Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Закон Божий в 5-ти томах. YMCA-PRESS.
Почти два десятилетия тому назад Издательский центр «ТЕРРА» полумиллионным тиражом выпустил в свет репринтное издание «Закона Божия» в 5 книгах на основе издания, выпущенного в Париже в 1956 году YMCA-PRESS. Появление этих книг о Православной вере стало большим событием в светском и духовном книгоиздании новой демократической России, где свобода вероисповедания превратилась из декларируемой в реальную. Миллионы россиян вновь обрели возможность приобщения к духовно-религиозным корням, и книги быстро разошлись по домашним и церковным библиотекам. Прошло несколько лет. И вот, пятитомное обновленное издание «Закона Божия», выпущенное в свет Издательством «Книжный Клуб Книговек», вновь появилось на книжных прилавках. Об этом издании далее в нашей программе. ***
По словам издателей, пятитомный «Закон Божий» является одним из самых удачных опытов в истории создания подобного рода книг о православной вере. Текст написан богословски корректно и достаточно систематично. Композиция издания - распределение учебного материала по пяти томам - органична и отвечает требованиям, предъявляемым к учебным книгам о православной вере. Следует обратить внимание на существенную особенность, присущую настоящему изданию. Оно рассчитано на детей от 8 до 12 лет, а каждый том адресован определенному возрасту: по одному тому в год. При этом первый из них является как бы кратким «конспектом» всего материала, собранного на страницах последующих четырех книг. В частности, первый том содержит предварительные понятия о Боге, окружающем мире, о вере и молитве, о Таинствах Православной Церкви, последовательно излагает истории Ветхого и Нового Заветов, а также рассказывает о житиях некоторых особо чтимых святых.
Во второй том входят объяснение Символа Веры и православного богослужения. Как отмечают издатели, велика и трудна задача передать все богатство вероучения и богослужения Православной церкви, приспосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоящая книга является, быть может, лишь одним из первых шагов к ее разрешению. Содержание этой книги требует большего усилия и напряжения мысли, со стороны читающего ее подростка, чем при чтении рассказов из Священной истории. Тем не менее, составители не хотели ее упрощать, так как в современных условиях, книга по Закону Божию нередко может оказаться единственным первоначальным источником знаний о Боге, открывающим путь к Его познанию. Поэтому составители стремились сделать пособие максимально содержательным, чтобы оно могло служить как бы справочной, настольной книгой об основах веры и богослужения.
Следующий, третий том, является пособием для первоначального изучения Слова Божия в классах или в молодежном кругу. Он содержит в себе рассказ о главных событиях земной жизни Господа Иисуса и излагает основы Его учения о Царствии Божием. Однако, по словам издателей, книга далеко не исчерпывает всего содержания Евангелия. Многие притчи и чудеса не вошли в изложение, также как и объяснение описанных чудес совершенно не претендует на исчерпывающую полноту. Предмет изучения необъятен. Школьное руководство может дать лишь общее понятие об Евангельской истории и указать путь к дальнейшему, более глубокому изучению Нового Завета. Один из русских богословов-поэтов сказал про Евангелие, что оно как звездное небо — чем больше и внимательнее в него всматриваешься, тем больше новых и новых звезд открывается взору наблюдателя, но всех небесных светил не может обнять человеческое око. Мириады их погружены в бесконечных глубинах небесного свода.
И Евангелие Христово - чем глубже и внимательнее в него вчитываешься, тем яснее оно открывает верующей душе истину о Боге и Человеке. Жизнь наша скоротечна, а содержание Евангелия неисчерпаемо. Поэтому чтение и изучение Слова Божия должно продолжаться всю нашу жизнь. Евангелие не похоже ни на какую другую книгу, которую можно просто изучить и отложить в сторону. Евангелие, в зависимости от состояния души человека и в различные возрасты и моменты его духовной жизни, открывает новые и новые истины. Поэтому эта Святая книга должна быть настольной для ежедневного чтения в наиболее спокойные минуты дня. А для первоначального знакомства с ним и предлагается это элементарное издание. Его легко прочесть сразу от начала до конца, посвятив неторопливому чтению два-три спокойных, свободных дня. Затем книгу надо изучать понемногу, по отдельным главам. Необходимейшим добавлением к изучению должны служить указанные в руководстве тексты Священного Писания, а затем, конечно, рассказы и толкования законоучителя или опытного руководителя.
Важно также, отмечают составители, иметь под рукою какое-либо авторитетное толкование Евангелия. Кроме того, опыт Святых Отцов учит нас, что Евангелие надо читать молитвенно, доверчиво и беспристрастно. Перед чтением надо всегда усердно помолиться Богу, чтобы Он «отверз ум наш к уразумению Святого Писания». Без этого изучение становится теоретическим, бесплодным для души и непрочным для жизни, как «дом, построенный на песке, без фундамента». Особенно важно вслушиваться в чтение Евангелия во время богослужения в храме. Молитвы, совершаемые священнослужителями, Таинства и вся обстановка храма, чуждая житейской суеты, располагает верующую, а иногда и сомневающуюся душу молящегося, к восприятию Божественного Семени — Слова Божия. Многие примеры из житий святых, а также из нашей современной жизни, показали, что услышанное в Церкви Евангельское слово часто меняло всю жизнь человека и направляло грешника на путь мира, радости и спасения.
Четвертый том Закона Божия является пособием для изучения Нового Завета, а именно: «Деяний», «Посланий» и «Откровения» Иоанна Богослова. Хотя многие события апостольского века рассматриваются в книге в рамках древней истории, однако, смысл самой истории здесь понимается, как исполнение пророчеств о рождении Христа и явлении Царствия Божия на земле. Не надо забывать, что изучение исторических книг Священного Писания не похоже на обычное изучение гражданской истории. Священное Писание есть прежде всего слово Божие, откровение веры во Христа, как Богочеловека и Искупителя человечества от греха и смерти. Следовательно, в основе изучения, как Четвероевангелия, так и всех апостольских писаний, должна лежать, прежде всего, вера в Бога. Без веры изучение носило бы теоретический, отвлеченный характер. Таким образом, на основании письменных памятников I века, 4-й том Закона Божия показывает общую картину апостольской проповеди и жизни первохристианской Церкви.
При составлении предлагаемого руководства предполагалось дать хронологически связанное изложение «Деяний», «Посланий» и «Откровения», но толкование текста, кроме объяснений, необходимых для ясности изложения, не входило в задачу. Попытки общего толкования, которые можно было бы дать в отрывках святоотеческих писаний и которых существует очень много в церковной литературе, невероятно увеличили бы объем книги, а, главное, отвлекли бы внимание начинающего читателя от общей картины апостольской проповеди I века. К счастью, текст Священного Писания вообще не представляет собою особых трудностей: смысл его открывается всякой искренней и ищущей душе. Ап. Павел, описанию жизни и трудов которого посвящена большая часть «Деяний» и «Посланий», сам говорил коринфянам о своей проповеди: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего; кроме Иисуса Христа, и притом распятого... И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 2-4).
В пятой же, заключительной книге, в общих чертах рассказывается, как развивалась жизнь христианской Церкви после апостольского века и как воспринимали люди учение Христово в течение веков до наших дней. В четвертом томе были подробно изложены события до 64 года, связанные с проповедью апостолов Петра и Павла, а отчасти и других апостолов, поскольку о них говорится в книгах Священного Писания Нового Завета. В этом томе даны сведения о трудах других апостолов в первый период их благовествования, а, начиная с 64 года, представлен систематический рассказ о событиях. Первая часть пятого тома посвящена Общей Истории Церкви, вторая более подробно излагает Историю Русской Церкви. Общая часть делится на пять глав, соответственно с периодами, через которые прошла жизнь Церкви за два тысячелетия.
*** Настоящее пятитомное издание, предназначено для юношества, но оно может быть очень полезно и для взрослых, так как в кратком изложении содержит всю Историю Церкви. При подготовке этого пятитомника составители стремились не просто дать детям знания по Закону Божию, но и, насколько это возможно для детского понимания, передать полное и цельное православное мировоззрение. Мы надеемся, - говорят издатели, - что это издание, как и несколько лет назад, будет востребовано, и в качестве пособия, предназначенного для обучения основам православия, принесет духовную пользу не только учащимся православных гимназий и воскресных школ, но также и всем тем, кто делает первые шаги к Храму.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!