У книжной полки. 13 января

13 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Вновь сияет звезда Вифлеема. Рождество Христово и рождественские мотивы в русской поэзии XVII—XX веков

 

Более чем две тысячи лет назад родился Богомладенец Христос. На тот момент Его Рождестве знали только Пресвятая Богородица, святой Иосиф Обручник, да еще несколько человек, кому дано было об этом знать. В числе этих избранных людей были восточные мудрецы, которых привела к Новорожденному Младенцу Вифлеемская звезда. Каждый год мы вспоминаем это радостное событие, и не просто вспоминаем, но по-новому переживаем его, и славим Воплотившегося Господа. На протяжении многих веков праздник Рождества Христова был источником вдохновения для русских писателей и поэтов. Их рождественские произведения публиковались на страницах журналов и газет к празднику Рождества, и становились подарком для верующего читателя. Таким подарком для современных читателей станет сборник стихов, выпущенный в свет Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он называется – «Вновь сияет звезда Вифлеема. Рождество Христово и рождественские мотивы в русской поэзии XVII—XX веков». ***

В предлагаемой читателю книге собраны стихотворения, посвященные величайшему событию в истории человечества Рождеству Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Среди авторов сборника как известнейшие имена, составляющие славу русской литературы, так и малоизвестные, а подчас и совсем забытые поэты. Книга, несомненно, будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся русской духовной поэзией. И открывает это издание произведение иеромонаха Симеона Полоцкого, духовного писателя и богослова 17 века. Он был одним из первых русских поэтов и придворным поэтом: воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Положил начало традиции поэтического переложения текстов Священного Писания в новой русской литературе.

 

И вот фрагмент стихотворения иеромонаха Симеона:

«Слава во вышних Богу». — восклицают, /

и на земли мир людем провещают. /

Желанный се Гость, мир нам приносящий, /

в единой славе со Отцем седящий. /

От многих времен о Христе желаем /

да в мире мирно век наш пребываем. /

Но грехов ради брань нам досаждает, /

не любящий мира, враг мир разоряет. /

Ты, Царю мирный, утверди мир в мире, /

даждь расти везде православной вере. /

Раздежи сердца, друг друга любити, /

в единстве веры всем народом быти. /

Да едиными усты вси Тя славят, /

единем сердцем Тебе Бога хвалят. /

Един Tы Пастырь, едино стадо буди, /

Ты еси Бог наш, а мы Твои люди.

 

 

За стихотворением Симеона Полоцкого следуют рождественские произведения философа Григория Сковороды, драматурга Павла Ершова, прозаика Федора Глинки, многочисленных поэтов: Вильгельма Кюхельбекера, Алексея Хомякова, Афанасия Фета, Константина Случевского, Александра Блока, Валерия Брюсова и многих других. Остановимся на стихотворении Семена Надсона «Есть страны…» Но вначале немного о поэте. Семен Яковлевич Надсон родился в 1862 году. Писать стихи начал в девятилетнем возрасте, а через 7 лет они впервые появились в печати. Поэзия Надсона, глубоко искренняя и задушевная, имела громадный успех у современников. Его первый (и единственный прижизненный) сборник стихотворений, вышедший в 1885 году, был удостоен Пушкинской премии Академии наук. Ранняя кончина поэта, а было ему всего 25 лет, стала серьезной потерей для русской поэзии.

А вот и стихотворение «Есть страны», которое в свою очередь является фрагментом более полного поэтического произведения Надсона – «Легенда о елке».

 

Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов...

Цветы там душистее, звезды — крупнее,

Светлей и нарядней весна.

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна...

В такой-то стране ароматною ночью

При шепоте лавров и роз

Свершилось желанное чудо воочью:

Родился Младенец Христос...

 

Одно из следующих стихотворений принадлежит перу Владимира Соловьева. Он родился в январе 1853 года в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева, а спустя годы стал одним из крупнейших русских религиозных философов, идеи которого вдохновили целое поколение богословов, мыслителей, писателей и поэтов. Как поэт и критик, Соловьёв оказал большое влияние на всю русскую символистскую поэзию и критику конца XIX — начала XX века, и в частности на таких русских поэтов-символистов, как Вячеслав Иванов, Андрей Белый. Александр Блок. Несмотря на все свои заблуждения, по словам религиозного философа Василия Розанова, Владимир Соловьев «умер крепким православным человеком». И вот одно из его стихотворений, название которому – «Имману-Эль».

 

 

 

6. Во тьму веков та ночь уж отступила.

Когда, устав от злобы и тревог.

Земля в объятьях неба опочила

И в тишине родился С-нами-Бог.

И многое уж невозможно ныне:

Цари на небо больше не глядят.

И пастыри не слушают в пустыне,

Как ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось.

Несокрушимо временем оно,

И Слово вновь в душе твоей родилось,

Рожденное под яслями давно.

Да! С нами Бог. — не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров.

Не в злом огне и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, — средь суеты случайной,

В потоке шумном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

 

Продолжая обзор рождественских стихотворений, собранных в этой книге, обратимся к наследию московского священника - протоиерея Александра Державина. Отец Александр более тридцати лет прослужил в Знаменском храме и был исследователем творчества святителя Димитрия Ростовского. Ещё в семинарии он начал писать стихи, которые публиковались в журналах “Русский паломник”, “Божия нива”, “Душеполезное чтение”. В 1907 году в Петербурге вышел сборник стихов “Под кровом Церкви”. Печатались его стихи в Москве, Киеве, Ярославле, Самаре. О своих поэтических способностях отец Александр отзывался скромно, говоря, что в истории русской литературы есть один Державин, и другому никогда не быть там». Однако, как отмечают издатели, стихи отца Александра, удивительно лиричные, проникнуты такой необыкновенной теплотой задушевностью и глубокой верой, что и сегодня не оставляют читателя равнодушным.

Свидетельством тому является поэтическое переложение рождественского кондака - «Дева днесь Пресущественного раждает…», которое я вам сейчас зачитаю:

 

Сегодня Пречистая Дева рождает

Предвечного Бога в вертепе простом,

И этот убогий вертеп предлагает

Земля Неприступному в свете святом;

Небесные силы Его славословят.

И пастыри чествуют скромной хвалой.

Волхвы-мудрецы Ему дары готовят

И в путь свой идут за чудесной звездой...

Для нас, для спасенья меня — человека

Сегодня в убогие ясли возлег

Отцу сопрестольный и Сущий от века,

— О, дивное чудо! — Младенец и Бог!

 

 

*** О празднике Рождества Христова мы знаем с детства, для многих он и является «детским» праздником, днем рождения Божественного Младенца, просветившего мир. Восточных мудрецов к Богомладенцу привела Звезда, которая и сегодня сияет для тех, кто любит Бога и стремится к Нему. Об этом пишет так в своем стихотворении поэт 19 века Константин Фофанов:

 

Еще те звезды не погасли.

Еще заря сияет та.

Что озарила миру ясли

Новорожденного Христа...

Тогда, ведомые звездою.

Чуждаясь ропота молвы.

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы...

Пришли с далекого Востока.

Неся дары с восторгом грез, —

И был от Иродова ока

Спасен Властительный Христос!..

 

Этим стихотворением дореволюционного поэта мы и завершаем нашу программу и еще раз поздравляем вас с праздником Рождества Христова, отдание которого Святая Церковь отмечает сегодня. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать