Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Евангелие с кратким толкователем», составитель протоиерей Борис Балашов.
По словам святителя Тихона Задонского, «Евангелие и жизнь Христова есть свет. Все, что этому свету противоположно в нас, есть тьма. Как ставим зеркало перед лицом своим... так нужно ставить душу перед зеркалом Евангелия и жития Христова и все противоположное им очищать, как порок, покаянием и сокрушением сердца». Другой святой отец – святитель Игнатий (Брянчанинов) на вопрос «Что значит последовать Христу?» отвечает: «Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела». Для того чтоб читать Евангелие с пониманием, каждому православному христианину нужно найти хорошее толкование, найти которое в наше время – не проблема. В одной из наших предыдущих программ, мы предлагали вашему вниманию книгу - «Толкование Евангелия» Бориса Гладкова, а сегодня на нашей книжной полке «Евангелие с кратким толкователем», составленное протоиереем Борисом Балашовым. Об этом издании – далее в нашей программе. ***
Книга «Евангелие с кратким толкователем» является первым томом «Нового Завета с кратким толкователем», который готовится к выходу в издательстве «Христианская жизнь». Такие краткие объяснения Священного Писания, по мнению издателей, - очень удобны тем, что, являясь по форме «заметками на полях», они не отвлекают читателя длинными пространными комментариями, а позволяют сосредоточиться на евангельском тексте. Это способствует вдумчивому чтению, помогает лучше понять то спасительное учение, которое оставил Господь наш Иисус Христос. Главная особенность данного издания заключается в том, что к каждому Евангелию дается краткий подстрочный толкователь, в котором объясняются как целые стихи, так и отдельные слова или фразы. Толкования составлены на основе святоотеческого понимания евангельского откровения, но адаптированы для современного читателя.
Православная Церковь всегда поощряла чтение и изучение Священного Писания. Но, поскольку Евангелия написаны двадцать столетий назад и адресованы людям определенной исторической эпохи и культуры, некоторые слова и образы, которые использует Христос, например, в притчах, могут трудно восприниматься современными читателями. Поэтому те, кто хотят читать Евангелие осознанно, не могут обойтись без объяснений непонятных для них мест. Толкования, вошедшие в данную книгу, составлены на основе святоотеческого понимания евангельского текста, они написаны живым русским языком и ориентированы на наших современников. Кроме того, автором-составителем предпринята попытка объяснить те места Священного Писания, которые часто вызывают трудности восприятия, сделать их понятными для всех читателей.
Издание содержит канонический текст четырех Евангелий в синодальном переводе. Как отмечают издатели, это самый лучший перевод книг Священного Писания на русский язык, сделанный в середине XIX века и выполненный в полном соответствии с учением и духовной традицией Православной Церкви на высоком научном уровне. Для плодотворного чтения и более глубокого понимания в текст книги включены приложения, которые содержат информацию о географическом положении Палестины, о политическом и религиозно-нравственном состоянии еврейского народа перед пришествием Мессии, о религиозных исканиях языческих народов. Здесь же читатели найдут таблицу последовательности евангельских событий и пояснения некоторых слов и выражений, встречающихся в евангельском тексте.
Ну а теперь скажу немного о самих четырех Евангелиях и их святых авторах. Писателем первого Евангелия был святой Матфей, носивший также имя Левий, сын Алфея, - один из двенадцати Христовых апостолов. До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, т.е. сборщиком податей, и, как таковой, конечно, был нелюбим своими соотечественниками-евреями. Тронутый до глубины души милостью Господа, не воз-гнушавшегося им, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над фарисейскими преданиями и воззрениями, носившими печать внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. Вот почему только этот евангелист приводит в таких подробностях сильную обличительную речь Господа против книжников и лицемеров-фарисеев, которую мы находим в 23-й главе его Евангелия. Надо полагать, что по этой же причине этот апостол особенно близко принял к сердцу дело спасения именно своего родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными, губительными фарисейскими понятиями и взглядами, а потому Евангелие от Матфея обращено в первую очередь к евреям.
В своем Евангелии апостол Матфей ставит цель: доказать еврееям, что Иисус Христос является именно тем Мессией, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки, что Он и есть исполнение закона и пророков (см. Мф. 5, 17); что ветхозаветное откровение, смысл которого был затемнен книжниками и фарисеями, только в христианстве становится ясным и понятным и раскрывает свою совершеннейшую глубину. Поэтому Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает большое количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Спасителе ветхозаветных пророчеств. Евангелие от Матфея являет нам тайну Царства Божия, которая, явившись через служение Господа Иисуса Христа, в то же время ожидает своего полного откровения в конечных судьбах мира.
Второе Евангелие написано апостолом Марком, носившим также имя Иоанн. Он был по происхождению иудеем. Его мать Мария имела свой дом в Иерусалиме (см. Деян. 12, 12), который стал местом молитвенных собраний первохристианской общины. В отличие от Матфея, Марк был, по всей вероятности, очевидцем лишь последнего периода земной жизни Господа. Только в Евангелии от Марка рассказывается, что, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, некий юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия -святого Марка, хотя есть и иные мнения. Марк не являлся одним из двенадцати апостолов Христовых - по свидетельству Предания, он был из числа семидесяти учеников Господа. Как помощник он был спутником и истолкователем речей апостола Петра, и записал то, что услышал от него.
Само содержание Евангелия от Марка ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и приводится со всем немного ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем встречаются в нем латинские слова. Святой Марк в своем Евангелии уделяет основное внимание яркому повествованию о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не Сын Давидов, как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. Поэтому и эмблемой Марка является лев - царственное животное, символ мощи и силы. В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от Матфея, но отличается большей краткостью. Третье каноническое Евангелие выделяется из других своим хорошим греческим языком и стремлением к исторической точности в изложении евангельских событий. Церковное Предание и современная наука считают это евангельское повествование, как и книгу Деяний святых апостолов, написанными святым Лукой, спутником апостола Павла.
«При всем своем стремлении к исторической точности евангелист Лука остается прежде всего богословом и описывает жизнь Спасителя в свете Его Воскресения. Все события, описанные евангелистом, осмысляются им как неразрывно связанные с Воскресением и Вознесением Христа одесную Бога Отца. В этом плане следует отметить обыкновение святого Луки заменять в своих повествованиях имя "Иисус" христологическим термином "Господь" или ставить их вместе - "Господь Иисус", что было в обыкновении первенствующей Церкви». Четвертое каноническое Евангелие, по Преданию Церкви уже со II века по Р.Х., принадлежит любимому ученику Иисуса Христа Иоанну Богослову. Любящая душа апостола Иоанна, свойственная ему особая религиозная настроенность поставили его выше других апостолов и дали ему первое место среди близких друзей Богочеловека.
*** В завершение программы прочитаю вам слова прп. Серафима Саровского о пользе чтения Евангелия. «Вот я, убогий Серафим, прохожу Евангелие ежедневно. В понедельник читаю от Матфея от начала до конца, во вторник - от Марка, в среду - от Луки, в четверг - от Иоанна, в последние же дни разделяю Деяния и Послания апостольские и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелия и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его, день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые роду человеческому и ко мне, недостойному. Какое было бы невыразимое утешение, если бы жизнь Христа Спасителя читалась нами постоянно, во всякое время, как она услаждала бы и душу, и самый телесный состав наш, и на какую высокую степень чистоты и совершенства могла бы взойти душа от этого постоянного услаждения». Этими словами святого старца мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!