Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евгений Николаевич Поселянин: Избранное.
Совсем недавно, 7 февраля, Православная Церковь праздновала Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этот день мы не только прославляем подвиг святых принявших смерть за веру Христову в 20 столетии, но также молимся за всех усопших, пострадавших в годину гонений. В их число входит и автор книги, которую сегодня мы предлагаем Вашему вниманию. Это - Евгений Поселянин - русский публицист и духовный писатель, окормлявшийся у старца Амвросия Оптинского. Большую часть своих трудов он посвятил жизнеописаниям святых подвижников благочестия. А помимо этого был автором многочисленных статей и очерков, из которых, в частности, составлена и эта книга. Она вышла в свет в Издательстве Летопись и называется – «Евгений Николаевич Поселянин: Избранное». ***
Евгений Николаевич Поселянин (настоящая фамилия Погожев) родился в Москве в семье врача в 1870 году. В юности перед поступлением в университет он побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном старца Амвросия, который благословил его на литературное творчество. Первые свои книги Поселянин написал, учась в университете. Продолжая писать и после его окончания, он стал одним из самых популярных церковных писателей и публицистов России. Всё изменилось после октябрьского переворота, пришедшие к власти большевики обрекли его на молчание. Поселянину не удалось до конца жизни напечатать ни одной книги кроме двух статей, вышедших в малотиражных периодических изданиях. В феврале 1931 он был расстрелян за два дня до праздника Сретения.
Эта книга составлена из небольших эссе, которые объединяет, трогательная любовь к человеку и его Творцу. Это чувство проходит красной нитью через всё творчество Поселянина. Для примера прочитаю фрагменты некоторых произведений. В эссе под названием «Нет, мы не одни», автор обращается к тем людям, которые страдают от одиночества и не могут найти поддержки и сочувствия в даже кругу близких людей. При таких обстоятельствах как не задуматься, по словам Поселянина, «о верных друзьях, которых Бог воздвиг в лице праведников Своих для всех, кто хочет знать и звать их?» И вот что далее писатель советует страдающей душе: «Избирай себе в небе друзей по той личной склонности, по которой избирал ты их на земле».
«Любишь ты уединение души, созерцающей Бога, и без беседы Его возвышает тебя вид погруженного в созерцание отшельника, прилепись душой к великим отцам пустыни. Трогает ли тебя дело безграничного милосердия, привяжись тогда к дивному милостивцу, святителю Николаю, то бросающему мешки золота в приданое бедным девушкам, обреченным на бесчестие, то выводящему крепкой рукой корабли от потопления бурей, то избавляющему от казни неповинно осужденных, то воскрешающему упавшего в воду младенца. Ищи тогда, поклонись тогда памяти того святителя из пастухов, Спиридона Тримифунтского, который, не имея, что подать человеку во время голода, словом своим змею превратил в золото и по миновании нужды, когда золото было возвращено ему, обратно это золото превратил в змею...
Чти Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, терпение которого к нищим искушал Сам Христос Иисус, приняв на Себя образ нищего. Чувствуешь ты изнеможение в силах твоих и тебе нужен надежный врач, смотри в очи на иконах невинному отроку Пантелеимону, держащему на руках ковчежец с врачевствами и кисть для помазания больных. Дорога тебе догматическая сторона веры, благоговей тогда пред памятью таких людей, как великий святитель Афанасий. На нем несколько десятилетий покоилась та церковная истина, которой все тогда изменили и которую он один защищал необоримою силою своего убеждения. Как бессчетны звезды на небе, так неисчислимы святые дарования их и милости их и отклики от их сердца к сердцу зовущих их и нуждающихся в них и этим самым их откликом утешающихся людей».
В другом эссе под названием - «Не отягощайте души вашей», автор пишет: «Евангелие, читаемое за литургией к неделю третью по Пятидесятнице (Мф. 6:22-23) говорит о доверии ко Творцу Промыслителю и в трогательных ярких образах, примером «крин сельных» - полевых цветов лилии, увещевает не предаваться заботам и тревогам об условиях своего внешнего существования». По словам автора, некоторые противники христианства считают, что завет Иисуса Христа: «…не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34), суживает жизнь человека, не дает ему развиваться, а обещает благополучие без труда. На это Поселянин отвечает: «Заповедь Христова не говорит людям: проводите вашу жизнь, сложив руки, и вы, тем не менее, будет благополучны. На заре жизни человека на земле Господь дал ему заповедь, от которой Он не освободил его и в Новом Завете: в поте лица твоего ты должен есть хлеб твой (Быт. 3:19)...
А притча Господня о талантах и о господине требующем у своих рабов строгий ответ за врученные им таланты, показывает, что в христианстве нет места лени, бездельничанью и губительному для человеческой души сну. Нет, - говорит писатель, - работай, избирай себе деятельность по сердцу и трудись, находя себе удовлетворение в том самом одном, что ты исполняешь заповедь Христову. Труд твой может быть удачен, может радовать тебя успехом и доставить тебе широкое благоденствие, но быть может, трудясь неустанно, ты будешь еще зарабатывать на скудную жизнь. Вот тут и вспомни Бога и скажи себе: «Из рук Его принимаю я свою трудовую нищету». Ведь тебе надо только исполнить заповедь Божию, а не сыскать себе блаженства на земле, так как блаженство на земле никому не обещано. Так, работая даже для себя, человек духовно должен посвящать этот труд Богу, не ожидая даже себе от этого труда всей той выгоды, какую бы он должен получить».
Ну и еще один фрагмент литературного сочинения, которое относится непосредственно к нашей программе. Оно называется «Сила печатного слова». Здесь автор пишет следующее: «Казалось бы, что такое слово?.. Несколько звуков, произнесенных языком человеческим и сейчас же растаявших и исчезнувших в окружающем воздухе. Трудно представить себе что-нибудь слабее, мимолетнее слова человеческого. А в то же время это неизмеримо слабое, преходящее явление человеческого организма порою поражает своею силою. Непреходящая безграничная сила творческая заключена в чудотворящем слове Господнем: «Той рече, и быша; Той повеле, и создашася» (Пс. 148:5). Слово Господне есть уже дело Господне. И какая величественная картина сложения мироздания соединилась со словом, излетевшим из уст Творца!
По мнению писателя, всего «драгоценнее для современного христианства есть то, что письменность сохранила нам главнейшие черты Христовой жизни на земле, многие из тех бесчисленных дел, полное описание которых, по выражению апостола, заняло бы столько книг, что этих книг не вместит мир, часть бесед Христовых с людьми и все последующее развитие Христова дела на земле. Чудотворная сила заключена в этих евангельских строках. Яркие, прекрасные, священные, спасающие нас образы встают над этими евангельскими страницами, благодать волной льется от них в человеческую душу». Таким образом, «когда, любящая душа дает любимой душе в важную минуту жизни Евангелие, ее озаряет надежда, что в этой книге тот человек найдет верный путь, в котором не будет ошибок, и как бы ни сложилась его жизнь, всегда в мыслях и словах этой книги найдет себе утешение и покой».
*** Начало творческому пути Евгения Поселянина, устремленного на защиту веры православной, положило благословение преподобного Амвросия Оптинского. Более четверти века длился этот путь, и за это время писатель сумел внести неоценимый вклад в церковно-просветительскую литературу. В безбожные годы его труды лежали под спудом, а имя его было предано забвению. Но в наше время религиозные сочинения Евгения Поселянина вновь переиздаются и служат делу духовного просвещения нашего народа. И как это было в конце 19 – начале 20 века, они напоминают человеку, привыкшему к удобствам современной жизни и охладевшему в вере, о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает нас Господь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!