Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Полное собрание сочинений Ефрема Сирина в 8-ми томах.
Преподобный Ефрем Сирин, память которого Святая Церковь совершает сегодня, всегда пользовался общим уважением в Церкви, как за свою жизнь, так и за свои писания. Святитель Григорий Нисский говорит: «Прославлять мне надобно того, который на устах у всех христиан, Ефрема, которого жизнь и учение сияют во всем мире». Блаженный Иероним свидетельствует, что писания его в некоторых церквях читались в церковных собраниях после Священного Писания. Уважение, какое питала древняя Церковь к писаниям прп. Ефрема, открывается и из того, что многие его сочинения еще при жизни святого были переведены на греческий язык. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию «Полное собрание сочинений Ефрема Сирина в 8-ми томах», которое вышло в свет в Издательстве «Русский паломник». ***
Жизнь каждого человека определяется Божественным Промыслом, но в жизни святых угодников действие Его более явственно и очевидно. Взять, к примеру, жизнь святого Ефрема Сирина. Как говорится в житие, которое открывает данное издание, родился он «в первых годах четвертого столетья, в Низибии, главном городе северо-восточной части Месопотамии, или в его окрестностях. Родители святого были незнатного рода, но отличались христианскими добродетелями, поэтому особо пеклись о воспитании своего сына в страхе Божием. Сам прп. Ефрем говорит о летах своей юности: „я был уже причастником благодати, — от отцев получил наставление о Христе. Родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о многих, пострадавших за Христа; отцы при мне исповедали Его пред судьею, я родственник мученикам».
Еще в первые годы жизни Ефрема, Бог показал будущее величие дитяти в знаменательном видении или сне, вследствие которого, может быть, он и был назван Ефремом, т. е. плодоносным. Было открыто, что на языке дитяти выросло виноградное дерево, которое так наконец разрослось, что ветвями своими покрыло всю землю, и так было плодоносно, что чем более птицы питались плодами его, тем более умножались плоды. Но лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был раздражителен, в юности часто ссорился и совершал необдуманные поступки. Юноша даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление.
Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Вскоре после этого Ефрем был оправдан и освобожден. И тогда в юноше пробудилось глубокое покаяние. Он удалился в пустынные горы, где стал учеником святого Иакова, впоследствии святителя Низибийского. Со временем Ефрем сам стал преподобным отцом и обрел дар премудрости. Написал много замечательных книг, многих грешников обратил ко Христу. Встречался со святителем Василием Великим, который хотел поставить св. Ефрема в священники, но тот по смирению отказался, просил у святого Василия испросить у Бога способность говорить и писать по-гречески. Святитель рукоположил Ефрема в диаконы, а Господь даровал ему совершенное знание греческого языка.
По содержанию, все многочисленные труды прп. Ефрема подразделяются на духовно-нравственные, полемико-догматические, толковательные и молитвы. По таким критериям они распределены и в данном издании. Так, три первых тома составляют «Писания духовно-нравственные». Вот что пишут о них издатели: «В духовно-нравственных творениях прп. Ефрем является, по преимуществу, проповедником сокрушения сердечного. Ни о чем так много не говорил и не писал он, как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения. Святитель Григорий Нисский говорит, что «непрестанно плакать для св. Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, — прибавляет святитель Григорий, — тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость».
По словам издателей, ни днем, ни ночью не отступала от преподобного Ефрема мысль о грехах. «На ложе моем, — говорил он в одном из своих умилительных песнопений, — помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез. Ободряли меня разбойник, мытарь, Мария, грешница, хананеянка, а также кровоточивая, и самаряныня при колодце водном. Они говорили мне: «Восстань, умоляй о щедротах; Господь твой исполнен щедрот». По опыту зная спасительные плоды сокрушения и слез, прп. Ефрем и в своих наставлениях другим живо изображал силу спасительного плача. «Начало плача, - говорит он, - познание самого себя...». Но стоит отметить, что сокрушение святого не было, горьким безотрадным состоянием души. И сквозь слезы сияет в словах его тихая небесная радость, истекающая из сердца, полного любви к Богу и крепкого упования на своего Спасителя.
В четвертый том данного издания вошли молитвы прп. Ефрема. Как отмечают издатели, в своих творениях преподобный Ефрем часто обращается от беседы с людьми к сладкому собеседованию с Богом, или молитве. Но и кроме этого, он оставил Церкви много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Они дошли до нас частично на греческом языке, но более на сирийском. Между ними главное место занимают: песнопения на Рождество Христово, покаянные и погребальные. Хвалебные песни прп. Ефрема Господу воплотившемуся отличаются торжественностью. Покаянные песнопения - исполнены умиления, как и все беседы святого отца о покаянии. В своих погребальных песнях святой отец призывает к молитвам за отшедших, растворяет скорбь отрадным упованием на милость Искупителя, напоминает оставшимся о скоротечности жизни, о Страшном Суде и вечной жизни.
Пятый том составили полемико-догматические и толковательные писания прп. Ефрема. По словам издателей, «в полемико-догматических творениях святой Ефрем является защитником истины против современных ему лжеучителей, возмущавших Церковь Едесскую. Эти догматические творения написаны более в виде благоговейных размышлений об истинах, подвергаемых сомнению или перетолкованию, нежели в виде исследований догматических. Он не входит в подробное рассмотрение оснований, на которых утверждается истина, но, по большей части, только указывает на них, или даже просто излагает истину так, как она исповедуется и как должно исповедовать ее верному сыну Церкви. Многие полемические сочинения против еретических заблуждений преподобный Ефрем писал в стихах, потому что сами еретики в то время излагали свое лжеучение в стихах.
Следующие три тома составляют толковательные писания. По свидетельству святителя Григория Нисского, преподобный Ефрем написал толкование на всё Священное Писание. «Ефрем, — говорит он, — толковал все древнее и новое Писание, от сотворения мира до последней благодатной книги». Как отмечает святитель Григорий, прп. Ефрем объяснял Писание буквально, но и не оставлял без объяснения глубоких тайн созерцания. Строго осуждая слепых приверженцев буквы Писания, он также осуждает излишнюю наклонность к аллегорическому толкованию. По словам издателей, толковательные творения бесспорно составляют один из лучших трудов Ефрема Сирина.
*** Святой Ефрем Сирин - выдающийся церковный писатель IV века, обличитель ереси и песнопевец Церкви, учитель христианской жизни. В своих наставлениях он обнял почти весь круг нравственных предметов и преподал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели. Читая труды святого Ефрема Сирина, невольно понимаешь, что ничего чудеснее не читал в жизни. Неисчерпаемый кладезь мудрости в Боге - и написано это так легко и просто. Даже в самых высоких предметах преподобный Ефрем понятен для каждого. Поэтому его творения адресованы всем, ищущим спасения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!