Аудио |
|
Скачать .mp3 |
К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь.
Как сообщают некоторые исторические источники, 10 июня 404 года святитель Иоанн Златоуст, претерпевший гонения от властей, был отправлен во вторую и последнюю свою ссылку в отдаленное место в Армении, называемое Кукузом. Со слабым здоровьем он был переселен в суровый климат, постоянно терпел оскорбления от своих врагов, но несокрушимая вера в Промысл Божий и постоянная благодарность Господу, сохраняли в нем твердость духа и помогали не впадать в уныние. Напротив, находясь в самых трудных обстоятельствах своей жизни, святитель продолжал проповедовать среди местных жителей и писал для своих друзей утешительные сочинения. Эти сочинения сохранились до наших дней, но о них мы расскажем в другой раз. А сегодня представляем вашему вниманию более раннее произведение святителя, написанное им во время его диаконского служения. Оно называется – «К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь». ***
В основу этой книги, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница, легло нравственно-аскетическое произведение святителя Иоанна Златоуста «К Стагирию». Как уже отмечалось ранее, оно было написано в то время, когда Златоуст был еще диаконом, и было адресовано его другу-монаху, одолеваемому бесовскими нападениями, и касается темы страдания праведников, Божиего Промысла и злобы диавола по отношению к христианам. Из жития святого известно, что диаконом он стал в начале 381 года. По словам Александра Павловича Лопухина, «обязанности диакона в то время были весьма сложны. Кроме исполнения поручений епископа и служения в церкви, он должен был особенно заботиться о разных нуждах немощных и бедных христиан.
Ему приходилось посещать больных и утешать умирающих, помогать бедным и изыскивать средства на их содержание. Должность трудная, требовавшая полного самоотвержения и любви, но вместе с тем она была и превосходной школой для приготовления к высшему пастырскому служению». Служение диакона поставило Иоанна в среду действительной жизни, и открыла пред его глазами мир, полный слез и страданий. Он увидел людей в их немощах, бедствиях, неправдах и пороках. Картина печальная, - пишет Лопухин, - но знакомство с ней было необходимо для него в предстоявшем ему служении, и она именно сделала из него того истинного пастыря и благотворителя страждущих, каким он стал впоследствии.
С саном диаконства, - по словам Лопухина, - не соединялось церковное учительство, принадлежавшее пресвитерам, да и сами обязанности этого, преимущественно благотворительного служения, не давали времени и возможности для такого учительства. Но не выступая со словесным учительством, Иоанн не оставлял учительства письменного. К данному периоду времени относится несколько замечательных рассуждений святого отца, среди которых и “Три слова к подвижнику Стагирию”. Как говорится в предисловии этого сочинения, Стагирий происходил из знатного и богатого дома и был воспитан в правилах христианской веры. По благочестивому настроению своему он, отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников.
Однако вскоре Стагирий, по попущению Божию, подвергся действию демона (беса или злого духа), и страдал припадками беснования, причинявшими ему такие мучения и такое душевное уныние, что он даже хотел лишить себя жизни. Святой Иоанн, узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым находился в дружеских отношениях, желал доставить ему духовное утешение посредством письменных увещаний. Лично посетить друга он не мог по причине собственной болезни, постигшей его после подвигов в пустыне, где подвижник пребывал до принятия диаконского сана. В своих трех посланиях диакон Иоанн преподает другу своей юности утешение в объявшем его унынии, доказав, что все в человеческой жизни находится под ведением Промысла Божия и потому все направляется к лучшему и именно к посрамлению исконного человеконенавистника – диавола.
Златоуст стремится утешить своего друга и донести до него, что невольные страдания, в том числе наносимые бесами, происходят не без Божественного попущения и замысла и побуждают подвергшегося им переносить их с терпением, мужеством и упованием на милость Божию, что в свою очередь ведет человека ко спасению души в блаженной вечности и к святости. Святой Иоанн Златоуст показывает на многочисленных примерах из Священного Писания страдание праведников и их стойкость в этих страданиях, ставшую образцом для подражания всех страждущих христиан, и предлагает действенные способы борьбы со страстями уныния и печали, которые естественно одолевают человека в разных обстоятельствах.
Напомнив другу историю сотворения человека и его грехопадения, святитель Иоанн показывает, как много благ дал Господь Адаму. Но тот не сумел сохранить данные ему дары, поддался на диавольские уловки и был изгнан из рая. С тех пор наложил Господь на человека подвиги и труды, с чем связаны, конечно, и определенные скорби. При этом святитель отмечает, что «не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию». «Об этом, пишет святой Иоанн, - пророк еще говорит так: «благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс. 118:71)». «И блаженный Павел, который столько просиял благодатию и превзошел человеческую природу, - по словам святителя, - имел нужду в этом благотворном средстве. Посему и говорил: «дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:7-9).
Хотя, размышляет Златоуст, евангельская проповедь могла быть совершена и без гонений, без скорбей, без трудов и подвигов, однако Христос не восхотел этого, промышляя о проповедниках. Поэтому и сказал им: «в мире скорбни будете» (Ин. 16:33). И желающим войти в царство небесное, Он повелел идти тесным путем, так как иначе невозможно достигнуть его (Мф. 7:13). Итак, - отмечает святитель, - скорби, искушения и все случающияся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение». Так, от слова к слову, используя примеры из Священного Писания, святитель в первом своем послании напоминает Стагирию, «о том, что Бог испытывает его известным образом не по отвращению и не по ненависти, а по особенной любви». «Но так как ты, - пишет он другу во втором письме, - по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах».
Все далее сказанное святителем во втором слове, по его мнению, может потушить пламень уныния и расположить к благодушию. «Но, - пишет он в третьем послании, - чтобы утешение было полнее, я решился прибавить тебе и это слово, наперед предложив тебе следующий вопрос : скажи мне, если бы кто призвал тебя на царство земное, и между тем тебе предстояло бы, прежде чем войдешь в город и наденешь на себя венец, остановиться в гостинице, в которой и грязь, и дым, и шум от путешественников и опасности от разбойников, и теснота, безпорядок великий, неужели ты обратил бы внимание на эти неприятности, а не пренебрег всеми ими, как ничтожными? Так не странно ли, что надеющийся обладать землею не смущается никакими встречающимися трудностями, одушевляясь надеждами на царствование, а призываемый на небеса падает духом и смущается при каждой из случающихся с нами в этой гостинице неприятностей? Состояние здешней жизни нисколько не разнится от гостиницы и пребывания в постоялом доме: это и желали выразить святые, называя себя странниками и пришельцами, и такими словами научая нас пренебрегать и удовольствиями и неприятностями настоящей жизни и, отрешившись от земли, всею душою прилепляться к небу». Далее святой автор на примере жизни святых показывает Стагирию, что «Бог испытывает нас для искупления наших грехов и более снисходителен к нам, чем мы сами».
*** Прочитав эту книгу, читатель увидит, что во всех своих рассуждениях будущий святитель, а тогда диакон Иоанн, выступал строгим ревнителем телесной чистоты и в них содержится все, что только может служить к укреплению духа в борьбе с искушениями плоти. В сане диакона святой Иоанн прослужил пять лет, после чего как «полезнейший деятель для церкви», был возведен в сан пресвитера. Как священник, а потом и как епископ, он был любим многими, но сражаясь за чистоту веры Православной, имел и много врагов. Сам претерпел гонения и страдания, но его утешительный голос не умолкал при любых обстоятельствах. Как он звучит и со страниц этой книги, которая, по словам издателей, будет особенно полезна тем, кто находится в состоянии уныния и депрессии, чтобы достойно преодолеть эти тяжкие душевные недуги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!