У книжной полки. 10 июня

10 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь.

 

Как сообщают некоторые исторические источники, 10 июня 404 года святитель Иоанн Златоуст, претерпевший гонения от властей, был отправлен во вторую и последнюю свою ссылку в отдаленное место в Армении, называемое Кукузом. Со слабым здоровьем он был переселен в суровый климат, постоянно терпел оскорбления от своих врагов, но несокрушимая вера в Промысл Божий и постоянная благодарность Господу, сохраняли в нем твердость духа и помогали не впадать в уныние. Напротив, находясь в самых трудных обстоятельствах своей жизни, святитель продолжал проповедовать среди местных жителей и писал для своих друзей утешительные сочинения. Эти сочинения сохранились до наших дней, но о них мы расскажем в другой раз. А сегодня представляем вашему вниманию более раннее произведение святителя, написанное им во время его диаконского служения. Оно называется – «К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь». ***

В основу этой книги, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница, легло нравственно-аскетическое произведение святителя Иоанна Златоуста «К Стагирию». Как уже отмечалось ранее, оно было написано в то время, когда Златоуст был еще диаконом, и было адресовано его другу-монаху, одолеваемому бесовскими нападениями, и касается темы страдания праведников, Божиего Промысла и злобы диавола по отношению к христианам. Из жития святого известно, что диаконом он стал в начале 381 года. По словам Александра Павловича Лопухина, «обязанности диакона в то время были весьма сложны. Кроме исполнения поручений епископа и служения в церкви, он должен был особенно заботиться о разных нуждах немощных и бедных христиан.

Ему приходилось посещать больных и утешать умирающих, помогать бедным и изыскивать средства на их содержание. Должность трудная, требовавшая полного самоотвержения и любви, но вместе с тем она была и превосходной школой для приготовления к высшему пастырскому служению». Служение диакона поставило Иоанна в среду действительной жизни, и открыла пред его глазами мир, полный слез и страданий. Он увидел людей в их немощах, бедствиях, неправдах и пороках. Картина печальная, - пишет Лопухин, - но знакомство с ней было необходимо для него в предстоявшем ему служении, и она именно сделала из него того истинного пастыря и благотворителя страждущих, каким он стал впоследствии.

С саном диаконства, - по словам Лопухина, - не соединялось церковное учительство, принадлежавшее пресвитерам, да и сами обязанности этого, преимущественно благотворительного служения, не давали времени и возможности для такого учительства. Но не выступая со словесным учительством, Иоанн не оставлял учительства письменного. К данному периоду времени относится несколько замечательных рассуждений святого отца, среди которых и “Три слова к подвижнику Стагирию”. Как говорится в предисловии этого сочинения, Стагирий происходил из знатного и богатого дома и был воспитан в правилах христианской веры. По благочестивому настроению своему он, отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников.

Однако вскоре Стагирий, по попущению Божию, подвергся действию демона (беса или злого духа), и страдал припадками беснования, причинявшими ему такие мучения и такое душевное уныние, что он даже хотел лишить себя жизни. Святой Иоанн, узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым находился в дружеских отношениях, желал доставить ему духовное утешение посредством письменных увещаний. Лично посетить друга он не мог по причине собственной болезни, постигшей его после подвигов в пустыне, где подвижник пребывал до принятия диаконского сана. В своих трех посланиях диакон Иоанн преподает другу своей юности утешение в объявшем его унынии, доказав, что все в человеческой жизни находится под ведением Промысла Божия и потому все направляется к лучшему и именно к посрамлению исконного человеконенавистника – диавола.

Златоуст стремится утешить своего друга и донести до него, что невольные страдания, в том числе наносимые бесами, происходят не без Божественного попущения и замысла и побуждают подвергшегося им переносить их с терпением, мужеством и упованием на милость Божию, что в свою очередь ведет человека ко спасению души в блаженной вечности и к святости. Святой Иоанн Златоуст показывает на многочисленных примерах из Священного Писания страдание праведников и их стойкость в этих страданиях, ставшую образцом для подражания всех страждущих христиан, и предлагает действенные способы борьбы со страстями уныния и печали, которые естественно одолевают человека в разных обстоятельствах.

Напомнив другу историю сотворения человека и его грехопадения, святитель Иоанн показывает, как много благ дал Господь Адаму. Но тот не сумел сохранить данные ему дары, поддался на диавольские уловки и был изгнан из рая. С тех пор наложил Господь на человека подвиги и труды, с чем связаны, конечно, и определенные скорби. При этом святитель отмечает, что «не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию». «Об этом, пишет святой Иоанн, - пророк еще говорит так: «благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс. 118:71)». «И блаженный Павел, который столько просиял благодатию и превзошел человеческую природу, - по словам святителя, - имел нужду в этом благотворном средстве. Посему и говорил: «дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:7-9).

Хотя, размышляет Златоуст, евангельская проповедь могла быть совершена и без гонений, без скорбей, без трудов и подвигов, однако Христос не восхотел этого, промышляя о проповедниках. Поэтому и сказал им: «в мире скорбни будете» (Ин. 16:33). И желающим войти в царство небесное, Он повелел идти тесным путем, так как иначе невозможно достигнуть его (Мф. 7:13). Итак, - отмечает святитель, - скорби, искушения и все случающияся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение». Так, от слова к слову, используя примеры из Священного Писания, святитель в первом своем послании напоминает Стагирию, «о том, что Бог испытывает его известным образом не по отвращению и не по ненависти, а по особенной любви». «Но так как ты, - пишет он другу во втором письме, - по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах».

Все далее сказанное святителем во втором слове, по его мнению, может потушить пламень уныния и расположить к благодушию. «Но, - пишет он в третьем послании, - чтобы утешение было полнее, я решился прибавить тебе и это слово, наперед предложив тебе следующий вопрос : скажи мне, если бы кто призвал тебя на царство земное, и между тем тебе предстояло бы, прежде чем войдешь в город и наденешь на себя венец, остановиться в гостинице, в которой и грязь, и дым, и шум от путешественников и опасности от разбойников, и теснота, безпорядок великий, неужели ты обратил бы внимание на эти неприятности, а не пренебрег всеми ими, как ничтожными? Так не странно ли, что надеющийся обладать землею не смущается никакими встречающимися трудностями, одушевляясь надеждами на царствование, а призываемый на небеса падает духом и смущается при каждой из случающихся с нами в этой гостинице неприятностей? Состояние здешней жизни нисколько не разнится от гостиницы и пребывания в постоялом доме: это и желали выразить святые, называя себя странниками и пришельцами, и такими словами научая нас пренебрегать и удовольствиями и неприятностями настоящей жизни и, отрешившись от земли, всею душою прилепляться к небу». Далее святой автор на примере жизни святых показывает Стагирию, что «Бог испытывает нас для искупления наших грехов и более снисходителен к нам, чем мы сами».

 

*** Прочитав эту книгу, читатель увидит, что во всех своих рассуждениях будущий святитель, а тогда диакон Иоанн, выступал строгим ревнителем телесной чистоты и в них содержится все, что только может служить к укреплению духа в борьбе с искушениями плоти. В сане диакона святой Иоанн прослужил пять лет, после чего как «полезнейший деятель для церкви», был возведен в сан пресвитера. Как священник, а потом и как епископ, он был любим многими, но сражаясь за чистоту веры Православной, имел и много врагов. Сам претерпел гонения и страдания, но его утешительный голос не умолкал при любых обстоятельствах. Как он звучит и со страниц этой книги, которая, по словам издателей, будет особенно полезна тем, кто находится в состоянии уныния и депрессии, чтобы достойно преодолеть эти тяжкие душевные недуги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать