У книжной полки. 12 февраля

12 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Иоанн Тобольский. Феатрон.

 

Святитель Иоанн (Максимович) - один из особо почитаемых сибирских святых. Он занимал Тобольскую кафедру всего четыре года (с 1711 по 1715 гг.), однако сделал очень много для прославле­ния имени Божия и успел приобрести всеобщую любовь и почита­ние служением на благо Церкви и Отчизне. В народе его величают как святого земли Сибирской и чудотворца. К нему обращаются за помощью как к заступнику перед Богом в бедах, при душевных и телесных недугах и других обстоятельствах. Ревностным служением на благо Отчизне и государю святитель Иоанн внес большой вклад в историю России. Будучи не только богословом, но и стихотворцем, он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочине­ниями и тем вооружил православные умы для деятельного и разум­ного распространения просвещения. Однако не все литературные труды святителя известны современным христианам. Взять, к примеру, его произведение под названием «Феатрон», новейшее издание которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Итак, сегодня на нашей книжной полке представлена одна из книг святителя Иоанна Тобольского, именуемая кратким названием «Феатрон». Эта книга, в отличие от известного всем «Илиотропиона», никогда ранее не переводилась и не переиздавалась. Ее оригинальное издание хранится в Музее книги Российской Государственной библиотеки в фонде «Старопечатные книги». В 2004 году первые попытки перевода «Феатрона» были предприняты матушкой Людмилой Петровой, а также доктором филологи­ческих наук Александрой Павловной Ушаковой и студентами Тю­менского Духовного училища на уроках церковнославянского языка. И наконец, к столетию прославления святителя Иоанна, «Феатрон» с Божьей помощью был издан. Издаваемый вариант книги подготовлен силами православ­ного культурного центра (в Тюмени), его руководителем — Мирос­лавом Юрьевичем Бакулиным, кандидатом философских наук, и главным редактором издательства «Русская неделя» — Тимофеем Алексеевичем Сайфуллиным.

Почему же этот труд срав­нительно малоизвестен в России широкому читателю? Возможно, - считают издатели, - это связано с недостаточными усилиями по популяризации наследия святителя или самим характером этого наследия, так как, например, эта книга предназначена, прежде всего, для начальствующих и правителей. По мнению издателей, это произведение особенно актуально для совре­менного читателя, так как в нем говорится о ценностных поведенчес­ких ориентирах, сохраняющих свою значимость там, где есть отно­шения между людьми, где есть человеческое общество, которое дол­жно жить в соответствии с определенными правилами и законами. Установление ценностных отношений и приоритетов является осно­вой человеческого существования и миропонимания.

Стоит отметить, что «Феатрон» - это переводное произведение (святитель перевел его с латинского сочинения), но все же его текст является оригинальным, так как имеет авторские вкрапления, в особенности касающиеся духовности, нравственных критериев поведения человека в обществе. Главное в этом труде — указание на необходимость чест­ного служения своему Отечеству. Книга носит характер в большей степени светский, поскольку адресована «царям», «владыкам» и «всем начальствующим». Об этом свидетельствует само заглавие книги, перевод которого на русский язык, по мнению Александры Павловны Ушаковой, может звучать так: «Феатрон, или нравоучительное обозрение, для царей, князей, владык и для всех спасительное, в котором тщательно прописано, что делать и со­блюдать и от чего отстраняться начальникам».

В книге имеется тридцать глав, каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности руководителя, любого че­ловека, находящегося у власти и управляющего людьми. В ней гово­рится о ценностных поведенческих ориентирах, показано, как долж­но относиться к подчиненным, каким должен быть нравственный облик начальника. Например, в главе пятой повествуется о том, что труд начальника наполнен трудами и бедами, и чтобы сохранить царство, необходимо много трудиться, быть внимательным к тем, кто его окружает, постоянно бодрствовать. Чтобы доказать основную мысль главы — о тяжести и ответственности находящегося у власти, автор дает много сравнений из истории жизни разных пра­вителей, приводит отдельные притчи, а также свидетельства Свя­щенного Писания. Подобные сравнения мы можем увидеть и в других главах произведения.

Таким образом, при помощи различных сравнений, сопоставле­ний читателю показаны трудности, окружающие начальника, руко­водителя. Автор приводит выдерж­ки из произведений о роли начальствующих в жизни народа, ци­тирует высказывания великих людей о необходимых качествах, присущих человеку, который решил управлять государством, людь­ми. Святитель обеспокоен судьбой своего Отечества и обращается к людям с призывом к разумному управлению государством. Основное его внимание, конечно, обращено к начальствующим, но в то же время это обращение и к любому челове­ку. Каждый на своем месте должен поступать по совести. Таким образом, митрополит Иоанн будит человеческую совесть и говорит о последствиях, ожидающих человека, не следующего велениям своей совести, например: «Ни едино Царство долговременно, идеже Начальство не имеете воздержания, - говорит он. - Тем Римское царство царствующу Нерону сотреся. Его же несытость вся снеде, и погуби, лакомство помрачи, леность сокруши, похоть и гордыня истощи».

Как видим из слов святителя, нарушение заповедей Божиих (любовь к золоту, следование своим удоволь­ствиям, нерадение о детях и др.), приводит к губи­тельным последствиям. Одним из ценностных ориентиров для начальника в «Феатроне» является «добродетель». «Есть особое условие добропорядочной жизни — добродетель», – напоминает святитель любому человеку, стоящему у вла­сти. Далее он говорит о том, что мало идущих правильным (праведным) путем, многие, особенно находящиеся у власти, отвращаются от него, поэтому, зная силу плоти и труднопереноси­мое правление, начальники должны, следуя примеру премудрого Соломона, обращаться к Богу за помощью. Царь Соломон просил у Бога при вступлении на царство: «Сего ради даждь рабу Твоему сер­дце смысленно, на послушание и суждение людем Твоим в прав­ду, еже разумевати посреде добра и зла».

В приводимых примерах из текстов Священного Писания также проводится мысль о необходимости жизни по совести. Святитель подчеркивает, что человек должен помнить о своем предназначении, что он носит в себе образ Божий. Преступление заповедей, нерадение о людях приводят к гибели, святитель Иоанн об этом напоминает неоднократно, приводя яркие примеры из истории властителей. В итоге автор выделяет следующие доминантные признаки «правителя»: Бодрость. Трудолюбие. Мудрость. Молчание. Воздержание. Нестяжание. Милосердие. Аскетизм, а также другие качества. Чтобы подчеркнуть основную идею, заложенную в главе, автор под­тверждает ее отдельными цитатами в стихотворной форме. Эти авторс­кие вкрапления в текст помогают большему осмыслению контек­ста и дублируют его.

К примеру, свое предисловие автор также заключает стихотворением, обращаясь к читателю:

 

Для рассуждения,

Церкви смотрения,

Я, нерассудный,

Предлагаю труд скудный.

Об этом не дивись,

Обо мне помолись,

И сам автор старался,

И многому удивлялся.

Исповедовал Святую веру,

Соблюдая во всем меру.

Как Церковь проповедует,

Так и книга за этим следует.

Поэтому прошу всех, почитайте

И Бога обо мне молить не забывайте.

Будет мне от вас прощение,

Будет и вам от Бога исправление.

На Суде Христа все встретим

И за все дела свои ответим.

Молю благожелательно,

Чтоб Бог дал ума читателю.

И вы об авторе молитесь

Чтоб книга эта совершилась.

 

 

*** Книга святителя Иоанна Тобольского «Феатрон», это, по словам издателей, — глубокий духовный взгляд на власть во всех ее исторических проявлениях. Автор пишет не только о нравственном аспекте управления государством, людьми и самим собою, но и дает невероятное количество примеров для усвоения евангельских истин. Сотни образов святых подвижников, художников и поэтов, императоров и царей, военачальников и простых людей проходят перед нами, создавая нравственное измерение прошедших времен. Эта книга, по сути — энциклопедия власти, данная нам с позиции православного христианина. Она была издана в 1708 году и никогда не переводилась на современный русский язык. Но сегодня, вновь увидевший свет «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского так же, как и более 300 лет назад, послужит добрым советом для всех, ищущих духовной жизни во Христе.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать