Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XX века, 1900—1939: живые голоса эпохи
История Русской Церкви непредставима в отрыве от истории монашества. Какую роль занимало монашество в жизни русского народа на момент того трагического перелома его истории, столетие которого мы отмечаем в этом году, — вопрос очень важный и интересный. Дать возможность читателю самостоятельно сделать выводы на основании документальных свидетельств современников призвана книга «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XX века, 1900—1939: живые голоса эпохи». Жизнь русского монашества в начале XX столетия и его фактически полный разгром в ходе революции и после нее представлены здесь в виде антологии фрагментов мемуаров и дневников непосредственных очевидцев и участников тех событий. Подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***
Книга «Радость кроткого любящего духа» вышла в свет при содействии двух издательств – «Эксмо» и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в серии «Религия. Рассказы о духовной жизни». В предисловии книги издатели пишут: «Замечательный святой XX века, преподобный Иустин (Попович), говорил о монашеской жизни как об «осуществленном Евангелии». Не для каждого сегодня это очевидно, но вряд ли возможно отрицать, что жизнь Православной Церкви без института монашества представить трудно. В каждой церковной культуре, в разные исторические периоды монашество предстает несколько иным, со своими особенностями и отличиями.
Для Русской Церкви и русского церковного народа к началу трагического двадцатого века монашество играло роль необыкновенно значимую. Жизнь монашеская, по сути, воспринималась как эквивалент «настоящей» христианской жизни, служила идеалом и образцом для верующих, окружалась благоговейным почтением. Белое, приходское духовенство в России конца XIX- начала ХХ-го века было погружено в толщу народной жизни и, хотя нередко являло в своей среде примеры настоящего подвижничества, благочестия, духовного опыта и мудрости, все же в глазах простых верующих людей не несло на себе той особой печати духовного избранничества, которая всегда связывалась с монашеским образам жизни.
Действительно, русское монашество к началу XX века было необыкновенно мощным явлением. В 1890-х годах в России существовало почти 800 монастырей и скитов, население их приближалось к 43 000 человек. Монахи составляют 0,06 % всего православного населения России, и, что характерно, число их с середины 19 века постоянно и ощутимо растет (исследователи связывают этот рост прежде всего с последствиями реформы 1861 года, сдвинувшей многие вековые устои крестьянской жизни). Для множества верующих именно монастырь, его духовники и старцы становится основным источником духовного и нравственного научения, именно к монастырским святыням паломничают, в монастырь уходят по обету, монастырю завещают свое имущество после кончины... И конечно, особое отношение было к старчеству. И знаменитых старцев Оптиной пустыни, и других подвижников посещало великое множество народа, тысячи и тысячи людей уносит в сердце их молитву, наставления и советы.
В то же время для многих представителей образованного класса русского общества монашество - конечно, в основном крестьянское по происхождению - представлялось чем-то чуждым и темным. Снисходительно-отстраненное отношение к монахам, зачастую переходящее и в прямую неприязнь, подогреваемую обывательскими рассуждениями о якобы несметных монастырских богатствах, было очень распространено в общественных настроениях первых лет XX века. В ответ на такие настроения церковные мыслители не уставали напоминать: «Монастыри - это самое драгоценное сокровище нашей жизни, наша гордость, с каким бы высокомерным презрением не относились к ним те, кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том, ради чего столь многие люди избирают этот жертвенный путь. Можно, конечно, говорить и о распущенности нравов в некоторых монастырях, и о лености, о бездельничанье монахов, и об их пороках, - нигде контраст между идеалом и жизнью не был так велик, как в монастырях, хотя и нигде больше он не переживался так глубоко и мучительно».
«Мы ценим монастыри, как учреждение, в котором учение Церкви выразилось в самой жизни... Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки, ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен. Они были местом духовного и нравственного воспитания народа». Так писал известный русский философ князь Сергей Николаевич Трубецкой, так мыслили и многие другие ревнители церковных традиций. И вот в таких противоречиях, будучи для кого-то иконой, для кого-то - жупелом, встретило русское монашество драматические события 1917 года. Тогда, в первые послереволюционные дни, мало кто мог почувствовать, какое страшное «красное колесо» начинает свой разбег по России. Потерявший нравственные и духовные ориентиры народ постепенно, но неумолимо все больше и больше вовлекался в вакханалию беспредельного насилия, волной поднимавшегося в стране. Церковь, и монашество в особенности, приняли на себя страшный удар этой волны.
В течение двух десятилетий после революции монашеству в России предстояло, по сути, исчезнуть. И кровавые гонения Гражданской войны, и поэтапное закрытие монастырей - зачастую через их оформление в качестве сельских артелей, и страшная зачистка «Большого террора», добившая тысячи и тысячи монашествующих - все это, казалось бы, должно было завершить историю монашества в России. К 1939 году действующих православных монастырей на территории СССР не осталось; появились они только по присоединению Западных Украины и Белоруссии и прибалтийских государств. Существовавшие тайные монастыри и «катакомбные» общины всячески преследовались и уничтожались; очень немногим из них суждено было сохраниться до поры относительного ослабления гонений. Об этих двух периодах в жизни русского монашества - пред- и послереволюционном, написано немало книг, опубликовано множество исследований и воспоминаний. Представлено оно и в этой книге.
Жизнь русского монашества до и после революции представлены здесь воспоминаний, авторы которых: митрополит Вениамин (Федченков), епископ Арсений (Жадановский), протопресвитер Георгий Шавельский, священник Сергей Дурылин, протоиерей Валериан Кречетов, Сергей Нилус, Сергей Фудель и многие другие. Открывает книгу воспоминания священника Владимира Быкова о старце Нектарии Оптинском, память которого мы празднуем сегодня. Отец Владимир до встречи со старцем был спиритом и являлся издателем нескольких оккультных журналов, возглавлял кружок «Спиритуалистов-догматиков» в Москве. В 1912 году посетил Оптину пустынь. После бесед со старцем Нектарием отошел от спиритизма. В 1918 г. был рукоположен во священника. В 1913 г. издал свою книгу воспоминаний «Тихие приюты для отдыха страдающей души» о поездках в Оптину пустынь и другие русские святые обители.
Далее за воспоминаниями священника Владимира Быкова следует рассказ митрополита Вениамина (Федченкова) также о старце Нектарии, взятый из книги Владыки - «Божии люди». Об оптинском подвижнике вспоминает Иван Михайлович Концевич, а также поэтесса и мемуарист Надежда Александровна Павлович, сотрудница Оптинского музея, помогавшая спасти от уничтожения монастырскую библиотеку и ее рукописный отдел. Эти воспоминания также отражают разделившуюся эпоху на до и после революции, также разделяется и сама книга. Чьи еще воспоминания наполняют ее, с какими еще подвижниками познакомятся наши читатели? Об этом вы узнаете, открыв настоящее издание.
*** Наша книга, пишут издатели, не предлагает читателю ни последовательного исследования этой темы, ни общих выводов о причинах и последствиях тех событий. Цель её в другом - представить живыми эти страницы церковной истории, опираясь на свидетельства их современников и участников. «Мы помним, пишут издатели, - о двояком значении греческого слова «мартис»: изначально обозначая «свидетель», в эпоху христианства оно стало именем свидетельствовавших о своей вере мучеников. Первые десятилетия XX века в России вновь сопрягли эти понятия: свидетельства и мученичества. Для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в духовных истоках катастрофы, столетие которое мы со скорбью вспоминаем в этом году, наша антология, соединившая в себе голоса десятков авторов, десятки личных представлений об эпохе, может оказаться важной в трудном, но очень важном деле духовного осмысления итогов XX века».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 апреля 2024
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!