У книжной полки. 13 августа

13 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святые угодники Божий Николаи.

 

Одним из наиболее почитаемых на Руси святых, бесспорно, является святитель Николай, архиепископ Мирликийский. В сознании многих поколений русских людей он - универсальный защитник детей, вдов, невинно пострадавших, девиц-бесприданниц, покровитель путешественников, мореходов и рыбаков. Известно, что с древних времен русские люди обращались к нему с молитвой чаще, чем к другим святым. А само имя - Николай - составляет до сего дня - одно из самых распространенных в России мужских имен. Прошло почти 17 веков со времени блаженной кончины святителя. За это время Господь прославил немало других подвижников, которые были наречены в честь святого Николая. О некоторых из них рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Святые угодники Божий Николаи». ***

В этой небольшой книге собраны жития святых, носивших имя Николай и оставивших свой славный след, как в истории Руси, так и истории Церкви. Первым из них и самым значимым для нашего государства, является, конечно же, святитель Николай. Ему посвящена первая часть книги. Здесь представлены житие святого, а также рассказ о монастырях, храмах, иконах, памятниках. В заключение сборника можно найти акафист и молитвы для молитвенного обращения к нему. В предисловии издатели пишут: «На Руси святитель Николай Мирликийский славится со времен княгини Ольги. В пре­даниях повествуется о том, что к молитвам за Русь Владычицы Небесной и избранников Божиих присоединил свое ходатайство и этот великий Чудотворец.

В «Повести временных лет», в пояснениях преподобного Нестора к событиям 882 года, сообщается о том, что в Киеве, матери городов русских, над Днепром, над могилой убитого в том году Аскольда, была построена церковь во имя святого Николая. Предание объясняет и причину: Аскольд, бывший язычник, приняв Святое Крещение, был назван Николаем в честь Чудотворца. А в начале XI века, по свидетельству того же преподобного Нестора, на днепровском берегу уже существует и монастырь в честь святого Чудотворца. В житии преподобного Феодосия мы читаем, что преподобный Ан­тоний Печерский, услышав от преподобного Феодосия о желании его матери принять иноческий чин, сказал: «пусти ю в манастырь женьскыи, именуем святаго Николы».

Помогал святитель Николай православным русичам и в борьбе с половцами, и во времена татаро-монгольского ига, благословлял московских князей и царей в деле становления, расширения и укрепления Русского государства. Наглядным свидетельством этому служит Николаевская Угрешская обитель. В России Николай Чудотворец олицет­воряется тремя главными образами. Первый из них: Никола Зарайскиий — крылатый Чудотворец с простертыми руками. Он представляет Николу в рост, в епископском облачении, держащим Евангелие в левой руке и благословляющим правой. Второй образ: грозный архангел — Никола Можайский, который в обиду Русскую землю не даст, пра­вого помилует, а виноватого накажет. В одной руке архангела меч, в другой - церковка в ограде - кремль. И, конечно же, милости­вый Никола Великорецкий (поясной образ), благословляющий и с Евангелием, которого не страшатся, но перед которым совестно. Он не прогонит от себя и самого последнего, всех примет и успокоит.

Конечно, все эти качества присутствуют в личности архипастыря Мир Ликийских. Но, несомненно, и другое — полнота этих качеств была явлена (а лучше сказать — является, ведь история Церкви продолжается) уже собором тезоименитых ему святых. Жизни их различны, но все они воистину - победители народов». Так великими мужами древности были мученик Николай Севастийский, преподобный Николай Студийский и праведный Николай Кавасила. Их жития представлены во второй части этой книги. В третьей – читатели найдут жития святых, прославившихся в Древней Руси. Это прп. Николай Святоша, Печерский Чудотворец, блж. Николай Кочанов, Новгородский Чудотворец, блаженные Николай Псковский и Николай Вологодский.

Четвертая часть книги рассказывает о святых с именем Николай нового времени: в большей мере это новомученики и исповедники, сонм которых возглавляет святой царь-страстотерпец Николай 2. Есть среди них и святители – это святитель Николай Сербский и равноапостольный Николай Японский. Кстати сказать, именно в этот день, 13 августа 1836 года, т.е. ровно 180 лет назад, в селе Егорье на Березе Смоленской губернии родился будущий просветитель Японии - Иван Димитриевич Касаткин. Обратимся вкратце к его житию. «Детство будущего миссионера было нелегким. Мать его, Ксения Алексеевна, пре­ставилась, когда ей не было и тридцати пяти лет, оставив пятилетнего Ивана и еще двух малолетних детей. Отец его, диакон Димит­рий, служил в Церкви, достойно неся свое звание. Семье жилось трудно, но нужда и ли­шения выработали в Иване редкую силу воли и целеустремленность.

Учился Иван всегда первым. Окончив успешно Вельское духовное училище, он по­ступил в Смоленскую духовную семинарию. Семья жила в такой бедности, что Иван вы­нужден был до Смоленской семинарии про­ходить более ста верст. Но это не помешало ему стать одним из лучших семинаристов-вы­пускников. После он был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Так вспоминал свои академические годы архиепископ Николай: «Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени я буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я совершенно машинально остановил свой взор на лежащем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: "Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настояте­ля посольской церкви в Хакодатэ и приступить к проповеди Православия в указанной стране?" Подписалось несколько человек, но все хоте­ли ехать женатыми священниками. А что, не поехать ли мне? — спросил я себя. Да, нужно ехать, — прозвучало в совести, — только не женатым. Что-нибудь одно: или семейство, или миссия, да еще в такой дали и в неизвестной стране. И в этот же день за всенощной я уже принадлежал Японии».

Как говорится в житии, «на следующий же день молодой богослов сообщил ректору о своем намерении и подал прошение о постриге с назначением в Японию, на что ректор и митрополит Санкт-Петербург­ский выразили согласие. Епископ Нектарий облачил Ивана в монашество с наречением имени Николай, сказавши при постриге: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом под­вижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». В июле 1860 года, взяв с собой свою любимую икону Смоленской Божией Матери, молодой миссионер-священноинок Николай отправился в языческую страну.

Япония встретила отца Николая вра­ждебно: проповедь христианства в языческой стране была запрещена под страхом смерти. Второе препятствие ко служению было не менее серьезным — японцы с большим не­доверием относились ко всем иноземцам и ко всему иностранному. Третье обстоятельство, которое могло прекратить духовную миссию отца Николая на территории Японии — это незнание японского языка. Все эти препятствия необходимо было преодолеть русскому миссионеру, чтобы посеять на Японской земле ростки православной культуры». И мы сегодня знаем, что все смог преодолеть «апостол Японии», укрепляемый Господом в его трудах по распространению истины Православия на Японской земле. 10 апреля 1970 года святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле про­свещения японского народа был причислен к лику святых. Подробнее о жизни святителя читайте на страницах данной книги.

 

*** В этой книге повествуется о святых мужах, носящих сколь древнее, столь и красивое имя — Николай, которое восходит к древнегреческому «Николаос» и переводится как «победитель народов». В числе носителей этого имени рабы Божии разных сословий и происхождений, из древних родов и простолюдины, деятели Церкви и миряне, жившие много веков назад и по историческим меркам совсем недавно. Одни приняли мученическую смерть, другие же — мирно отошли в вечное Царствие Небесное. Жизни их были различны, но все они воистину стали победителями народов. Чем и каким образом была явлена полнота их славного имени? К совместному размышлению над книгой и призывают вас издатели этого сборника.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать