У книжной полки. 12 февраля

12 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Иоанн Тобольский. Феатрон.

 

Святитель Иоанн (Максимович) - один из особо почитаемых сибирских святых. Он занимал Тобольскую кафедру всего четыре года (с 1711 по 1715 гг.), однако сделал очень много для прославле­ния имени Божия и успел приобрести всеобщую любовь и почита­ние служением на благо Церкви и Отчизне. В народе его величают как святого земли Сибирской и чудотворца. К нему обращаются за помощью как к заступнику перед Богом в бедах, при душевных и телесных недугах и других обстоятельствах. Ревностным служением на благо Отчизне и государю святитель Иоанн внес большой вклад в историю России. Будучи не только богословом, но и стихотворцем, он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочине­ниями и тем вооружил православные умы для деятельного и разум­ного распространения просвещения. Однако не все литературные труды святителя известны современным христианам. Взять, к примеру, его произведение под названием «Феатрон», новейшее издание которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Итак, сегодня на нашей книжной полке представлена одна из книг святителя Иоанна Тобольского, именуемая кратким названием «Феатрон». Эта книга, в отличие от известного всем «Илиотропиона», никогда ранее не переводилась и не переиздавалась. Ее оригинальное издание хранится в Музее книги Российской Государственной библиотеки в фонде «Старопечатные книги». В 2004 году первые попытки перевода «Феатрона» были предприняты матушкой Людмилой Петровой, а также доктором филологи­ческих наук Александрой Павловной Ушаковой и студентами Тю­менского Духовного училища на уроках церковнославянского языка. И наконец, к столетию прославления святителя Иоанна, «Феатрон» с Божьей помощью был издан. Издаваемый вариант книги подготовлен силами православ­ного культурного центра (в Тюмени), его руководителем — Мирос­лавом Юрьевичем Бакулиным, кандидатом философских наук, и главным редактором издательства «Русская неделя» — Тимофеем Алексеевичем Сайфуллиным.

Почему же этот труд срав­нительно малоизвестен в России широкому читателю? Возможно, - считают издатели, - это связано с недостаточными усилиями по популяризации наследия святителя или самим характером этого наследия, так как, например, эта книга предназначена, прежде всего, для начальствующих и правителей. По мнению издателей, это произведение особенно актуально для совре­менного читателя, так как в нем говорится о ценностных поведенчес­ких ориентирах, сохраняющих свою значимость там, где есть отно­шения между людьми, где есть человеческое общество, которое дол­жно жить в соответствии с определенными правилами и законами. Установление ценностных отношений и приоритетов является осно­вой человеческого существования и миропонимания.

Стоит отметить, что «Феатрон» - это переводное произведение (святитель перевел его с латинского сочинения), но все же его текст является оригинальным, так как имеет авторские вкрапления, в особенности касающиеся духовности, нравственных критериев поведения человека в обществе. Главное в этом труде — указание на необходимость чест­ного служения своему Отечеству. Книга носит характер в большей степени светский, поскольку адресована «царям», «владыкам» и «всем начальствующим». Об этом свидетельствует само заглавие книги, перевод которого на русский язык, по мнению Александры Павловны Ушаковой, может звучать так: «Феатрон, или нравоучительное обозрение, для царей, князей, владык и для всех спасительное, в котором тщательно прописано, что делать и со­блюдать и от чего отстраняться начальникам».

В книге имеется тридцать глав, каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности руководителя, любого че­ловека, находящегося у власти и управляющего людьми. В ней гово­рится о ценностных поведенческих ориентирах, показано, как долж­но относиться к подчиненным, каким должен быть нравственный облик начальника. Например, в главе пятой повествуется о том, что труд начальника наполнен трудами и бедами, и чтобы сохранить царство, необходимо много трудиться, быть внимательным к тем, кто его окружает, постоянно бодрствовать. Чтобы доказать основную мысль главы — о тяжести и ответственности находящегося у власти, автор дает много сравнений из истории жизни разных пра­вителей, приводит отдельные притчи, а также свидетельства Свя­щенного Писания. Подобные сравнения мы можем увидеть и в других главах произведения.

Таким образом, при помощи различных сравнений, сопоставле­ний читателю показаны трудности, окружающие начальника, руко­водителя. Автор приводит выдерж­ки из произведений о роли начальствующих в жизни народа, ци­тирует высказывания великих людей о необходимых качествах, присущих человеку, который решил управлять государством, людь­ми. Святитель обеспокоен судьбой своего Отечества и обращается к людям с призывом к разумному управлению государством. Основное его внимание, конечно, обращено к начальствующим, но в то же время это обращение и к любому челове­ку. Каждый на своем месте должен поступать по совести. Таким образом, митрополит Иоанн будит человеческую совесть и говорит о последствиях, ожидающих человека, не следующего велениям своей совести, например: «Ни едино Царство долговременно, идеже Начальство не имеете воздержания, - говорит он. - Тем Римское царство царствующу Нерону сотреся. Его же несытость вся снеде, и погуби, лакомство помрачи, леность сокруши, похоть и гордыня истощи».

Как видим из слов святителя, нарушение заповедей Божиих (любовь к золоту, следование своим удоволь­ствиям, нерадение о детях и др.), приводит к губи­тельным последствиям. Одним из ценностных ориентиров для начальника в «Феатроне» является «добродетель». «Есть особое условие добропорядочной жизни — добродетель», – напоминает святитель любому человеку, стоящему у вла­сти. Далее он говорит о том, что мало идущих правильным (праведным) путем, многие, особенно находящиеся у власти, отвращаются от него, поэтому, зная силу плоти и труднопереноси­мое правление, начальники должны, следуя примеру премудрого Соломона, обращаться к Богу за помощью. Царь Соломон просил у Бога при вступлении на царство: «Сего ради даждь рабу Твоему сер­дце смысленно, на послушание и суждение людем Твоим в прав­ду, еже разумевати посреде добра и зла».

В приводимых примерах из текстов Священного Писания также проводится мысль о необходимости жизни по совести. Святитель подчеркивает, что человек должен помнить о своем предназначении, что он носит в себе образ Божий. Преступление заповедей, нерадение о людях приводят к гибели, святитель Иоанн об этом напоминает неоднократно, приводя яркие примеры из истории властителей. В итоге автор выделяет следующие доминантные признаки «правителя»: Бодрость. Трудолюбие. Мудрость. Молчание. Воздержание. Нестяжание. Милосердие. Аскетизм, а также другие качества. Чтобы подчеркнуть основную идею, заложенную в главе, автор под­тверждает ее отдельными цитатами в стихотворной форме. Эти авторс­кие вкрапления в текст помогают большему осмыслению контек­ста и дублируют его.

К примеру, свое предисловие автор также заключает стихотворением, обращаясь к читателю:

 

Для рассуждения,

Церкви смотрения,

Я, нерассудный,

Предлагаю труд скудный.

Об этом не дивись,

Обо мне помолись,

И сам автор старался,

И многому удивлялся.

Исповедовал Святую веру,

Соблюдая во всем меру.

Как Церковь проповедует,

Так и книга за этим следует.

Поэтому прошу всех, почитайте

И Бога обо мне молить не забывайте.

Будет мне от вас прощение,

Будет и вам от Бога исправление.

На Суде Христа все встретим

И за все дела свои ответим.

Молю благожелательно,

Чтоб Бог дал ума читателю.

И вы об авторе молитесь

Чтоб книга эта совершилась.

 

 

*** Книга святителя Иоанна Тобольского «Феатрон», это, по словам издателей, — глубокий духовный взгляд на власть во всех ее исторических проявлениях. Автор пишет не только о нравственном аспекте управления государством, людьми и самим собою, но и дает невероятное количество примеров для усвоения евангельских истин. Сотни образов святых подвижников, художников и поэтов, императоров и царей, военачальников и простых людей проходят перед нами, создавая нравственное измерение прошедших времен. Эта книга, по сути — энциклопедия власти, данная нам с позиции православного христианина. Она была издана в 1708 году и никогда не переводилась на современный русский язык. Но сегодня, вновь увидевший свет «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского так же, как и более 300 лет назад, послужит добрым советом для всех, ищущих духовной жизни во Христе.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы