Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнеописание схимонахини Рахили.
В ночь с 9 на 10 октября 1928 года в Спасо-Бородинском женском монастыре Московской епархии блаженно скончалась великая подвижница, старица, схимонахиня Рахиль. В последние годы своей долгой жизни она несла подвиг старчества - ответственный и очень сложный, особенно в современных ей тяжелых условиях. Матушка Рахиль принимала у себя в маленькой келии страждущий народ, и всем приходящим была ласковая утешительница, верная наставница и добрая руководительница. Ей посвящена книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и называется «Жизнеописание схимонахини Рахили». ***
Жизнеописание великой подвижницы 20 века - старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили, написал ее духовный сын - протоиерей Сергий Лебедев, священник Богоявленского храма села Дровнино. Отец Сергий - потомственный священник, принял приход от своего отца Александра Лебедева. Он был поистине «пастырем добрым» своему словесному стаду, очень хорошо служил, не терпел разговоров в церкви, отличался интеллигентностью, пользовался авторитетом у местных жителей, преподавал в церковно-приходской школе Закон Божий. Батюшка любил работу на земле: сам пахал и бороновал, сеял рожь, молотил. В 1920-х годах о. Сергий усыновил троих сирот: двух мальчиков и девочку-младенца, и приютил их бабушку. В конце жизни, отдав свой большой двухэтажный дом под школу, жил при церкви. Протоиерей Сергий Лебедев блаженно скончался летом 1934 года, в возрасте около семидесяти лет, его отпевание совершал собор духовенства.
Как пишет сам отец Сергий в предисловии, «для всех почитателей и почитательниц, для всех тех, кого утешала, ободряла и кого наставляла на праведный путь христианской веры схимонахиня Рахиль, конечно, очень интересно, весьма полезно и поучительно познакомиться с ее жизнеописанием. Батюшка признается, что «очень страшно приступить к описанию живого, непосредственного общения человека с Богом и Его Пречистой Матерью, какое в наше время трудно даже и представить. Трудно описать и изобразить словами такую веру в Бога, такую всеобщую любовь, какие воплотила в себе матушка Рахиль. Но в то же время, - продолжает отец Сергий, - я хорошо знаю, как необходимо именно в настоящий момент, под свежим впечатлением, при ясности памяти собрать хотя бы сырой материал о ее жизни - о трудах, о подвигах, о старчестве, о примерах глубокой веры, о великих делах чудотворения, прозорливости и вообще - духовного водительства. Знаю я также и о том, как полезно все это для величия Церкви Христовой. Полезно это и для колеблющихся в вере».
Мы не будем рассказывать вам всё жизнеописание старицы, коснемся лишь первоначальных ее шагов к своей подвижнической жизни. Как повествует автор, будущая монахиня Рахиль родилась в начале 19 столетия в городе Дорогобуже Смоленской губернии, в весьма благочестивой семье купцов Коротковых. В Крещении ее назвали Марией. О своем детстве она рассказывала мало. Про родную мать почти никогда не вспоминала и не говорила о ней - очевидно, - предполагает отец Сергий, - девочка очень рано осиротела. Вспоминала матушка Рахиль о своем родном брате, с которым вместе обучалась грамоте. В родительском доме Мария сверх всякого своего желания воспитывалась в несколько светском духе, хотя и в полном благочестии. С большой охотою она читала книги - конечно, духовного содержания, которых в их доме было достаточно.
Любила Мария подолгу молиться и дома, и в храме, любила возжигать свечи, подавать нищим, ходить на богомолье и в ближайшие монастыри, и по разным храмам города и уезда, где бывали праздники. Часто принимала она у себя дома странниц и слушала их рассказы об их путешествиях, о подвигах старцев и стариц. С самого юного возраста Марию, под влиянием чтения Жития Святых и живых рассказов паломников о монастырях, о подвигах угодников Божиих, неудержимо влекло посетить святые места, побывать в Киево-Печерской Лавре, и особенно тянуло к святым мощам преподобного Феодосия Печерского, к которому она питала глубокое и безотчетное почитание и благоговение. Эта мечта, наконец, осуществилась. Как повествует автор, 14-летней девочкой Мария с разрешения и благословения своего отца вместе с шестью юными подругами из своего родного города Дорогобужа отправились пешком на богомолье по святым местам. Конечной ее было целью посетить Киево-Печерскую Лавру и поклониться преподобному Феодосию.
Происходило это в начале лета. В Киевской Лавре тогда было громадное стечение богомольцев, так что у Марии и надежды не было скоро пробраться к гробнице преподобного Феодосия. Но сверх всякого ожидания, как бы волною, ее передвинуло к самой гробнице. Здесь она горячо молилась и высказала свое желание, может быть еще и не твердое: поступить в монастырь. У изголовья раки Мария увидела монаха-старца, который произвел на нее впечатление очень ласкового и доброго священника. Ее душа так и льнула к этому старцу, от которого веяло святостью, и проявлялась эта святость в каждом его слове, во всем обращении с молящимися. Старец благословил Марию и сказал, что ее молитва принята Богом, что просимое со временем исполнится. И не сразу она поняла, что разговаривала с самим прп. Феодосием Печерским. Так, по словам автора, матушка Рахиль по чистоте своей душевной сподобилась благодатного общения с праведником, сияющим на небесах.
Это продолжительное паломническое путешествие по святым местам для юной Марии стало как бы фундаментом для дальнейшей ее жизни, а благословение преподобного Феодосия укрепило в ней стремление к монашескому подвигу. К 16-ти годам появились у Марии женихи и начали ее сватать, но она ни в мыслях, ни в сердце не имела желания замужества, а поэтому перед женихами и перед отцом отговаривалась и уклонялась, скрывая в глубине души свое желание: поступить в монастырь. Она говорила: «Надо об этом подумать, помолиться усерднее Богу; ведь это дело великое, а не пустяковое, его спешно решать нельзя. Положимся во всем на волю Божию, как будет угодно Богу». А Богу было угодно, чтобы Мария не выходила замуж. Господь готовил ее к великому подвигу старчества - отирать слезы у страждущего люда, согревать их своею любовью, укреплять маловерных, указывать ежечасно падающим путь спасения.
Автор описывает, как Господь положил начало к этому. На 17-м году жизни Мария, собирая грибы, нечаянно наколола себе глаз, и он у нее сильно заболел. Нестерпимая ломота была во всей голове. Ни днем, ни ночью не было покоя, болезнь не ослабевала ни на час и очень сильно изнурила юную Марию. В таком тяжелом состоянии, возлагая всю свою надежду на помощь Царицы Небесной, Мария отпрашивается у своего отца в Болдинский монастырь, находящийся от города Дорогобужа в 15-и верстах. Монастырь был основан преподобным Герасимом в 1528 году, здесь почивали и святые мощи его, и находилась чтимая чудотворная икона Божией Матери Казанская. Здесь, в монастыре, Мария дает тайный обет уйти в монастырь, если получит исцеление своего больного глаза.
После молебна перед ракой и чудотворным Образом, во время которого Мария усердно молилась, прося Матерь Божию и преподобного Герасима исцелить ее, служащий монах помазал больной глаз маслом из неугасимой лампады, и боль в глазу и голове сразу утихла. Мария получила полное исцеление. В то же время она услышала тихий голос, как бы внутренний: «Мария, обет надо исполнить». С этого времени девушка совершенно переменилась. Ее теперь перестали интересовать мирские развлечения и удовольствия. Она как бы начала постепенно умирать для мира и готовиться к великому подвигу. А о том, как жила дальше угодница Божия и как совершала свой нелегкий путь ко спасению, читайте на страницах этой книги.
*** Как свидетельствует автор, преподобная Рахиль прожила 128 лет, отличалась неземной добротой ко всем, кто приходил к ней. На иконе она изображена со свитком в руках, на котором написано: «На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще Небо, куда должны стремиться все живущие». В марте 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Празднование преподобной совершается 10 октября, в день ее преставления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!