Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Федор Михайлович Достоевский. Золотые цитаты.
11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский — личность уникальная в истории России, великий русский мыслитель, романист, публицист, философ, один из самых читаемых, известных и влиятельных писателей-психологов в мире. Господь благословил Россию Достоевским: под его пером родились потрясающие по своей точности пророчества о будущем страны, в его произведениях причудливо переплетаются русские характеры, судьбы России, ее горести и надежды, святость русского народа и его потерянность, его одиночество и страдания. И во всем этом Достоевский отчетливо разглядел Бога, Бога во всем: в каждой мелочи, в каждом событии и в каждой черте. Отдавая дань памяти великому русскому писателю, мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны «Золотые цитаты» из произведений Ф.М. Достоевского. Сборник вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. ***
Как отмечают издатели, произведения Ф.М. Достоевского давно «разорваны» на цитаты. Мысли писателя навсегда вошли в копилку лучших афоризмов русских классиков. Однако все чаще, и прежде всего в средствах массовой информации и в Интернете, публикуются «цитаты», приписываемые Федору Михайловичу. В данном сборнике предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли автора, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и конечно же Россия. Каждая цитата снабжена ссылкой на работу автора с указанием тома тридцатитомного академического собрания сочинений и страницы.
В предисловии книги издатели вспоминают слова известного священнослужителя Сербской Православной Церкви и богослова преподобного Иустина (Поповича), который о писателе говорил следующее: «Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько сверхчеловек, что родствен всем <...>, всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех». Видимо, - отмечают издатели, - именно своей мировой отзывчивостью, честностью со своим читателем и непостижимым даром Достоевский смог стать близким народам всего мира.
Его одинаково чтят и в Европе, и в Америке, и в Азии (например, в Японии, где его книги расходятся миллионными тиражами); в крупнейших мировых театрах проходят аншлаговые спектакли по нетленным сюжетам его романов, снимаются фильмы, организуются посвященные его творчеству семинары и конференции. Но особое отношение к Федору Михайловичу — в России. В годы своей жизни после триумфального дебюта с романом «Бедные люди» он не раз становился объектом самой ненавистной и жестокой критики. Его героев считали искусственными, сюжеты — нелогичными, а взгляды на Россию — ошибочными. Не простив писателю его пророчества в романе Бесы» и такой точной и угрожающей карикатуры на российских революционеров, В. И. Ленин называл романы Достоевского покаянным кликушеством, пахучими произведениями и морализирующей блевотиной. Несмотря на все это, писатель оставался близок гражданам советского общества и, кроме того, смог многих из них привести в Церковь, ко Христу.
Но всецело только в современном обществе, свободном от идеологических догм, Федор Михайлович был принят как религиозный мыслитель, душевидец и пророк. Сама жизнь в современной России, с ее проблемами и духовным кризисом, требует новой мысли, которая может быть основана на наследии Достоевского. Именно он способен во многом стать учителем новой России. Как справедливо заметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «нужно говорить о Достоевском и как об огромной величине в политической философии: ведь это он — автор русской идеи, которая, как впоследствии скажет русский философ Владимир Соловьев, заключается в христианском преображении мира на основе истины, красоты и добра». Достоевский внес пока еще недооцененный вклад в русскую общественно-политическую мысль, встав вместе со своим братом Михаилом у истоков почвенничества, прославлявшего межсословную гармонию и особую религиозно-этическую миссию России.
Умер Достоевский 9 февраля 1881 года. Тогда, на похоронах великого писателя, русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев сказал: «А любил он, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав Божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь».
Многочисленные рассуждения, высказывания и переживания Федора Михайловича не могут оставить равнодушным мыслящего человека, их глубинный смысл носит вечный характер. Мысли, высказанные им, не утрачивают своей актуальности, а герои его произведений кажутся нам такими знакомыми и понятными. Для примера прочитаем некоторые «золотые цитаты», тщательным образом собранные на страницах этого издания. Итак, цитата из письма Достоевского к брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». В своем «Дневнике писателя» Федор Михайлович отмечал: «Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно».
В произведении «Подросток» мы находим очень даже любопытное примечание Достоевского о таком качестве человека, как смех. «...Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, - говорит писатель, - то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует, прежде всего, искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? <...> Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно».
А вот что Федор Михайлович говорил о счастье. Снова цитата из писем: «Без страдания и не поймешь счастья. Идеал через страдание переходит, как золото через огонь. Царство Небесное усилием достается». В романе «Бесы» автор от лица Кириллова говорит: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту». «Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять», - отмечает Достоевский в «Дневнике писателя». И еще две цитаты из его статей о русской литературе и из романа «Униженные и оскорбленные» «…Кто верует, - отмечает писатель, - тот силен, а мы веруем и, главное, хотим веровать». «О, благодарю Тебя, Боже, за все, за все, и за гнев Твой, и за милость Твою!.. И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!»
*** О себе Федор Михайлович Достоевский говорил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». И открывая произведения Достоевского, мы утверждаемся в этих словах писателя. Все его произведения, по словам издателей, — это единая нить, сцепы одной драмы; они неразрывно связаны общей мыслью, идеей, в основе которой — результат личного житейского, философского и религиозного опыта писателя и его народа. Именно за это Достоевского с любовью прозвали зеркалом русской души. Читать и перечитывать его книги можно и нужно всю жизнь, с каждым разом открывая в них все новые и новые грани. А начать знакомство с творчеством великого русского писателя можно и с этой книги, на страницах которой собраны самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!