У книжной полки. 11 сентября

11 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

С.А. Нилус. На берегу Божией реки в 2-х томах.

 

Сергей Александрович Нилус. Имя этого выдающегося русского духовного писателя долгое время можно было произносить только полушепотом. Несмотря на то, что большую часть своих произведений Нилус посвятил Оптиной Пустыни, в начале 20 века основной темой его творчества стали апокалиптические события грядущего времени. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали, затем на протяжении более чем полувека имя его было под строжайшим запретом. И даже в эпоху так называемой «гласности», в середине 90-х годов прошлого века, статья о Нилусе была изъята из академического словаря «Русские писатели. 1800-1917». Однако прошло то время, и книги Сергея Александровича вновь выходят в свет в различных издательствах. Так сегодня мы предлагаем вашему вниманию сочинение Нилуса «На берегу Божией реки» выпущенное в 2-х томах Издательством Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. ***

В книге «На берегу Божьей реки», представленной в двух томах, собраны дневниковые записи известного религиозного писателя Сергея Александровича Нилуса. Само название книги имеет следующий смысл: автор называет себя «ловцом жемчуга», фиксирующим на бумаге драгоценные свидетельства проявления в мире Промысла Божия. Автор считает своим долгом поведать читателю о жизни в Оптиной пустыни, о знакомстве с будущими преподобными старцами оптинскими — Варсонофием, Иосифом, Анатолием, Нектарием, настоятелем архимандритом Ксенофонтом, скитоначальником схиигуменом Феодосием, о других насельниках монастыря и паломниках, а также пытается осмыслить тревожные события мировой истории начала XX столетия. Заметки 1909 года помещены в первый том настоящего издания; второй том составляют впечатления и размышления 1910 года, а также тексты разных лет, скомпонованные по тематическому принципу.

И прежде чем перейти к дневниковым запискам, остановимся на кратком жизнеописании писателя, более полный текст которого читатели также найдут на страницах данного издания. Сергей Александрович Нилус, прозаик, публицист и общественный деятель, член Русского Собрания. Родился в Москве 28 августа по старому стилю 1862 года, происходил из семьи крупных дворян-землевладель­цев. Воспитанный в семье, проникнутой идеями мате­риализма и крайнего либерализма, в юности был рав­нодушен к вере и Церкви. По окончании юридического факультета Московского университета Сергей Нилус служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, занимался хозяйствованием в родовом имении Золотарево и публиковал свои заметки в газете «Московские ведомости».

В 1890-е годы в мировоззрении Нилуса произошел глубокий внутренний перелом и как он сам отмечал: «Обращение православного (по крещению) в православную веру». Совершилось это благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре, а так же встречам со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Летом 1900 года Нилус впервые посетил Саровский и Дивеевский монастыри, где познакомился с известными подвижницами - игуменией Марией (Ушаковой) и блаженной Пашей Саровской. В 1902 году он получил в Дивеевском монастыре архив Николая Александровича Мотовилова, собеседника преподобного Серафима Саровского. Среди бумаг Нилус обнаружил уникальные записи - поучения старца и расшифровал их. Опубликованная в 1903 году «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта рус­ских святых.

В 1903 в свет вышла первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая впоследствии пять изданий. В ней автор повествует о встречах с современными подвижниками благочестия, делится впечатлениями от поездок по святым местам России. В 1906 году Нилус женился на фрейлине Елене Александровне Озеровой, предполагая вскоре принять священство и стать сельским пастырем. Однако этим планам не суждено было осуществиться, и в том же году Нилусы покидают Петербург. Тогда же центральное место в жизни и творчестве Нилуса начинает занимать знаменитая Оптина пустынь. «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа», - писал он. А вот как красиво и поэтично описывает он это святое место на страницах данной книги.

«Велика и несравненно прекрасна река Божья — святая Оптина! Течет река эта из источников жизни временной в море вечно-радостного бесконечного жития в царстве незаходимого Света и несет на себе она ладии и своих пустынножителей, и многих других многоскорбных, измученных, страдальческих душ, обретших правду жизни у ног великих оптинских старцев. Каких чудес, каких знамений милости Божией, а также и праведного Его гнева, не таят в себе прозрачно-глубокие, живительные воды этой величаво-прекрасной, таинственно-чудной реки! Сколько раз с живописного берега ее, покрытого шатром пышно-зеленых сосен и елей, обвеянного прохладой кудрявых дубов, кружевом берез, осин и кленов заповедного монастырского леса, спускался мой невод в чистые, как горный хрусталь, бездонные ее глубины, и — не тщетно… О, благословенная Оптина!..»

С 1907 по 1912 год с благословения оптинских старцев супруги Нилусы живут в Оптиной пустыни. В 1909 года Сергей Александрович становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Все эти заметки составляют цикл - «На берегу Божьей реки: Записки православного. Часть 1». В 1923-26 годах писатель несколько раз подвергается обыскам и тюремному заключению, ему чудом удается избежать расстрела. С 1926 по 28 год живет в Чернигове, затем переезжает в с. Крутец Владимирской губернии, где в 1929 году и наступает его кончина. Несмотря на испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжает записывать рассказы о проявлениях святости на Руси, о Государе Николае II Александровиче, и о спасительной силе покаяния. Частично эти заметки публикуются в книге «На берегу Божьей реки. Часть 2».

Свои дневниковые заметки писатель предваряет следующими словами. «С Покрова 1907 года по день Святого Духа 1912 года Богу угодно было поселить меня со всей моей семьей на благословенной земле святой Оптиной пустыни. Отвели мне старцы усадьбу около монастырской ограды, с домом, со всеми угодьями, и сказали: «Живи с Богом, до времени. Если соберемся издавать оптинские листки и книжки, ты нам в этом поможешь; а пока живи себе с Богом около нас: у нас хорошо, тихо!..» И зажили мы, - пишет Нилус, - с благословения старцев, тихою, пустынною жизнью, надеясь и кости свои сложить около угодников оптинских. Господь судил иначе. Слава Богу за все!.. До новолетия 1909 года я был занят разбором старых скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни моих богоданных соседей, насельников святой обители. Плодом этого времени была книга моя «Святыня под спудом» и несколько меньших по объему очерков, нашедших себе приют в изданиях Троице-Сергиевой Лавры.

С первого января 1909 года, - продолжает Нилус, - я положил себе за правило вести ежедневные, по возможности, записки своего пребывания в Оптиной, занося в них все, что в моей совместной с нею жизни представлялось мне выдающимся и достойным внимания. Чего только не повидал я, чего не передумал, не переслушал я за все те незабвенные для меня годы, чего не перечувствовал! Всего не перескажешь, да многого и нельзя рассказать, до времени, по разным причинам слишком интимного свойства. Но многое само просится под перо, чтобы быть поведанным во славу Божию и на пользу душе христианской, братской мне по крови и по вере православной. Откроем же, - приглашает автор, - читатель дорогой, тетради дневников моих и проследим с тобою вместе, что занесло на их страницы благоговейно-внимательное мое воспоминание».

 

*** В эпиграф своих дневниковых записей Сергей Александрович Нилус выносит следующие слова: «Назначение и цель христианского писателя — быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечно разнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем». Этой цели и следовал сам писатель. Ему, как «ловцу жемчугов оптинских» и «собирателю цветов с духовного луга иноческого жития на Руси святой», удалось запечатлеть на страницах дневника яркие образы старцев и насельников Оптиной Пустыни, ее повседневную жизнь, где главными были любовь к ближнему и благодарность Всевышнему за каждую радость, каждое испытание и каждый прожитый день. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать