У книжной полки. 10 июля

10 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Между страхом и надеждой. Преподобный Амвросий Оптинский: Житие. Наставления.

 

«Наряду с преподобным Серафимом Саровским и митрополитом Московским Филаретом старец Амвросий является, быть может, самой яркой, самой заметной личностью среди русских христианских деятелей 19 века. Его образ дышит необыкновенной выразительностью, и, при всей чарующей мягкости и нежности тонов, ему присущих, с великой силой через всю его жизнь прошла одна главная струя — искание Бога и служение человеку». Такими словами отзывается писатель Евгений Николаевич Поселянин о святом Амвросии. И сегодня, в день памяти преподобного старца Оптинского, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в Издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Она называется – «Между страхом и надеждой. Преподобный Амвросий Оптинский: Житие. Наставления». ***

В эту книгу вошли жизнеописание и поучения одного из самых известных Оптинских старцев, опытнейшего духовника, отличавшегося одновременно удивительной простотой и поразительной Божественной мудростью - святого преподобного Амвросия Оптинского. О его жизни составитель Вера Каткова рассказывает следующее: «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье понома­ря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны. Перед рождением младенца к деду его, священнику этого села, съехалось много гостей. Родительница, Мария Николаевна, была переведена в баню. 23 ноября в доме о. Феодора была большая суматоха, — и в доме был народ, и перед домом толпился народ. В этот день, 23 ноября родился Александр — будущий старец Оптиной пустыни, преподобный Амвросий Оптинский. Старец шутливо приго­варивал: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

В детстве Александр был очень бойким, ве­селым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени учился он читать по славянско­му букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Будущий подвижник никогда не видел и не слышал ничего худого, т.к. воспитывался в строгой цер­ковной и религиозной среде. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь учеба давалась ему легко. Как вспоминал впоследствии его товарищ по семинарии: «Тут, бывало, на пос­ледние деньги купишь свечку, твердишь, твер­дишь заданные уроки; он же (Саша Гренков) занимался мало, а придет в класс, станет на­ставнику отвечать, — точно как по писаному, лучше всех».

В июле 1836 г. Александр Грен­ков успешно окончил семинарию, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Он как будто чувствовал в душе своей особое при­звание и не спешил пристроить себя к опре­деленному положению, как бы ожидая зова Божия. Некоторое время был домашним учи­телем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного учили­ща. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михай­лович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему при­шлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного юношеско­го веселья и беспечности сменялись пери­одами острой тоски и грусти, усиленной мо­литвы и слез.

Однажды, будучи уже в Липецке и гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, яв­ственно расслышал в его журчании слова: «Хвалите Бога, любите Бога...». Дома, уединя­ясь от любопытных взоров, он пламенно мо­лился Божией Матери просветить его ум и на­править его волю. Вообще он не обладал на­стойчивой волей и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушать­ся меня с первого слова. Я — человек уступчи­вый. Если будете спорить со мной, я могу ус­тупить, но это не будет вам на пользу». В той же Тамбовской епархии, в селе Троекурово, проживал известный в то время подвижник Иларион. Александр Михайлович пришел к нему за советом, и старец сказал ему: «Иди в Оптину Пустынь — и будешь опытен. Можно бы пойти и в Саров, но там уже нет теперь никаких опытных старцев, как прежде». (Ста­рец преподобный Серафим незадолго перед этим скончался).

Когда наступили летние каникулы 1839 г., Александр Михайлович вместе со своим то­варищем по семинарии и сослуживцем по Липецкому училищу Покровским, снарядив кибитку, отправились на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру поклониться игумену земли Русской — преподобному Сергию. Вернувшись в Липецк, Александр Михай­лович продолжал еще сомневаться и не сразу мог решиться порвать с миром. Случилось это, однако, после одного вечера в гостях, когда он смешил всех присутствующих. Все были веселы и довольны и в прекрасном настрое­нии разошлись по домам. Что же касается Александра Михайловича, если и раньше в таких случаях он чувствовал раскаяние, то теперь его воображению живо представил­ся его обет, данный Богу, вспомнилось ему горение духа в Троицкой Лавре и прежние долгие молитвы, воздыхания и слезы, опре­деление Божие, переданное через о. Илариона. Наутро решимость твердо созрела. Опасаясь, что уговоры родных и знако­мых поколеблют его решимость, Александр Михайлович тайно от всех ушел в Оптину, не испросив даже разрешения епархиального начальства.

Так началась подвижническая жизнь удивительного старца Амвросия. Всем тем, кто почитает этого святого, известно, что преподобный Амвросий в 36 лет стал инвалидом по состоянию здоровья, но при этом он никогда не впадал в уныние. И чем тяжелее были у него приступы болезни, тем более возрастал он духовно. Не понаслышке зная, что такое физические страдания, преподобный Амвросий всегда находил в себе силы помогать другим. Его неподдельная любовь к ближним, доброта, простота в общении, житейский юмор, духовные советы, пропущенные через сердце, оказывали на страждущих живительное воздействие. После общения с ним люди духовно преображались, становились другими. Советы и наставления преподобного Амвросия дошли до нас в его письмах к многочисленным духовным чадам - мирянам и монашествующим.

В этой книге собраны «Советы супругам и родителям», наставления в добродетелях, избранные поучения мирянам. Завершают данный сборник молитвы прп. Амвросию. В разделе - «Советы супругам и родителям» собраны ответы родителям, как воспитывать детей, ответы детям, как себя вести по отношению к родителям, советы семейным людям, терпящим разные жизненные неурядицы, советы, как распоряжаться своим материальным достоянием. Старец пишет о добродетельной жизни, об испытаниях и искушениях, о болезнях и смерти близких, хранении благочестия, об обидящих и ненавидящих нас. Прочитаю вам лишь одно наставление родителям, которое относится непосредственно к нашей программе. В нем старец говорит о чтении.

«Мнение мое, - учит прп. Амвросий, - в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум Священной Историей и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощью Божией суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного древа и за то изгнанных из рая. Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных псалмов, например: “Живый в помощи Вышняго”, “Господь просвещение мое” и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию».

Раздел книги «Наставления в добродетелях» открывается вопросом: «Как жить?» Здесь автор-составитель пишет: «От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?» Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить, не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». «Не тужить» значит переносить благодуш­но в жизни скорби и неудачи. «Не осуждать» указывает на распространенный между людь­ми недостаток осуждать ближних. «Не досаж­дать» — не причинять кому-либо неприятность или скорбь. «Всем мое почтение» — относить­ся ко всем с почтением и не гордиться. Основ­ная мысль этого изречения — смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

 

*** О старческом служении преподобного Амвросия богослов Сергей Николаевич Булгаков писал: «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений... Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь...» Сегодня бесценная сокровищница духовных советов прп. Амвросия доступна не только духовным чадам старца, но и многим другим верующим людям. И часть этой сокровищницы представлена на страницах книги «Между страхом и надеждой».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать