У книжной полки. 14 июня

14 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Учащим и учащимся: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в течение 32 лет своей жизни занимался педагогической деятельностью. С 1857 года он преподавал в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 по 89 год - в Кронштадтской гимназии. К большому сожалению, ни собственные произведения отца Иоанна, ни воспоминания о нем не дают достаточно точных представлений о том, каковы были его уроки и конкретные методы преподавания. В воспоминаниях его учеников более всего можно найти лишь общие места и похвальные слова, а в написанном или сказанном им самим — лишь очень немногие педагогические указания в тесном смысле этого понятия. Тем не менее, имеющихся сведений достаточно, что­бы представить себе в общих чертах отца Иоанна как педагога, понять идейную и духовную основу его педагогической деятельности и угадать даже некоторые ее частные, конкретные принципы. В этом нам поможет книга, которая вышла в свет в Издательстве «Отчий дом» и называется – «Учащим и учащимся: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского». ***

Настоящее издание содержит выдержки из дневниковых тетрадей святого праведного Иоанна Кронштадтского, посвященные теме образования и просвещения юношества в духе православной веры. Книга включает как методический материал, адресованный учителям, так и катехизические и нравоучительные беседы, обращенные к ученикам. Подготавливая настоящую книгу к публикации, издатели, по возможности с наибольшей полнотой, включили в нее материал из дневниковых тетрадей святого праведного Иоанна Кронштадтского (за 1856-66 гг.) касательно его методики преподавания Закона Божия. Известно, что отец Иоанн преподавал в Кронштадтской гимназии для мальчиков и в Девичьем пансионе в течение 32 лет, и поэтому опыт его педагогической работы — богатейший.

Но, как пишут биографы Батюшки, существует мало воспоминаний об отце Иоанне как о педагоге и еще меньше известно о его конкретных методиках преподавания. Читая страницы дневниковых тетрадей Кронштадтского пастыря, мы в какой-то мере можем восполнить этот пробел: большое количество записей Батюшки посвящены теме образования и просвещения юношества - от коротеньких набросков лекций до глубоких размышлений о том, каким должен быть законоучитель или, например, о том, как «преподавать Священную историю детям», или «как вести себя в классе с мальчиками» и т. п. Используя этот материал из дневниковых тетрадей отца Иоанна Кронштадтского, автор-составитель данной книги монахиня Серафима (Иванова), разбила его на две части: «Учащим» — то есть учителям, наставникам, и «Учащимся» — то есть ученикам православных гимназий.

В первой части книги — «Учащим» — материал выстроен в нескольких небольших главах: «Общие заметки об образовании», где отец Иоанн акцентирует внимание преподавателей на том, что необходимо «прежде всего воспитать учеников в духе православной веры и Церкви, а не в духе света», и что «из воспитанников наперед нужно образовать верных сынов Церкви, а потом полезных слуг Отечеству». «Да, - говорит пастырь, - великое и многотрудное дело учить детей; потому что при обучении надо и вложить в их сердца единое на потребу - истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяния по делам каждого, и вместе преподать им, хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время, познания светских наук — так, чтобы все эти познания, верования и чаяния дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других».

В последующих трех главах первой части книги собраны ценные, конкретные указания Батюшки: каким должен быть законоучитель, как готовиться ему к преподаванию, как преподавать Священную историю и как преподавать те же предметы в воскресной школе. Так, например, святой Иоанн пишет: "Светильник для тела, сказано, есть око. Учитель есть светильник для учеников; итак, если око его, взгляд его на свой предмет, метод его преподавания будет прост, — то все ученики его, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания: в их умах все будет светло; если же око его, взгляд его на предмет, метод его преподавания будет неясен и темен, чужд простоты, наглядности, то и все тело его, то есть все ученики его будут блуждать своими умами во мраке, ощупью ища истины, затемненной словами, фразами, оборотами речи".

А вот что святой Иоанн пишет о цели всяких познаний: "Для чего разум познаёт и собирает многоразличные сокровища познаний? — Для сердца и воли, для просвещения и исправления сердца и для утверждения воли в добродетели в Законе Божием. Вот цель познаний (главная) по разным наукам. Если не имеется эта цель в виду, познания теряют свою цену, не имеют своего центра, своей главной, истинной мысли. — Тогда все здание познаний построено на песке (Ср.: Мф. 7, 26) и песком связано. Как миражный домик, оно скоро разлетится, рассыплется и завалит, и задавит сердце. — Что толку в познаниях, если вы не научите человека бороться со страстями, с искушениями и побеждать эти страсти и искушения? Вы нагрузите корабль и, пустив в море, не дадите ему ни руля, ни рулевого — или разведете пары в паровой машине и пустите ее бежать на парах без машиниста. Очевидно, и корабль, и машина должны разбиться, и вы должны за них будете отвечать хозяину корабля и машины. Знания надмевают (Ср.: 1 Кор. 8, 1). Многие ведущие люди, не имеющие во главе своих познаний — познания воли Божией, — бывают горды, вольнодумны, дерзки, самолюбивы, непокорны властям".

 Во второй части книги — «Учащимся» — материал выстроен по форме бесед. Автор-составитель придерживалась такого принципа построения, потому что и сам отец Иоанн часто использовал в своих дневниках термин «беседа»: «В беседу о сотворении мира, — пишет он, например, в одном месте, — нужно вставить...», а « в следующую беседу, — читаем в другом месте, — добавить...». Кроме того, в 1859 году выходит в свет одна из первых печатных работ отца Иоанна — «Катехизические беседы». И мы, - пишет монахиня Серафима, - выбирая из дневников материал для этой части книги, примерно придерживались тех тем и заголовков, которые обозначены самим отцом Иоанном в его «Катехизических беседах»: «О Боге — Творце мира», «О Боге — Промыслителе мира», «О Пресвятой Богородице», «О Церкви Православной» и т. д.

В этой же части книги, кроме катехизических бесед, выделены нравоучительные беседы, где отец Иоанн говорит с гимназистами о добродетелях, о пороках и недостатках. Особо выделены размышления о почитании родителей, так как эта тема занимает сугубое место в дневниках Кронштадтского пастыря. Заметим здесь, что хотя вторая часть настоящей книги — «Учащимся» — и адресована в первую очередь ученикам гимназий, но, безусловно, она будет полезна и самим учащим — учителям, потому что собранный здесь материал может послужить им основой для будущих лекций-уроков. В качестве предисловия представлена глава из книги епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Отец Иоанн Кронштадтский» - «Отец Иоанн как педагог».

В частности, епископ Александр отмечает, что «педагогическая работа отца Иоанна не была отдельной, побочной его деятельностью, но нераздельной частью его пастырского служения, в свою очередь совершенно неотделимого от него самого. Отец Иоанн не мог не быть педагогом, как не мог не быть пастырем. Педагогической работе он отдавался так же всецело, как всему тому, что делал, в чем и была одна из причин успеха стольких его начинаний. Но такая всецелая самоотдача своему делу — соответствовала вполне и основным началам миросозерцания отца Иоанна Кронштадтского, в особенности учению об образе Божием в человеке. Нельзя не добавить, что современная религиозная педагогика созидает на тех же общих основаниях, на которых строил свою педагогическую деятельность отец Иоанн. И в этом отношении он опередил свое время.

 

*** По словам епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), педагогическая деятельность отца Иоанна действительно проистекала из его живой любви к детям, которая, в свою очередь, была, вероятно, истоком его пастырской любви ко всем. В некоторых жизнеописаниях его сообщается, что он с радостью принял назначение на пост преподавателя Закона Божия. Но как бы ни была глубока любовь отца Иоанна к людям, и детям в особенности, эта любовь питалась и освящалась его любовию ко Христу. В этой любви были сокрыты для него подлинная сладость и высшее благо - и к ней, к Источнику Жиз­ни, стремился он приобщить всех, кого любил».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать