплетается с вымыслом. Подроб­ный комментарий составителя, а также здравый смысл помогут читателю отличить правду от вымысла.

Вот лишь несколько имен уэльских святых, жития которых составили этот сборник. Святитель Герман Осерский, самый выдающийся из святых епископов Галлии после святого Мартина, происходил из богатой и знатной семьи. Получил блестящее образование сначала в Галлии, а потом в Риме, где изучал право и стал адвокатом. Женившись на добродетельной и благочестивой девушке, он вернулся в Галлию и занял высокий пост. Когда скончался Осерский епископ Аматор, по Божественной воле, выраженной в единогласном решении народа, Герман вопреки своему желанию был избран епископом. Оставив мирское служение, чтобы посвятить себя служению небесному, он полностью изменил свою жизнь. Святитель Герман совместно со святителем Луппом Труасским прославились неустрашимостью в проповедании слова Божия и охранении своей паствы от ересей и варварских набегов, а также многими чудесами при жизни и после кончины.

Святой Сампсон, епископ Дольский, был одним из величайших миссионеров, когда-либо проповедовавших в Бретани. Его родители - Аммон и Анна - посвятили мальчика служению Господу, потому что он был «ребенком обета» после долгого периода бездетности его родителей. Согласно его житию, он был воспитан в монастыре святого Иллтуда, где состоялось его рукоположение в дьякона и священника. Под руководством Самсона Доль стал духовным центром Бретани. Энергичный организатор и усердный проповедник, святой Самсон основал многочисленные монастыри, включая Пенталь в Нормандии, и Слово Божие прозвучало во многих краях. Во житии Сампсон описывается, как необычайно строгий аскет, который соответствует идеалу монаха-христоносца, являющего Христа в мире.

Преподобный Тейло Уэльский. Почитание этого святого на севере Уэльса и в Бретани было широко распространено; во имя его было освящено множество церквей в Уэльсе и на западе Англии. Святой Тейло является основателем монастыря Лландафф в Дайведе, ставшего одним из главных центров монашеской жизни и учености в Уэльсе на долгие столетия. Святой Тейло оставил после себя много учеников в этом монастыре и духовных преемников, прославленных во святых. После эпидемии желтой чумы в 549 году преподобный Тейло со святым Самсоном и другими монахами отправился в Бретань, где они в Долле насадили много фруктовых деревьев. Через семь лет преподобный Тейло вернулся в Уэльс, где преставился около Лландаффа. Погребен в монастыре. Кафедральный собор, хранящий часть его мощей, является излюбленным местом паломничества православных христиан.

 

*** Эта книга, по словам издателей. не претендует на полноту описания подвиж­нической жизни Древнего Уэльса. В ней представлены только наиболее известные уэльские святые. Автор книги — валлиец (коренной житель Уэльса) Говард Хьюз. Читая курс зоологии в Университете Уэль­са и работая переводчиком с валлийского в Агентстве по проблемам окружающей среды, он увлекся родной историей и валлийской литературой, а приняв Православие, после 1987 года обратился к глубокому изучению истории раннего христианства в Уэльсе и к жизне­описаниям святых Древнего Уэльса. Сегодня избранные жития святых, просиявших в древние времена на британской земле, доступны более широкому кругу читателей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы