У книжной полки. 12 октября

12 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения.

 

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит. И стучащему отворят». Эти слова Спасителя в полной мере можно отнести к преподобному Паисию Величковскому, который всю свою долгую жизнь пребывал в непрерывном духовном поиске и смиренно молил Бога указать ему - монаху 18 века, путь спасения. Для духовного возрождения России 18-19 веков старец Паисий сделал не меньше, чем преподобные Сергий Радонежский для Московского Царства, или Антоний Печерский для Киевской Руси. Святой Паисий был восстановителем монашеской традиции и главным делом его жизни стало возрождение в Православии школы старчества. О святом старце, а также о его письменном наследии рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Наследие Православного Востока. Она называется – «Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения». ***

В этой книге публикуется церковно-славянский текст и параллельный русский перевод избранных произведений и жития выдающегося наставника православного монашества и переводчика прп. Паисия Величковского. Славянские тексты произведений, которые входят в состав сборника, ранее публиковались лишь в малотиражных труднодоступных изданиях, а перевод на русский язык пяти из этих произведений, в том числе «Автобиографии», издается впервые. В художественном оформлении книги использованы рукописи учеников старца Паисия: монахов Платона, Митрофана, Онуфрия и Николая, заставки из «Грамматики», писанной монахом Иакинфом, и рисунки монастырей, выполненные архитектором-художником И. М. Селуяновой. По словам издателей, книга предназначена для всех интересующихся духовным наследием православного Востока, но несомненно она принесет огромную духовную пользу всем православным людям, а для кого-то станет настольной и любимой.

Среди подобранного материала особенно ценным является перевод автобиографии старца Паисия «Повесть о святом соборе». Этот замечательный памятник духовной литературы, не имеющий аналогов по искреннему задушенному тону повествования автора, почти 200 лет был неизвестен православному читателю. Обнаружил его русский ученый, историк литературы Александр Яцимирский в начале 20 века и передал Библиотеке Императорской Академии наук. Он же отмечал, что «Автобиография» написана «очень живо и правдиво», а Адальберто Майнарди, современный итальянский исследователь творчества старца Паисия, в следующих словах характеризует «Повесть о святом соборе»: «Ав­тобиографическое повествование [прп. Паисия] сочетает в себе естественную яркость рассказа и спокойную кротость исповеди, искреннее вооду­шевление личных воспоминаний и невозмутимую мудрость духовного завещания наставника. За переживаниями и чувствами, а также за неловко­стью молодого послушника в поисках духовного отца мы чувствуем снисхождение опытного стар­ца и его поучения своим духовным чадам».

Помимо автобиографии в этом издании находится и пространное житие прп. Паисия, составленное его учеником схимонахом Митрофаном. Этот агиографический памятник наряду с автобиографией представляет большой интерес в силу своей полноты, подробности в изложении событий жизни старца и сведений, не упоминаемых в более поздних печатных изданиях его жития. Схимонах Митрофан написал «Житие» около 1814 года. Главная цель, которую преследовал биограф, — рассказать о жизни старца тем, кто пришел в Нямецкий монастырь уже после кончины учителя, не видел его, но слышал о его подвигах. Поскольку Митрофан присоединился к Паисиеву братству лишь и 1767 г., наиболее интересная часть его повествования начинается с момента переселения братства в Молдавию. Стиль «Жития» отличается простотой и одновременно эмоциональностью. Вся биография пронизана любовью к почившему учителю.

Продолжают книгу «Послания» святого старца к разным лицам. Первое из них – «Письмо Амвросию, Афанасию и Феофану» посвящено важному для Паисиева братства событию — переезду из Секулского Предтеченского монастыря в Свято-Вознесенский Нямецкий. Письмо это, написанное много лет спустя, около 1790 г., повествует и о духовническом служении старца братии. Следующие два послания, вошедшие в книгу, адресованы игумену скита Цыбукан Феодосию. Первое их них носит поучительный характер: старец разъ­ясняет игумену особенность тяжелого подвига настоятельства и увещевает не скорбеть о том, что Феодосий не может нести послушание наравне с прочей братией. Второе послание написано после 1787 г., когда архимандрит Феодосий стал настоятелем Софрониевой пустыни, переселившись в Россию. Поводом к написанию стала неотступная просьба самого отца Феодосия прислать ему переведённые прп. Паисием святоотеческие творения.

Далее в книге представлено еще одно «Послание» - к Агафону, которое было написано во время пребывания старца в Нямце. Получив 19 июня 1793 года письмо от иеросхимонаха Агафона, настоятеля Поляноворонской обители, прп. Паисий не замедлил с ответом. В послании, которое он направил отцу Агафону, старец осуждает ложное и кощунственное мнение иеромонаха Феопемпта об умном делании, которое вызвало недоумение у Поляноворонской братии. Старец Паисий излагает Агафону святоотеческое учение об Иисусовой молитве. В частности, он наставляет, чтобы братия этой обители имели «ревность божественную и веру несомненную к книгам отеческим», учение которых вне сомнения согласно с «Божественным Писанием и разумом всех вселенских Учителей и всей Святой Церкви, так как один и тот же Святой Дух действовал как во вселенских Учителях, так и во святых Отцах, учителях и наставниках монашеского жития». И таким образом, «учение, в отеческих книгах находящееся, есть истинное наставление на путь спасения для хотящих спастись монахов».

Адресат следующих двух посланий — земляк и друг детства прп. Паисия (в крещении Петра), с которым Старец жил в одном доме во время обучения в Киевской Академии. Иерей Димитрий так же, как и Величковский, с детства мечтал о монашестве, и в «Автобиографии» прп. Паисий рассказывает, что они с Димитрием даже договорились вместе покинуть отечество ради монашества. Однако планам юношей помешала сначала внезапная болезнь Петра Величковского, а потом нерешительность самого Димитрия, решившего вернуться в Полтаву, чтобы в последний раз увидеться с любимой матерью, и не внявшего совету Петра не оборачиваться назад. В минуту прощания будущий Старец предсказал другу, что тот не сподобится монашества из-за своей тайной любви к миру, останется в нем и женится. Что и сбылось. Димитрий остался в Полтаве и стал впоследствии белым священником.

Но по-видимому, мечта о монашестве так и не умерла в сердце Димитрия, и уже в зрелом возрасте он задумал оставить семью и принять постриг. Этими планами он поделился с другом детства и просил его совета в этом непростом деле. В первом из писем от 16 мая 1766 года преподобный подробно рассказывает другу о трёх чинах монашества и кратко о своём собственном братстве. Это послание ценно в особенности тем, что оно представляет собой самое подробное описание устроения православного монашества, вышедшее из-под пера Старца. По причине своей важности оно многократно переписывалось, и потому сохранилось в большом количестве копий. Второе письмо было написано старцем Паисием 18 марта 1772 года. Оно совсем небольшое, и в нём преподобный советует Димитрию, что делать, если тот всё же решится оставить мир и уйти в монастырь.

Кроме описанных выше посланий, в эту книгу вошли письма старца, адресатами которых были Мария Петровна Протасьева, в схиме — Марфа, настоятельница Арзамасского Алексеевского женского монастыря, архиепископ Никифор Феотоки, бывший с 1767 г. ректором гимназии в г. Яссах, и пустынные отцы Онуфрий и Николай. Кроме того, в книге представлены избранные проповеди старца на Рождество и на Пострижение, которые являются образцами его гомилетического наследия. В «Слове на Рождество Христово» можно заметить глубокие богословские познания старца, соединенные с аскетическим опытом, и немалую эрудицию, знание Священного Писании, познания в философии. В «Слове на пострижение» автор как опытный аскет, предупреждает вступающего в монастырь о предстоящей постоянной невидимой брани и через образ инока как воина Христова последовательно раскрывает перед новоначальпым весь ход духовной борьбы и завершение оной через сораспятие Христу человека, очищенного от страстей.

 

*** Завершают данное издание «Главы об умной молитве», написанные прп. Паисием в монастыре Драгомирна приблизительно в 1770 году. Поводом для написании этого апологе­тического послания-трактата стала хула некоего неизвестного монаха, которого сам старец называет «суетным умом философом». Это самое важное и объёмное произведение Старца, посвященное умной молитве. Оно изобилует святоотеческими цитатами, но ценно и рассужде­ниями самого преподобного отца. Трактат Паисия разделен на шесть глав и пред­ставляет собой подлинную апологию молитвы Иисусовой, совершаемой умом и сердце. По словам Игнатия Брянчанинова, «учение, так необхо­димое в наше время, о молитве Иисусовой, о коей ныне составляются представления весьма смут­ные и искажённые», изложено здесь прп. Паисием «с образцовой ясностью». Это произведение не потеряет своей актуальности, сколько бы лет не прошло, и сегодня доступно современному читателю благодаря данной книге. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать