У книжной полки. 11 июля

11 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Пусть говорит Бог. Из бесед греческих духовников.

 

«Кто сказал, что человек рядом с Богом не столкнется с непредвиденными ситуациями? Что с ним не произойдет то, чего он не ожидал? Нет, - говорит архимандрит Андрей (Конанос), - не думай, что рядом со Христом, любя Господа, ты не будешь подвергаться жизненным испытаниям. Будешь и очень многим. С одной лишь разницей: ты будешь знать, как их преодолевать». О том, как пережить боль и начать решать то, что кажется неразрешимым, емко, точно, глубоко, исходя из опыта жизни, освещенной светом незримого очами духовного мира, говорят замечательные греческие пастыри в новой книге издательства Сретенского монастыря - «Пусть говорит Бог. Из бесед греческих духовников». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Эта книга содержит фрагменты бесед известных духовников: митрополита Афанасия (Николау), архимандрита Андрея (Конаноса), архимандрита Георгия (Капсаниса), митрополита Николая (Хаджиниколау), архимандрита Амфилохия (Макриса), архимандрита Емилиана (Вафидиса). В книге использованы материалы как не издававшиеся ранее, так и уже опубликованные на интернет-порталах «Православие.Ru», «Татьянин день», «Православие и мир». В предисловии составитель книги и переводчик с новогреческого — Александра Никифорова пишет: «В годы своей учебы на отделении классической филологии Московского университета я мечтала попасть в Грецию, о которой читала и которую заочно любила, увидеть своими глазами ее скалистые горы, поросшие кедрами и платанами, оливковые рощи и виноцветное море.

Я хотела посетить землю, воспетую Гомером и Кавафисом, подарившую миру Парфенон и невероятные золотые мозаики, которые нам показывали на лекциях по истории визан­тийского искусства. Мечта сбылась очень скоро: благодаря летним курсам при Институте балканских исследований, я оказалась в сердце греческой Византии, Салониках, маленьком, уютном прибрежном городке, живущем под покровом Александра Македонского, мученика Димитрия Мироточивого Солунского и создателей славянской пись­менности святых Кирилла и Мефодия. В свободное от занятий время мы бродили по Салоникам, изучая древние храмы и их живопись, были завсегдатаями библиотеки богословского факультета, таившей сокровища, еще не известные в 1990-е годы в Москве. Постепенно через книги и памятники архитектуры нам приоткрывался совершенно неведомый мир, живая встреча с которым произошла тем же летом, в Благовещенском монастыре на Патмосе.

После этого прошло 10 лет, но все эти годы, по словам составителя книги, земля Греции ждала и помнила ее. «И сегодня, - говорит Александра Никифорова, - здесь, под порою пасмурным московским небом, я тоже помню о Греции и храню в сердце любовь к ней. Греция распахнула мне (да и многим из нас, кто учился, ра­ботал или отдыхал там) дверь в новый мир, незримый, но намного более живой, чем наша повседневная жизнь с ее распадом семьи, депрессиями, конфликтами поколений, наркоманией, неизлечимыми болезнями, одиночеством, смертью. В этот мир нас вводят замечательные греческие пастыри, говорящие точно и глубоко, исходя из опыта жизни, освещенной светом того, незримого очами, духовно­го мира: даже из самой глубокой пропасти ада всегда есть выход, есть освобождение. О том, как сделать шаг к этому, и говорится на страницах книги.

Открывают данное издание беседы с митрополитом Лимасольским Афанасием, проповедником, духовником, миссионером. После окончания богословского факультета университета в Фессалониках Владыка ушел на Афон, где в 1982 году принял монашество и священство. Спустя девять лет вернулся на родину, на Кипр. Там возглавлял древний монастырь Махерас, с 1999 года избран митрополитом Лимасольским. Ведет широкую просветительскую и социальную работу на Кипре. Часть своей беседы автор посвящает святой Горе Афон и старцу Паисию, память которого мы празднуем 12 июля. О встрече со старцем Владыка рассказывает следующее: «Сразу после окончания школы в 1976 году я стал студентом богословского факультета Фессалоникийского университета. От разных своих однокурсников я услышал о Святой Горе, и мне очень захотелось там побывать. И вот в сентябре 1976 года я впервые отправился на Афон.Этот мой визит, - вспоминает Владыка, - оказался трагичным. Мне совсем там не понравилось, и утром следующего же дня я уехал. И сказал себе: «Все, и речи быть не может о том, чтобы я сюда вернулся снова!» Столь неприятным, столь мрачным, столь угнетающим показалось мне само место. Разумеется, это было искушение; не подумайте, пожалуйста, что там и на самом деле так! Виноват был я, а вовсе не место, однако вот такая картина нарисовалась в моем воображении. Не забывайте, что я происходил из среды, где не имели особого пред­ставления о монашеской жизни и об Афоне. Вернувшись, я продолжал постоянно слышать от однокурсников, как же славно на Святой Горе, и было стыдно признаться, что мне там совсем не понравилось. Через пару недель я решился снова поехать на Афон. Я уже слышал от однокурсников о старце Паисии, о батюшке Ефреме Катунакском, о некоторых других старцах, которые поистине сияли в то время подобно светильникам на святогорском небосводе.

К старцу, - рассказывает митрополит Афанасий, - я отправился с одним иеродиаконом, ныне почившим. Отец Паисий жил тогда на Капсале, в келье Честного Креста. Я с волнением ожидал встречи, потому что по дороге диакон рассказывал разные истории о чудесах и пророчествах старца, и я боялся, что он разоблачит все сокровенные тайны моего сердца и пинками прогонит меня из своей кельи. Мы позвонили в звонок и стали ждать. На двери кельи висела табличка, которая произвела на меня сильное впечатление: «Лучше не занимайте меня пустыми беседами, я больше помогу вам молитвой». В какое-то мгновение послышался голос. Я увидел старчика, завернутого в зеленое полосатое одеяло. Он, пошатываясь, медленно поднимался по дорожке, что­бы открыть нам калитку. Диакон мне говорит: «Это старец Паисий!» — «Это старец Паисий?» У меня моментально пропало настроение. Я-то ожидал уви­деть такого... Не знаю, что я там себе напридумывал, неважно... Преисполненный недоумения и нетерпе­ния, я жаждал увидеть, что это за человек.

Приблизительно через десять дней будущий архиерей снова навестил старца Паисия. Старец, - вспоминает Владыка, - уже был совершенно другим. И с той поры, с октября 1976 года, по слову псалмопевца, к Тебе прилепилась душа моя (Пс. 62, 9), моя душа прилепилась к этому старцу, и я чувствовал, что с ним был Бог, и Он был сущим! Первое, в чем я окончательно убедился удивитель­ным образом, общаясь со старцем Паисием, — то, что говорит Христос в Евангелии, то, что говорили свя­тые отцы, о чем рассказывается в житиях святых, все то, что было написано и сказано в Церкви, — все это оказалось правдой. В моей душе не осталось ни малей­шего сомнения, ни в чем, сказанном в Евангелии. Многие его чудеса я видел своими глазами. Но, как отмечает Владыка, - он хотел бы обратить наше внимание не столько на чудеса старца Паисия, сколько на то, что действительно отличало его от других, и на то, что сделало его столь великим святым.

Его выделяла огромная любовь к Богу, безграничная любовь, которая сводила к нулю его любовь к самому себе. Этот человек превзошел законы природы, его жизнь была сильным и явным присутствием благодати. Отец Паисий был совершенно нестяжательным человеком, у него не было ничего, даже необходимого человеку пропитания. Там, где он жил, не существо­вало никакого человеческого утешения, абсолютно ничего, поэтому была так заметна любовь Божия, бла­годать Божия в жизни старца. И Бог пребывал с ним постоянно, и «рука Господня была присно на нем». Я верил и всецело верю, - говорит митрополит Афанасий, - что речь идет о великом святом Православной Церкви наших дней, и в моем со­знании он уже причислен к великим святым». Эта беседа была записана до канонизации старца Паисия. Митрополиту Афанасию посчастливилось знать старца в течение 18 лет. И сегодня он делится с нами тем, что сам видел и слышал, находясь подле отца Паисия. Кроме того он говорит на другие духовные и житейские темы, как прочем и другие авторы данной книги.

 

*** Когда человек приходит в Церковь, он думает, что если рядом с Богом, то у него все будет в порядке: «Моя работа будет в порядке, мое здоровье – в порядке, дети и семья – в порядке». «Но, замечает митрополит Афанасий Лимассольский, - Христос, ведь нам этого не говорил. Христос не кудесник. Он говорил нам, чтобы мы любили друг друга, и что в жизни мы встретим много скорбей. Но из этих скорбей мы должны извлечи духовную пользу, и Сам Христос скорби обращает в благословение. Они приводят нас в Царствие Божие, через наше терпение в несении скорбей мы сподобляемся, заслуживаем его». На эту тему беседуют с читателями замечательные греческие пастыри в книге - «Пусть говорит Бог».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать