У книжной полки. 10 мая

10 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Со святыми упокой: Православный обряд погребения.

 

В «праздников Праздник и Торжество торжеств» для всех открываются врата Царствия Небесного, что знаменуют собой круглосуточно открытые в храмах Царские врата. Весь мир — видимый невидимый — радуется о торжестве Жизни над смертью. Это время — не сугубых молитв о помиловании, их о живых и умерших мы со­вершаем Великим постом. А время — велико­го благодарения и прославления Бога за Его любовь к нам, настолько сильную, что Своей мучительной смертью на Кресте Он искупил нас от вечной гибели, Своею смертию общую смерть «поправ». Пасхальные же молитвы об усопших мы совершаем в специально установленный Церковью день — Радоницу. Этот день получил свое название от слова «радость», а еще его называют пасхой мертвых. В утешение скорбящим о смерти близких Издательство Отчий дом выпустило книгу, которая называется – «Со святыми упокой: Православный обряд погребения». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

В этой небольшой книге издатели постарались объединить все, в чем нуждаются люди, потерявшие близких: объяснение того, что, по учению Православной Церкви, происходит с человеком после смерти; пояснения православной традиции погребения и поминовения усопших; чины, последования, молитвы о упокоении усопших; богооткровенные мысли святых отцов о тайне смерти и о том, что ждет нас за гробом. Открывает книгу глава под названием – «На пороге вечности». Здесь мы читаем следующее: «Жизнь человека скоротечна и таинственна. Она начинается в утробе матери, где удивительным образом создается неповторимая человеческая личность. Потом человек живет на земле, а потом - уходит. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его, — свидетельствует Екклесиаст (Еккл. 12, 7).

Так почему же так страшна для человека сама мысль о смерти? Прежде всего, потому что смерть противоречит человеческой природе. Человек чувствует, что призван жить вечно, и страшится неестественного для себя состояния. Как свидетельствует библейская история, заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2, 15-17). Как знаем мы из дальнейшего развития событий, Адам и Ева нарушили данную Богом заповедь и этим поступком дали смерти власть над собой и своими потомками, то есть над каждым из нас. Но две тысячи лет назад произошло величайшее событие в земной истории. Сам Бог сошел на землю и уничтожил смерть.

Смерть! Где твоё жало? ад! где твоя победа? - восклицает апостол Павел о воскресении Христа, - поглощена смерть победою (1 Кор.15, 55, 54). Таким образом, люди, истинно верующие во Христа, живущие по Его заповедям избавляются от страха смерти. Как говорит тот же апостол Павел: Для меня жизнь Христос, и смерть при­обретение... Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несрав­ненно лучше (Флп. 1,21, 23). Что же делать тем, кто слаб духом, не си­лен верой и порабощен грехом? Мы боимся смерти — своей и своих близких, мы стара­емся прогнать от себя саму мысль о смер­ти. И все-таки знаем, что неизбежно умрем, только не знаем когда именно, и что ждет нас за гробом.

Бессмысленно прогонять от себя память о неизбежном, бессмысленно де­лать вид, что мы или близкие наши никогда не умрем. Можно сколько угодно упорство­вать в своем неверии, пытаться убедить себя и окружающих, что мы не умрем, а если и умрем, то не скоро. Смерть придет к нам, и не спросит нашего согласия. А важным ока­жется одно: в каком духовном состоянии она нас застанет. Но как часто люди упорствуют в своих заблуждениях, пороках, пристра­стиях, предубеждениях. А главное — в своем неверии, как герои поучительной христианской притчи – два младенца в материнской утробе. Один из них был верующим, а другой — неверующим. Один верил, что будет жизнь после родов, а другой – нет. «Вот увидишь, - уверял верующий брат - наша настоящая жизнь начнется только тогда, когда мы родимся». Так и наша настоящая жизнь начнется не здесь на земле, а в Вечности.

Святая Церковь, как любящая мама, предлагает человеку множество возможностей подготовиться к переходу в вечную жизнь. Она питает нас благодатью через Таинства, она развивает и взращивает в нас неповторимую личность, во всем подобную нашему Творцу, она учит нас тем законам, по которым живет Небесное Царство. Поэтому позаботимся о себе и своих близких, будем готовиться к вечности в этой временной скоротечной жиз­ни. И не устрашимся смерти, когда бы она ни пришла к нам! Так, Святым Таинством Крещения человек входит в Церковь Христову, становится сыном Божиим, освобождается от господства первородного греха, получая в сердце росток благодати. Этот росток человек должен взращивать всю жизнь, борясь с грехом и преуспевая в добродетели. И тогда он получает в наследство вечное Царство любви и радости.

В Таинстве Миропомазания новокрещеному человеку даруется благодать Святого Духа, помогающая ему на пути духовной жизни. Святое Таинство Покаяния дано нам как оружие против греха. Бог не заставляет нас жить добродетельно, он предоставил нам сво­боду выбора. Сам человек должен утвердить­ся в добре данной Богом свободой своей воли, выработать противоядие ко греху. Исповедуя свои грехи в присутствии священника, мы ка­емся в них перед Богом, и разрешительная мо­литва, произносимая священником, омывает и исцеляет нас от ран, нанесенных грехом. Святое Таинство Причащения соединяет нас с Богом. Непостижима и таинственна эта связь. Святое Причащение преображает саму нашу природу, просвещает нас изнутри вечным светом, который станет только сильнее, когда мы разлучимся с телом.

Святое Таинство Елеосвящения (или Соборование) учреждено апостолами для исцеления тяжких недугов, для облегчения страданий, для освобождения от забытых грехов, которые мы не очистили покаянием. В Таинстве Брака мужу и жене дается благодать созидать свою семью - малую церковь, как заповедал Господь. В Таинстве Священства избранному из числа верующих человеку дается благодать совершать Таинства Церкви. Все мы стоим на пороге вечности — неза­висимо от того, здоровы мы или больны, бед­ны или богаты, просты или познали глубины житейской мудрости, только начинаем жить или готовимся к исходу. Жизнь скоротечна и изменчива. А Святые Таинства даются нам всем — они освещают нашу жизнь лучом Бо­жественной любви, которая, присутствуя во времени, сияет вечно.

Часто люди умирают внезапно, не напутствованные Таинствами: кто-то уходит, так не став членом Церкви, кого-то подвергают насильственной смерти, иногда человек дерзает сам прервать свое земное существование. Пути исхода так же разнообразны и неповторимы, как судьбы людей. И никто, кроме Бога, не знает, почему произошло так, а не иначе, и не нам об этом судить. Лучше будем молиться об ушедших любящим сердцем, го­рячо и усердно. В Православной Церкви нель­зя поминать за богослужением некрещеных или иноверцев, самоубийц. А православных христиан Церковь торжественно и красиво провожает в последний земной путь и молится о них. Об этом и многом другом рассказывает данная книга.

 

*** Что же остается главным для нас — пока еще живущих на земле? Нам заповедано любить Бога и друг друга. Эта любовь не подвластна скоротечности времени, она зависит только от того, насколько мы готовы, насколько мы способны любить. И если мы любим, то смерти нет. Любовь Христова к каждому из нас победила смерть раз и навсегда. И человек, которого мы любим, который любит нас, не исчезнет, а уйдет в иной мир, и мы будем по-прежнему любить его, и постараемся помочь ему так, как заповедует Церковь Христова. Надеемся, - говорят издатели, - что эта книга утешит тех, кто потерял своих близких, даст силы перенести утрату, углубит знания церковной жизни, а главное - поможет обрести горячую веру и сердцем взывать: «Соедини, Господи, умершия и живыя в нескончаемой радости».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать