У книжной полки. 11 ноября

11 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Федор Михайлович Достоевский. Золотые цитаты.

 

11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский — личность уникальная в истории России, великий русский мыслитель, романист, публицист, философ, один из самых читаемых, известных и влиятельных писателей-психологов в мире. Господь благословил Россию Достоевским: под его пе­ром родились потрясающие по своей точности пророчества о будущем страны, в его произве­дениях причудливо переплетаются русские ха­рактеры, судьбы России, ее горести и надежды, святость русского народа и его потерянность, его одиночество и страдания. И во всем этом Достоевский отчетливо разглядел Бога, Бога во всем: в каждой мелочи, в каждом событии и в каждой черте. Отдавая дань памяти великому русскому писателю, мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны «Золотые цитаты» из произведений Ф.М. Достоевского. Сборник вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. ***

Как отмечают издатели, произведения Ф.М. Достоевского давно «разорваны» на цитаты. Мысли писателя навсегда вошли в копилку лучших афоризмов русских классиков. Однако все чаще, и прежде всего в средствах массовой информации и в Интернете, публикуются «цитаты», приписываемые Федору Михайловичу. В данном сборнике предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли автора, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и конечно же Россия. Каждая цитата снабжена ссылкой на работу автора с указанием тома тридцатитомного академического собрания сочинений и страницы.

В предисловии книги издатели вспоминают слова известного священнослужителя Сербской Православной Церкви и богослова преподобного Иустина (Поповича), который о писателе говорил следующее: «Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мучени­ка, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все при­надлежат ему. Он настолько человек, настоль­ко сверхчеловек, что родствен всем <...>, всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех». Видимо, - отмечают издатели, - именно своей мировой отзывчи­востью, честностью со своим читателем и непо­стижимым даром Достоевский смог стать близ­ким народам всего мира.

Его одинаково чтят и в Европе, и в Америке, и в Азии (например, в Японии, где его книги расходятся миллионны­ми тиражами); в крупнейших мировых театрах проходят аншлаговые спектакли по нетленным сюжетам его романов, снимаются фильмы, ор­ганизуются посвященные его творчеству семи­нары и конференции. Но особое отношение к Федору Михайловичу — в России. В годы своей жизни после триумфального дебюта с рома­ном «Бедные люди» он не раз становился объек­том самой ненавистной и жестокой критики. Его героев считали искусственными, сюжеты — не­логичными, а взгляды на Россию — ошибочными. Не простив писателю его пророчества в романе Бесы» и такой точной и угрожающей карикату­ры на российских революционеров, В. И. Ленин называл романы Достоевского покаянным кликушеством, пахучими произведениями и мора­лизирующей блевотиной. Несмотря на все это, писатель оставался близок гражданам советско­го общества и, кроме того, смог многих из них привести в Церковь, ко Христу.

Но всецело только в современном обществе, свободном от идеологических догм, Федор Михайлович был принят как религиозный мыслитель, душевидец и пророк. Сама жизнь в современной России, с ее проблемами и духовным кризисом, требует новой мысли, которая может быть основана на наследии Достоевского. Именно он способен во многом стать учителем новой России. Как спра­ведливо заметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «нужно говорить о Достоевском и как об огромной величине в политической философии: ведь это он — автор русской идеи, которая, как впоследствии скажет русский фи­лософ Владимир Соловьев, заключается в хри­стианском преображении мира на основе ис­тины, красоты и добра». Достоевский внес пока еще недооцененный вклад в русскую обществен­но-политическую мысль, встав вместе со своим братом Михаилом у истоков почвенничества, прославлявшего межсословную гармонию и осо­бую религиозно-этическую миссию России.

Умер Достоевский 9 февраля 1881 года. Тогда, на похоронах великого писателя, русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев сказал: «А любил он, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внеш­ним насилием и над всяким внутренним падени­ем. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав Божественную силу в душе, пробивающуюся че­рез всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь».

Многочисленные рассуждения, высказывания и переживания Федора Михайловича не могут оставить равнодушным мыслящего человека, их глубинный смысл носит вечный характер. Мысли, высказанные им, не утрачивают своей актуальности, а герои его произведений кажут­ся нам такими знакомыми и понятными. Для примера прочитаем некоторые «золотые цитаты», тщательным образом собранные на страницах этого издания. Итак, цитата из письма Достоевского к брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». В своем «Дневнике писателя» Федор Михайлович отмечал: «Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно».

В произведении «Подросток» мы находим очень даже любопытное примечание Достоевского о таком качестве человека, как смех. «...Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, - говорит писатель, - то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует, прежде всего, искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего ча­ще смеются злобно. Искренний и беззлоб­ный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди ве­селиться? <...> Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскуси­те, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг ока­жется как на ладони. Только с самым выс­шим и с самым счастливым развитием че­ловек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно».

А вот что Федор Михайлович говорил о счастье. Снова цитата из писем: «Без страдания и не поймешь счастья. Идеал через страдание переходит, как золото через огонь. Царство Небесное усилием достается». В романе «Бесы» автор от лица Кириллова говорит: «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту». «Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять», - отмечает Достоевский в «Дневнике писателя». И еще две цитаты из его статей о русской литературе и из романа «Униженные и оскорбленные» «…Кто верует, - отмечает писатель, - тот силен, а мы веруем и, главное, хотим веровать». «О, благодарю Тебя, Боже, за все, за все, и за гнев Твой, и за милость Твою!.. И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту минуту благодарю!»

 

*** О себе Федор Михайлович Достоевский говорил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». И открывая произведения Достоевского, мы утверждаемся в этих словах писателя. Все его произведения, по словам издателей, — это единая нить, сцепы одной драмы; они неразрыв­но связаны общей мыслью, идеей, в основе которой — результат личного житейского, философского и религиозного опыта писателя и его народа. Именно за это Достоевского с лю­бовью прозвали зеркалом русской души. Читать и перечитывать его книги мож­но и нужно всю жизнь, с каждым разом откры­вая в них все новые и новые грани. А начать знакомство с творчеством великого русского писателя можно и с этой книги, на страницах которой собраны самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать