Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ангела вам за трапезой: Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников.
Каждая православная женщина - хозяйка, мать семейства, знает, как много значит для сохранения мира, спокойствия и любви в семье хорошо приготовленный и вовремя поданный обед. Несомненно, и то, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно христианскому учению, правильное отношение к еде является одной из составляющих нравственной чистоты человека. Важно помнить, что забота о хлебе насущном не должна становиться целью жизни, заслонив собою духовные искания. Поэтому в христианстве на протяжении всей истории, при всех различиях эпох главной и неизменной оставалась идея трезвого, разумного отношения к еде, сохранения умеренности в удовлетворении потребностей тела. Об этом, в частности, напоминают нам издатели книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Отчий дом и называется – «Ангела вам за трапезой: Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников». ***
Эта книга поможет приготовить вкусные, полезные и разнообразные кушания в любой день года: в будни и праздники, в постные и скоромные дни, во время строгого поста и на Пасху. Она составлена таким образом, чтобы удобно было готовить еду в соответствии с церковными установлениями. По словам издателей, правильное отношение к еде имеет большое значение для каждого человека. «Гордый человек! — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Именно поэтому святые отцы, раскрывающие в своих творениях законы духовной жизни, так много уделяют внимания этому вопросу.
Так, например, епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости» отмечает: «Всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно помогало душе... а не было для нас наветником. Святые отцы, — пишет он, — давно уже выработали определенные правила в отношении к своему телу. Все определялось мерою и весом. В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего... Общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален... и в высшей степени способствовал сохранению здоровья — душевного и телесного — и продлению самой жизни человека до наибольших пределов». Они рассуждали, что мера воздержания в пище должна быть определена судом совести каждого... соразмерно силам и крепости тела, что вред происходит от безмерного пресыщения и от неумеренного воздержания.
Учиться обуздывать свои желания, соблюдать умеренность в пище человеку помогает пост. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост основанием добродетелей и подчеркивает, что закон поста является, по сути, законом для ума, а не для желудка: «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост... Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост».
Будем помнить также о том, что заповедовал Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21,34). Как нам приучить себя к посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста. В этом случае человек может в конце концов отказаться от поста, так как не сумеет его выдержать, или может расстроить свое здоровье. Количество употребляемой пищи нельзя сокращать без меры, в противном случае можно стать изнуренным, ослабленным, а значит, неспособным к делу. «Правила поста, — говорит святитель Игнатий, — установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».
Весьма важным также является качество пищи. Самая естественная пища, подчеркивает святитель, — та, которая назначена человеку сразу после его создания Богом: из царства растительного. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт. 1,29). И только после потопа было разрешено употребление мяса. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что растительная пища «наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... она — самая здоровая». При употреблении ее в пищу «сохраняется чистота и бодрость ума». Эту же мысль подтверждает и епископ Варнава (Беляев): «...Питание преимущественно растительной пищей делает нас выносливыми и дает возможность работать равномерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заключается лишь в целесообразном выборе и смешении пищевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении».
В Церковном Уставе указывается, какую пищу и в какое время можно есть. Все строго рассчитано для того, чтобы человек мог бороться со страстными движениями плоти, возбуждаемыми обильным и сладким питанием, и одновременно не изнурять себя, укреплять свою телесную природу, делать ее легкой, крепкой, способной подчиняться движениям духа. Соблюдение постов — обязательное правило для всех членов Церкви. «Церковь, — говорит епископ Иустин Полянский, — расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и, сделав это, опять разрешает скоромную пищу». Книга «Ангела Вам за трапезой» поможет читателю приготовить разнообразные блюда в любой день года. Она включает два раздела: «Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников» и «Твой первый Великий пост».
В разделе «Кулинарные рецепты для будней, постов и праздников» рецепты представлены таким образом, чтобы было удобно готовить различные кушания в соответствии с требованиями Церковного Устава. Раздел состоит из четырех основных частей: «Скоромные блюда», «Постные блюда с рыбой», «Постные блюда без рыбы», «Блюда строгого поста». Каждая часть содержит рецепты закусок, первых и вторых блюд, соусов и десертов. Во всех частях книги много внимания уделяется выпечке. Кроме того, книга включает главу о кушаниях, которые готовятся и в самый главный праздник того или иного периода года - на Пасху, и в Рождественский и Крещенский сочельники, и на масленицу.
Второй раздел — «Твой первый Великий пост» - адресован прежде всего новоначальным христианам, которые совершают свои первые шаги в Церкви. Многие из них настороженно относятся к постам, сомневаясь в том, что в пост можно готовить разнообразную, вкусную и полезную еду. Раздел посвящен Великому посту, поскольку он самый важный и самый строгий. Человек, который постится в первый раз и опасается, что у него не хватит кулинарной фантазии на весь Великий пост, может обратиться к рецептам из этого раздела. Издатели условно распределили рецепты по дням Великого поста, но, конечно, их можно использовать и в другие дни. Опытные, уже много раз постившиеся хозяйки также обязательно найдут для себя что-то новое.
*** О посте прп. Амвросий Оптинский говорит следующее: «Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» (Флп. 3, 18-19). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются». Этими словами прп. Амвросия Оптинского мы завершаем нашу программу.
В завершение поздравляем вас с началом Успенского поста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!