У книжной полки. 11 августа

11 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Закон Божий в 5-ти томах. YMCA-PRESS.

 

Почти два десятилетия тому назад Издательский центр «ТЕРРА» полумиллионным тиражом выпустил в свет репринтное издание «Закона Божия» в 5 книгах на основе издания, выпущенного в Париже в 1956 году YMCA-PRESS. Появление этих книг о Православной вере стало большим событием в светском и духовном книгоиздании новой демократической России, где свобода вероисповедания превратилась из декларируемой в реальную. Миллионы россиян вновь обрели возможность приобщения к духовно-религиозным корням, и книги быстро разошлись по домашним и церковным библиотекам. Прошло несколько лет. И вот, пятитомное обновленное издание «Закона Божия», выпущенное в свет Издательством «Книжный Клуб Книговек», вновь появилось на книжных прилавках. Об этом издании далее в нашей программе. ***

По словам издателей, пятитомный «Закон Божий» является одним из самых удачных опытов в истории создания подоб­ного рода книг о православной вере. Текст написан богословски корректно и достаточно систематично. Композиция издания - распределение учебного материала по пяти томам - органична и отвечает требованиям, предъявляемым к учебным книгам о православной вере. Следует обратить внимание на существенную особенность, присущую настоящему изданию. Оно рассчитано на детей от 8 до 12 лет, а каждый том адресован определенному возрасту: по одному тому в год. При этом первый из них является как бы кратким «конспектом» всего материала, собранного на страницах последующих четырех книг. В частности, первый том содержит предварительные понятия о Боге, окру­жающем мире, о вере и молитве, о Таинствах Православной Церкви, последовательно излагает истории Ветхого и Нового Заветов, а так­же рассказывает о житиях некоторых особо чтимых святых.

Во второй том входят объяснение Символа Веры и пра­вославного богослужения. Как отмечают издатели, велика и трудна задача передать все богатство ве­роучения и богослужения Православной церкви, при­спосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоя­щая книга является, быть может, лишь одним из пер­вых шагов к ее разрешению. Содержание этой книги требует большего усилия и напряжения мысли, со стороны читающего ее подростка, чем при чтении рассказов из Священной истории. Тем не менее, составители не хотели ее упрощать, так как в современных условиях, книга по Закону Божию нередко может оказаться единственным первоначальным источником знаний о Боге, открывающим путь к Его познанию. Поэтому составители стремились сделать пособие максимально содержательным, что­бы оно могло служить как бы справочной, настоль­ной книгой об основах веры и богослужения.

Следующий, третий том, является пособием для первоначально­го изучения Слова Божия в классах или в молодежном кругу. Он содержит в себе рассказ о главных событиях зем­ной жизни Господа Иисуса и излагает осно­вы Его учения о Царствии Божием. Однако, по словам издателей, книга далеко не исчерпывает всего содержания Евангелия. Многие притчи и чудеса не вошли в изложение, также как и объяснение описанных чудес совершенно не претендует на исчерпывающую полноту. Предмет изуче­ния необъятен. Школьное руководство может дать лишь общее понятие об Евангельской истории и указать путь к дальнейшему, более глубокому изучению Нового Завета. Один из русских богословов-поэтов сказал про Евангелие, что оно как звездное небо — чем больше и внимательнее в него всматриваешься, тем больше новых и новых звезд от­крывается взору наблюдателя, но всех небесных светил не может обнять человеческое око. Мириады их погружены в бесконечных глубинах небесного свода.

И Евангелие Христово - чем глубже и внимательнее в него вчитываешься, тем яснее оно открывает верующей душе истину о Боге и Человеке. Жизнь наша скоротечна, а содержание Евангелия неисчерпаемо. Поэтому чтение и изучение Слова Божия должно продолжаться всю нашу жизнь. Евангелие не похоже ни на какую другую книгу, кото­рую можно просто изучить и отложить в сторону. Еванге­лие, в зависимости от состояния души человека и в различ­ные возрасты и моменты его духовной жизни, открывает новые и новые истины. Поэтому эта Святая книга должна быть настольной для ежедневного чтения в наиболее спокойные минуты дня. А для первоначального знакомства с ним и предлагается это элементарное издание. Его легко прочесть сразу от начала до конца, посвятив неторопливому чтению два-три спокойных, свободных дня. Затем книгу надо изучать понемногу, по отдельным главам. Необходимейшим добавлением к изучению должны служить указанные в руководстве тексты Священного Пи­сания, а затем, конечно, рассказы и толкования законоучителя или опытного руководителя.

Важно также, отмечают составители, иметь под рукою какое-либо авторитетное толкование Евангелия. Кроме того, опыт Святых Отцов учит нас, что Евангелие надо читать молитвенно, доверчиво и беспристрастно. Перед чтением надо всегда усердно помолиться Богу, чтобы Он «отверз ум наш к ураз­умению Святого Писания». Без этого изучение становится теоретическим, бесплодным для души и непрочным для жизни, как «дом, построенный на песке, без фундамента». Особенно важно вслушиваться в чтение Евангелия во время богослужения в храме. Молитвы, совершаемые священнослужителями, Таинства и вся обстановка храма, чуждая житейской суеты, располагает верующую, а иногда и сомневающуюся душу молящегося, к восприятию Боже­ственного Семени — Слова Божия. Многие примеры из житий святых, а также из нашей современной жизни, показали, что услышанное в Церкви Евангельское слово часто меняло всю жизнь человека и на­правляло грешника на путь мира, радости и спасения.

Четвертый том Закона Божия является пособием для изучения Нового Завета, а именно: «Деяний», «Посланий» и «Откровения» Иоанна Богослова. Хотя многие события апостольского века рас­сматриваются в книге в рамках древней истории, однако, смысл самой исто­рии здесь понимается, как исполнение пророчеств о рождении Христа и явлении Царствия Божия на земле. Не надо забывать, что изучение исторических книг Священного Писания не похоже на обычное изучение гражданской истории. Священное Писание есть прежде всего слово Божие, откровение веры во Христа, как Богочеловека и Искупителя человечества от греха и смерти. Следовательно, в основе изучения, как Четвероевангелия, так и всех апостольских пи­саний, должна лежать, прежде всего, вера в Бога. Без веры изучение носило бы теоретический, отвлечен­ный характер. Таким образом, на основании письменных памятников I века, 4-й том Закона Божия показывает общую картину апостольской проповеди и жизни первохристианской Церкви.

При составлении предлагаемого руководства предполагалось дать хронологически связанное из­ложение «Деяний», «Посланий» и «Откровения», но толкование текста, кроме объяснений, необходимых для ясности изложения, не входило в задачу. Попыт­ки общего толкования, которые можно было бы дать в отрывках святоотеческих писаний и которых суще­ствует очень много в церковной литературе, неверо­ятно увеличили бы объем книги, а, главное, отвлекли бы внимание начинающего читателя от общей карти­ны апостольской проповеди I века. К счастью, текст Священного Писания вообще не представляет собою особых трудностей: смысл его открывается всякой искренней и ищущей душе. Ап. Павел, описанию жизни и трудов которого посвяще­на большая часть «Деяний» и «Посланий», сам гово­рил коринфянам о своей проповеди: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего; кроме Иисуса Христа, и притом распятого... И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 2-4).

В пятой же, заключительной книге, в общих чертах рассказывается, как развивалась жизнь христианской Церкви после апостольского века и как воспринимали люди учение Христово в течение веков до наших дней. В четвертом томе были подробно изложены события до 64 года, связан­ные с проповедью апостолов Петра и Павла, а отчасти и других апостолов, поскольку о них говорится в книгах Священного Писания Нового Завета. В этом томе даны сведения о трудах других апостолов в первый период их благовествования, а, начиная с 64 года, представлен си­стематический рассказ о событиях. Первая часть пятого тома посвящена Общей Истории Церк­ви, вторая более подробно излагает Историю Русской Церкви. Общая часть делится на пять глав, соответственно с пе­риодами, через которые прошла жизнь Церкви за два ты­сячелетия.

 

*** Настоящее пятитомное издание, предназначено для юношества, но оно может быть очень полезно и для взрослых, так как в кратком из­ложении содержит всю Историю Церкви. При подготовке этого пятитомника составители стремились не просто дать детям знания по Закону Божию, но и, на­сколько это возможно для детского понимания, передать полное и цельное православное мировоззрение. Мы надеемся, - говорят издатели, - что это издание, как и несколько лет назад, будет востребовано, и в качестве пособия, предназначенного для обуче­ния основам православия, принесет духовную поль­зу не только учащимся православных гимназий и воскресных школ, но также и всем тем, кто делает первые шаги к Храму. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать