У книжной полки. 10 февраля

10 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Полное собрание сочинений Ефрема Сирина в 8-ми томах.

 

Преподобный Ефрем Сирин, память которого Святая Церковь совершает сегодня, всегда пользовался общим уважением в Церкви, как за свою жизнь, так и за свои писания. Святитель Григорий Нисский говорит: «Прославлять мне надобно того, который на устах у всех христиан, Ефрема, которого жизнь и учение сияют во всем мире». Блаженный Иероним свидетельствует, что писания его в некоторых церквях читались в церковных собраниях после Священного Писания. Уважение, какое питала древняя Церковь к писаниям прп. Ефрема, открывается и из того, что многие его сочинения еще при жизни святого были переведены на греческий язык. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию «Полное собрание сочинений Ефрема Сирина в 8-ми томах», которое вышло в свет в Издательстве «Русский паломник». ***

Жизнь каждого человека определяется Божественным Промыслом, но в жизни святых угодников действие Его более явственно и очевидно. Взять, к примеру, жизнь святого Ефрема Сирина. Как говорится в житие, которое открывает данное издание, родился он «в первых годах четвертого столетья, в Низибии, главном городе северо-восточной части Месопотамии, или в его окрестностях. Родители святого были незнатного рода, но отличались христианскими добродетелями, поэтому особо пеклись о воспитании своего сына в страхе Божием. Сам прп. Ефрем говорит о летах своей юности: „я был уже причастником благодати, — от отцев получил наставление о Христе. Родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о многих, пострадавших за Христа; отцы при мне исповедали Его пред судьею, я родственник мученикам».

Еще в первые годы жизни Ефрема, Бог показал будущее величие дитяти в знаменательном видении или сне, вследствие которого, может быть, он и был назван Ефремом, т. е. плодоносным. Было открыто, что на языке дитяти выросло виноградное дерево, которое так наконец разрослось, что ветвями своими покрыло всю землю, и так было плодоносно, что чем более птицы питались плодами его, тем более умножались плоды. Но лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был раздражителен, в юности часто ссорился и совершал необдуманные поступки. Юноша даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Вскоре после этого Ефрем был оправдан и освобожден. И тогда в юноше пробудилось глубокое покаяние. Он удалился в пустынные горы, где стал учеником святого Иакова, впоследствии святителя Низибийского. Со временем Ефрем сам стал преподобным отцом и обрел дар премудрости. Написал много замечательных книг, многих грешников обратил ко Христу. Встречался со святителем Василием Великим, который хотел поставить св. Ефрема в священники, но тот по смирению отказался, просил у святого Василия испросить у Бога способность говорить и писать по-гречески. Святитель рукоположил Ефрема в диаконы, а Господь даровал ему совершенное знание греческого языка.

По содержанию, все многочисленные труды прп. Ефрема подразделяются на духовно-нравственные, полемико-догматические, толковательные и молитвы. По таким критериям они распределены и в данном издании. Так, три первых тома составляют «Писания духовно-нравственные». Вот что пишут о них издатели: «В духовно-нравственных творениях прп. Ефрем является, по преимуществу, проповедником сокрушения сердечного. Ни о чем так много не говорил и не писал он, как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения. Святитель Григорий Нисский говорит, что «непрестанно плакать для св. Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, — прибавляет святитель Григорий, — тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость».

По словам издателей, ни днем, ни ночью не отступала от преподобного Ефрема мысль о грехах. «На ложе моем, — говорил он в одном из своих умилительных песнопений, — помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез. Ободряли меня разбойник, мытарь, Мария, грешница, хананеянка, а также кровоточивая, и самаряныня при колодце водном. Они говорили мне: «Восстань, умоляй о щедротах; Господь твой исполнен щедрот». По опыту зная спасительные плоды сокрушения и слез, прп. Ефрем и в своих наставлениях другим живо изображал силу спасительного плача. «Начало плача, - говорит он, - познание самого себя...». Но стоит отметить, что сокрушение святого не было, горьким безотрадным состоянием души. И сквозь слезы сияет в словах его тихая небесная радость, истекающая из сердца, полного любви к Богу и крепкого упования на своего Спасителя.

В четвертый том данного издания вошли молитвы прп. Ефрема. Как отмечают издатели, в своих творениях преподобный Ефрем часто обращается от беседы с людьми к сладкому собеседованию с Богом, или молитве. Но и кроме этого, он оставил Церкви много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Они дошли до нас частично на греческом языке, но более на сирийском. Между ними главное место занимают: песнопения на Рождество Христово, покаянные и погребальные. Хвалебные песни прп. Ефрема Господу воплотившемуся отличаются торжественностью. Покаянные песнопения - исполнены умиления, как и все беседы святого отца о покаянии. В своих погребальных песнях святой отец призывает к молитвам за отшедших, растворяет скорбь отрадным упованием на милость Искупителя, напоминает оставшимся о скоротечности жизни, о Страшном Суде и вечной жизни.

Пятый том составили полемико-догматические и толковательные писания прп. Ефрема. По словам издателей, «в полемико-догматических творениях святой Ефрем является защитником истины против современных ему лжеучителей, возмущавших Церковь Едесскую. Эти догматические творения написаны более в виде благоговейных размышлений об истинах, подвергаемых сомнению или перетолкованию, нежели в виде исследований догматических. Он не входит в подробное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, но, по большей части, только указывает на них, или даже просто излагает истину так, как она исповедуется и как должно исповедовать ее верному сыну Церкви. Многие полемические сочинения против еретических заблуждений преподобный Ефрем писал в стихах, потому что сами еретики в то время излагали свое лжеучение в стихах.

Следующие три тома составляют толковательные писания. По свидетельству святителя Григория Нисского, преподобный Ефрем написал толкование на всё Священное Писание. «Ефрем, — говорит он, — толковал все древнее и новое Писание, от сотворения мира до последней благодатной книги». Как отмечает святитель Григорий, прп. Ефрем объяснял Писание буквально, но и не оставлял без объяснения глубоких тайн созерцания. Строго осуждая слепых приверженцев буквы Писания, он также осуждает излишнюю наклонность к аллегорическому толкованию. По словам издателей, толковательные творения бесспорно составляют один из лучших трудов Ефрема Сирина.

 

*** Святой Ефрем Сирин - выдающийся церковный писатель IV века, обличитель ереси и песнопевец Церкви, учитель христианской жизни. В своих наставлениях он обнял почти весь круг нравственных предметов и преподал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели. Читая труды святого Ефрема Сирина, невольно понимаешь, что ничего чудеснее не читал в жизни. Неисчерпаемый кладезь мудрости в Боге - и написано это так легко и просто. Даже в самых высоких предметах преподобный Ефрем понятен для каждого. Поэтому его творения адресованы всем, ищущим спасения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать