У книжной полки. 14 февраля

14 февраля 2016 г.
Аудио
Скачать .mp3

Дорога в дивный Сад. Акты мученичества святой Перпетуи, Сатира и прочих, пострадавших в Карфагене.

 

В Карфагене около 202 года по Р. X. во время правления императора Септимия Севера, молодая женщина по имени Перпетуя вме­сте со своими друзьями была посажена в тюрьму по обвинению в христианстве. Впоследствии она и ее друзья приняли мученическую кончину за Христа. Сохранился подлинный дневник Перпетуи, а также мученические акты, записанные по просьбе мученицы одним ее знакомым - непосредственным свидетелем данных событий. Помимо описания самих мученических подвигов, акты содержат видения мучениками образов духовной борьбы с врагом рода человеческого, уникальные описания Рая, блаженной жизни праведников на Небесах». Эти Акты мученичества святой Перпетуи, Сатира и прочих, пострадавших в Карфагене, составили книгу – «Дорога в дивный Сад». Она вышла в свет в Издательстве «Три сестры» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Как говорится в предисловии книги: «Собрано уже достаточно ярких свидетельств веры Христовой, но все равно нужны новые свидетельства мученичества за веру ради укрепления нашего маловерия. И чем больше проходит времени после тех событий, тем более значимыми они становятся в глазах потомков. Но благодать Святого Духа не зависит от времени - не важно, был ли факт мученичества ближе к нашей эпохе или отдалённее от нее. В Писании сказано, что в последние времена благодать Святого Духа будет излита изобильно на всякую плоть и сыны и дщери человеческие будут пророчествовать под действием этой преизобильной благодати. Ибо Дух Божий был ниспослан на нас, чтобы наделить нас Своими дарами, и наш долг — зафиксировать письменно все проявления этого действия благодати в Его верных, претерпевших за Него мученичество. Да послужат и нам эти свидетельства силы и славы Божьей в назидание и укрепление».

Читатели, открывшие эту книгу, по словам редактора Татьяны Подосинкиной, прикоснутся к событиям начала III века. Уникальные документы, подлинные документы тех времен, представленные в книге — как весточка оттуда, как послание из прошлого христианами того времени нам, христиа­нам нынешним. Что это такое — мученические акты? Это юридические документы, протоколы допросов христиан судебными властями, которые после их казни вскладчину выкупала у судебных чиновников христианская община. Это были подлинные свидетельства. Задумаемся над выражением: «подлинная правда». Что значит слово «подлинная»? Оно значит, что правда эта добыта «подлинниками» — длинными шестами, которыми били при судебной расправе человека, чтобы выведать у него правду. Подлинная — значит, полученная под пытками, не выдуманная, самая настоящая, изначальная, истинная. Если человек под пытками не оговорил себя - что может быть истинней такого свидетельства!

Как отмечает редактор книги, первых христиан казнили жестоко. Ведь римскими властями христианство воспринималось как религия, подрывающей государственные устои, попирающая культурные традиции Империи. Отказ приносить жертву идолам считал­ся государственным преступлением, святотатством и оскорблением величества. Христиан убивали в цирках, натравливая на них диких зверей, распинали, из них устраивали живые факелы для освещения ночных праз­днеств... Но Церковь только увеличивалась во времена гонений. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера. Преследовали христиан «за самое имя», то есть за одну принадлежность к христианской общине, и преследования были не столь­ко ради умерщвления христиан, сколько ради принуждения их к отречению, поэтому их страшно, изощренно пытали.

Уникальность текста, который представлен в этой книге, в том, что это еще и собственноручные записки, личный дневник. Восемнадцать столетий разделяют нас... Это было около 203 года. Прочитаю вам фрагмент этого дневника. Святая Перпетуя во время взятия ее под стражу была замужем, и совсем недавно родила ребенка. Кроме того, она была из оглашенных и готовилась к Таинству Крещения. И вот она пишет: «Мы еще были в руках мучителей наших, когда отец мой пришел сделать новую попытку к поколебанию моей решитель­ности. «Отец мой, — сказала я ему, — видишь ли этот сосуд?» «Вижу», — отвечал он. «Можно ли назвать его иначе, нежели он называется?» «Нет», — отвечал он. «Так же точно, - возразила я, - нельзя перемениться и мне и перестать быть тем, чем есть, то есть христианкой».

При сих словах отец бросился ко мне с запальчивостью, но удовольствовался тем, что напугал меня и уда­лился в смущении. Я же благодарила Бога за то, что нес­колько дней не видела его, потому что отсутствие его давало мне несколько покоя. В продолжение этого небольшого срока, - продолжает рассказ святая Перпетуя, - мы сподобились святого Крещения. Выходя из купели, я ничего так не просила у Святого Духа, как терпения среди предстоявших мучений. Спустя несколько времени нас заключили в темницу. Темнота и ужас сего места сначала очень поразили меня, потому что я не знала еще, что это за место. Ах, как был продолжителен этот первый день заключения нашего! Какой удушающий жар! От темноты там задыхались некоторые: я не говорю уже о том, что каждую минуту мы подвергались грубым оскорблениям воинов, стерегших нас.

К довершению говоря, - отмечает мученица, - со мной не было дитяти моего. Но Терций и Помпоний, два сострада­тельных диакона, успели при пособии денег выхлопо­тать для нас другое, более просторное помещение, где мы могли, наконец, свободно вздохнуть. Всякий начал здесь стараться о себе. Что касается до меня, я, прежде всего, начала кормить свое дитя, которое очень ослабело оттого, что несколько дней не было у груди моей. Вся моя забота теперь была о нем; кроме того, я постаралась утешить и успокоить мою мать и братьев и заклинала их иметь попечение о моем ребенке. Надобно сознаться, что печаль их обо мне очень сокрушала меня; но как только принесли ко мне дитя мое, я почувствовала себя вполне утешенной, и темница сделалась очень прият­ным местопребыванием для меня, так что мне в ней лучше казалось, чем в другом месте».

Это был фрагмент дневника святой мученицы Перпетуи, земной путь которой, как и ее друзей, окончился 14 февраля 203 года. Какая бездна любви к Богу, недосягаемая для обыкновенного взора, открыва­ется в сердце этой слабой жены, препобеждающей для Бога своего все чувства, все скорби, все ужасы, которые только могут окружать дочь, жену, мать!.. Не в амфитеатре, и не с лютыми только зверями, не с зубами и когтями львов и тигров, не с палачами только и гладиаторами, предлежало бороться ей! Этих ужасов, пред которыми побледнело бы обыкновенное мужество, было еще как будто недостаточно для укра­шения небесного венка святой страдалицы!.. Нет! Чув­ство, одушевляющее ее, должно было подвергнуться несравненно тягчайшим искушениям! Оно должно было пройти, шаг за шагом длинный ряд ужаснейших душе­вных мук и выдержать медленно все пытки сердца...

Во цвете лет, окруженная довольством, счастливая в супружестве, любимая дочь, нежная мать, покоившая дитя у лона своего, — святая страдалица должна была вдруг оторвать сердце свое от всех, расстаться со всем, оставить все, так приветливо улыбавшееся ей, не поддаться обаянию любви родительской, заглушить вопль природы, угасить в себе неугасимое чувство любви материнской! Не подвиг ли это свыше — чело­веческий и как бы свыше — естественный? Как отмечают издатели, рука мучителей прервала любопытный и поучитель­ный рассказ святой Перпетуи. Продолжает повествование о ее подвигах, а с нею собора мучеников, уже другой современник, который, как видно из его рассказа, был знаком лично с мучениками и получил от святой Перпетуи поручение описать их страдания.

 

*** По словам редактора книги, как в I, так и в XXI веке, во все времена христиане сражались и будут сражаться, страдали и будут страдать, всегда будут гони­мы, потому что настоящий христианин следует за Хри­стом, а «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Прекрасно сказал святитель Иоанн Златоуст о древних мучениках и новомучениках: «Различен их возраст, но одна вера; неодинаковы подвиги, но то же самое муже­ство; те древние по времени, эти юны и недавно убиты. Такова сокровищница Церкви: в ней есть и новые, и ста­рые жемчужины, но одна красота у всех... и вы не почи­тайте иначе древних и иначе новых мучеников... Вы не время исследуйте, но ищите мужества, благочестия душевного, веры непоколебимой, ревности окрыленной и горячей...». Этими словами святителя Иоанна мы и завершаем нашу программу. Новинки ….

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать