У книжной полки. 13 марта

13 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. Как научиться молиться.

 

В расцвете как физических, так и духовных сил епископ Феофан (Говоров) оставил мир, и поселился в Тамбовской Вышенской пустыни. Иноки этой пустыни отличались подвижнической, истинно монашеской жизнью. Среди них и провел 28 лет святитель, из которых в течение 6 посещал церковные службы в монастырских храмах, принимал посетителей, а последние 22 года совершенно уединился, общаясь с внешним миром только письменно. Таким образом, он хотел беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви, служить Церкви, только другим способом. Но была и иная причина - его стремление с юношеских лет к уединенному и молитвенному общению с Богом. «Кто умеет молиться, тот уже спасается, — говорил святитель Феофан. — Молитва есть наука из наук... Она всё: вера, благочестие, спасение...». «Как научиться молиться», - так называется книга, составленная по письмам святого архипастыря. Она вышла в свет в издательстве Отчий дом и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В рамках нашей программы мы уже не раз обращались к наследию святителя Феофана Затворника. Святой отец и выдающийся русский духовный писатель конца 19 века, оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, глубочайшие толкования Священного Писания, переводы аскетической письменности. Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах. Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышенскую пустынь, где преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни.

Глубочайший исследователь трудов святителя Феофана – архимандрит Георгий (Тертышников) писал об этой деятельности святого отца следующее: «Совершенно уединившись от внешнего мира телесно и затворившись в келлии скромной обители, он, однако, не прервал с миром духовной связи. «Напротив. Кажется, для того он и удалился от мира, чтобы с высоты своего подвига яснее видеть насущные нужды и недуги своего времени и по возможности полнее оказать необходимую помощь». 28 лет затвора он отдал на служение Богу, предаваясь молитве, богомыслию и неусыпным духовно-литературным трудам на пользу ближним. Воскресив своей жизнью идеал истинного подвижника Древней Церкви и показав нетленную красоту его, Преосвященный Феофан по справедливости был ярким духовным светочем, указывающим путь современному ему обществу к истине и добру.

Со всех концов России летели в Вышенскую пустынь письма к епископу-затворнику. Нередко почта приносила их до 20–40 в день. К нему обращались за советом, у него искали утешения как представители высшего света, так и люди из низших слоев общества. Преосвященный Феофан признавал своим долгом отвечать на всякое письмо, как бы оно ни было мало и незначительно по своему содержанию. Он чутко улавливал духовные потребности писавшего и, не жалея своих сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение корреспондента, и между ними сразу устанавливалась самая близкая внутренняя, духовная связь, при которой жизненные нужды высказывались с полною искренностью и откровенностью. Это, как отмечает отец Георгий, - свидетельствовало о высоком духовном уровне архипастыря, ибо только человек, познавший свои страсти и победивший их, знает их действительную силу, может угадывать их и в другом человеке по малейшим признакам».

Протоиерей Алексий Бобров, знавший Преосвященного Владыку и составивший по его письмам книгу «Мудрые советы святителя Феофана», отмечал в своем труде следующее: «В ряду многих религиозных предметов, по которым приснопамятному святителю Феофану приходилось вести переписку из Вышинского за­твора с разными лицами, первое место занима­ет молитва. И это вполне естественно. По определению великих христианских подвижников и отцов Церкви «молитва - дыхание жизни на­шей». Иначе сказать, молитва в духовной жизни человека есть то же, что и естественное дыхание в нашем телесном организме. Человек продолжает жить, пока в его теле совершается дыхание. Дыхание прекращается - жизнь угасает, и тело становится трупом. Так точно и наша душа, как говорит Златоуст, без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. Вот почему у свя­тителя Феофана мы не встречаем почти ни одного письма, в котором бы он, так или иначе, не касался этого столь важного пункта духовной жизни».

«С другой стороны, - продолжает отец Алексий, - будучи сам великим молитвенником, испытавшим лично на себе всю благотворность молитвенного общения с Богом, он имел полную возможность с особой ясностью раскрыть этот предмет». Как научиться молиться? Как привить душе молитвенный дух? Как настроиться на мо­литву? Как совершать ее? Как навыкнуть концентрировать внимание на словах молитвы? Как молиться при большой загруженности де­лами? Что в молитве главное, без чего она — не молитва? Что мешает правильному совершению молитвы? Что такое Иисусова молитва и всем ли можно приступать к ней? Что такое духовная прелесть и как не впасть в нее? На эти и другие вопросы мы находим ответы в переписке святителя Феофана, отвечавшего из своей уединенной монастырской келлии на множество писем. И в сложных перипетиях духовной жизни всех людей, обращавшихся к нему, не было такой ситуации, которую он не мог бы разрешить.

Итак, обратимся к содержанию книги и прочитаем некоторые наставления о молитве, которые преподаёт нам святитель Феофан через свои письма к разным адресатам. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух, нет молитвы - нет жизни в духе, - такими словами наставлял святитель Феофан Затворник одного из своих адресатов. - Сама молитва, - продолжал он, - есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее». «Молитву, - учит святитель, - или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и, возбужденную, укрепить, или - что то же - нужно воспитать в себе молитвенный дух».

«Дело молитвы, - отмечает Вышенский Затворник, - не безмолвников только есть дело, а всех христиан, — и это до самых высших ее степеней. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны, и смотрит Он только на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, чье бы сие сердце ни было. Господь сказал: яки Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. Это о всех христианах. Апостол же говорит: живот наш сокровен есть со Христом в Бозе». Также святитель говорит: «Благодать Духа Святаго с нами с момента Крещения и Миропомазания. Молитвы цер­ковные, домашние, труды подвижничества и доброделания — развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому сред­ство — сердечная молитва, которую и саму надо считать плодом Духа, и вместе привлекательницей Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницей Духа».

Одного из своих корреспондентов святитель наставляет: «Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принести в жертву. Ибо она — царица. И ее точка опоры есть дух сокрушен». На вопрос другого своего адресата – «Что в молитве главное?» - святитель дает такой ответ: «Главное — старайтесь всегда помнить, что Го­сподь близ и все видит, — и соответственно тому держите себя и внешне, и внутренне». «Чтоб на молитве ум не отбегал в сторону, - пишет он в другом письме, - надо стараться все время помнить Бога и за делом, и в ходьбе, и дома, и вне, и наедине, и с сестрами. Когда это будет, то и во время молитвословия ум будет держаться совершаемого дела, помнить Бога и благоговейно возноситься к Нему».

 

*** Святитель Феофан Затворник был уникаль­ной личностью. Он совершил великий подвижнический труд по переводу на русский язык ду­ховного наследия множества древних святых отцов — великих аскетов, непревзойденных де­лателей умной молитвы. Этим он открыл для нас. бесценные сокровища их духовного опыта, опы­та людей, жизнь которых была сплошным подви­гом богоугождения, людей, вознесшихся на вы­соты ангельской чистоты и святости, обладавших такой силой молитвы, что Бог ради нее совершал чудеса. В совершенстве познавший и усвоивший от древних эту высокую науку молитвы — науку наук и художество художеств, святитель Феофан и ныне остается лучшим учителем для всех жаж­дущих духовной помощи и ревнующих о спасе­нии своей души.

 

 

Святителю отче Феофане, моли Бога о нас!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы